Синие горы, белые птицы

Джулия Арье
«Лозанна – самый маленький из «большой пятерки» главных городов Швейцарии – по праву считается одним из самых интересных и удивительных городов Европы. Расположенный на крутых холмах и омываемый водами озера Леман (известного нам под именем Женевского), город завораживает архитектурой и ландшафтами. Чудесный город (население - 120 000 чел.), в котором узкие старинные улочки исторического центра гармонично сочетаются с новыми современными кварталами, а виды на Женевское озеро и Альпы достойны кисти художника. Лозанна - культурный центр и один из наиболее посещаемых туристами городов Швейцарии. В ней находится хорошо известный в Европе университет, много частных школ и других образовательных учреждений. В Лозанне расположен Международный Олимпийский Комитет»
Справочник туриста

     Иногда мне снится дивный сон. Он повторяется в деталях: синие горы, белые птицы, розовые сады. Я просыпаюсь и понимаю: я снова там, в сказочной Лозанне, в городе, где живут обычные люди.
Вообще, похоже, что Господь задумал Швейцарию как немой укор нам, нерадивым. Вот, мол, чего мы лишились (в общем масштабе). И построил подобие рая в отдельно взятой стране. Местные жители уже по факту рождения  - народ избранный. А мы, остальные – лишь туристы в райском саду.
Лозанна очаровывает мгновенно. Придраться абсолютно не к чему! Архитектура и местная кухня, климат и шопинг, исторические памятники и географическое положение – все восхищает, все радует.
Жители Лозанны выглядят удовлетворенными. Они беспечно прогуливаются у фонтанов, со вкусом пьют кофе за столиками под открытым небом, радостно  обнимаются с друзьями…и терпеть не могут уличных фотографов.
Отворачиваются, пригибаются и даже перебегают на другую сторону улицы – только бы не попасть в рамку видоискателя. Одна пожилая пара даже отчитала меня за то, что я покусилась на съемку их мохнатой смешной собачки.  Что ж, тем дороже мне те немногие жанровые сценки из жизни города.
В конце мая над Лозанной стоит аромат цветника. Прохладный ветерок с Женевского озера освежает ноздри и выдувает из головы все грустные  мысли. Если ты уверился в том, что жизнь – мерзавка, ты – неудачник, а счастье ходит где-то рядом, да не с тобой – просто купи билет в эту страну, прошвырнись бездумно вдоль уютных улочек, улыбнись нарядным горожанкам, вдохни запах ванили и корицы уличных кафе…   Ты излечился. 
В Швейцарии депрессивное состояние считается тяжелым недугом. Гражданин, пораженный этим вирусом, находится под  наблюдением медиков, регулярно посещает специалистов и  получает от государства пособие. Денежная помощь не дает несчастному погрузиться в переживания о куске хлеба и тем усугубить свою болезнь. В основном швейцарцы здоровый народ. Нет причин быть другими: их страна ни с кем не конфликтует, население активно бегает вокруг  Женевского озера (знаменитый ежегодный марафон), а из крана течет хрустальная вода…
Но когда все хорошо – постепенно становится плохо. Мышечный тонус на высоте, а генетический аппарат разваливается. Наступает вырождение нации.  От такой напасти есть один рецепт: переливание крови. Мне такое в детстве делали: брали из руки порцию алой жидкости и впрыскивали в ягодицу. Подобное впрыскивание осуществили дальновидные швейцарцы, открыв границы своего земного рая для иммигрантов.  И потекла в страну новая кровь! Главным образом  знойных латиноамериканок. За короткое время экзотические красавицы покорили не только рынок труда, но и  представителей мужского населения. Южный темперамент прекрасно дополняет европейскую сдержанность местных  жителей.
Как следствие – темпы прироста темноглазого, золотолицего населения страны не могут не радовать современных демографов.

В Лозанне все дороги, улицы и тропинки ведут к любимому месту встреч и прогулок горожан: Женевскому озеру.
Все побережье Женевского озера (иначе озеро Леман) «утыкано» мачтами яхт  -  символа спортивного драйва, активного туризма, семейного отдыха, а также источника дохода прибрежных рыбаков.
Тут и там с берега и с лодок свисают в воду удочки охотников на рыбу. Красные буи отображают границы пляжа, а по всей глади озера рассыпаны ослепительные в солнечных лучах тушки белых длинношеих птиц.
Лебеди -  птицы красивые, но злобные. Они устраивают лежбища на камнях,  хватают за ноги семенящих вдоль побережья бегунов и шипят на детей, плескающихся у берега.
Дети местных жителей, как я успела заметить, такие же капризные, как наши, и так же любят сладкое. Да и взрослым нелегко удержаться  от соблазна отведать знаменитые шоколадно-молочные деликатесы Гельвеции.
Молочные продукты в Швейцарии выше всяких похвал.
По тучным зеленым пастбищам бродят тучные пятнистые коровы. Размер их вымени рождает двойственное чувство: зависть к местным фермерам и уверенность, что швейцарская корова с российской ее сестрой имеет мало общего… Количество молока, производимое коровами, судя по сырам и прочим молочным вкусностям, никак не отражается на его качестве. Я думаю, все дело в том, что местные буренки пребывают в постоянном восхищении от окрестных пейзажей. Все просто: животное радуется, удои растут.

Женевское озеро манит тебя своими далями в синей дымке, рельефами и горами в белых шапках, мечтой о романтической стране Франции… - да вот же она, на противоположном берегу, на зеленеющем склоне. Ты прогуливаешься вдоль берега, восхищенный поэзией ландшафта, и улыбаешься всем встречным,  совсем незнакомым тебе людям: благостное состояние здесь – норма. Улыбаешься и выслушиваешь бесконечные «пардон, мадам!» Это извинение за то, что своим присутствием на узкой тропинке невольно нарушили твое  у-единение с природой…

В общем, к концу недели мне стало совсем невыносимо от всех этих «прекрасностей» - и мне захотелось немедленно, вот сию же минуту очутиться в родном сумасшедшем городе, с нормальными, «беспардонными», соотечественниками, вдохнуть запахи московского метро… Почти бегом я направилась в местное турагентство и с большими потерями поменяла авиабилет на завтра.
…В Москве меня никто не понял. Да я и сама по прошествии времени почти уверилась в своей ненормальности…

 И вот совсем недавно в дневниках Н.В.Гоголя случайно обнаружила такие строки:
 «Что тебе сказать о Швейцарии? Все виды да виды, так что мне уже от них наконец становится тошно, и если бы мне попалось теперь наше подлое и плоское русское местоположение с бревенчатою избою и сереньким небом, то я бы в состоянии им восхищаться».

На днях мне снова приснились белые лебеди на фоне голубых Альп…

Фото автора