Мечтатель или провидец?

Фурта Станислав
Предисловие к книге Ицхака Кальдерона Адизеса "Политические озарения", М., Рид Групп, 2012г. (http://www.ozon.ru/context/detail/id/7974874/)

Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист, и пыль несёт,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждёт?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орёл, тяжёл и страшен…
На чёрный пень… Спроси его?

А.С. Пушкин

Есть идеи, которые никто ни у кого не заимствует, но которые, тем не менее, высказываются многими мыслителями одновременно. Пользуясь обыденными терминами, можно сказать, что идеи эти «носятся в воздухе», философы же определят, что такие идеи имеют архетипическое значение. Тем более, когда эти идеи касаются судеб современной цивилизации. А будущее нашей цивилизации туманно и тревожно, и отрывок из стихотворения А.С. Пушкина для метафорического описания современного положения в мире взят мной в качестве эпиграфа неслучайно.

15 марта 2011 году в рамках семинара, посвященного корпоративной социальной ответственности, организованного в Москве Институтом экономических стратегий, мне довелось прослушать лекцию Президента Международной лиги стратегического управления, оценки и учёта профессора Робина Мэтьюза. Суть своего выступления г-н Мэтьюз проиллюстрировал несколькими графическими образами. Он нарисовал с десяток кругов, каждый из которых изображал либо отдельного индивида, либо некоторую организацию. Затем между некоторыми кругами он изобразил связи в виде линий. Вот по такой схеме, некогда, по словам профессора Мэтьюза, могла существовать человеческая цивилизация. Отдельные её элементы были способны функционировать отдельно друг от друга, либо становились зависимыми, образуя некоторые альянсы. Какова, по мнению профессора Мэтьюза, графическая модель сегодняшней цивилизации? Отвечая на этот вопрос, он соединил линиями ВСЕ изображённые круги со ВСЕМИ. Ситуация в современном мире характеризуется английским словом interdependency – взаимозависимость. Ни один индивид, ни одна фирма, ни одна организация не может действовать сегодня, не оказывая заметное влияние на все остальные элементы сети (global networking). Недаром цепочка «революций» на Ближнем Востоке, уничтожившая казавшиеся незыблемыми политические режимы, началась с крайне незначительного на первый взгляд события – конфискации партии овощей и фруктов у тунисского торговца.

А вот ключевые мысли из книги, которую Вы, уважаемый читатель, держите в руках:
 
«Когда мы осознаем, что на глобальном уровне нет частных интересов, а есть интересы всего земного шара, перед нами тут же всплывет множество проблем…

…Мы все взаимозависимы; если каждая страна будет продолжать действовать, как будто значение имеют лишь ее собственные интересы, проблемы не решатся никогда.

…Если мы взаимозависимы, мы должны действовать сообща. Сложившуюся на сегодняшний день ситуацию я бы назвал невзаимодействующей взаимозависимостью. Ни к чему хорошему это привести не может.

… Мы быстро приближаемся к развилке, на которой определится, есть ли будущее у нашей цивилизации. И в зависимости от того, как мы себя поведем, мы можем встретить либо новую Эру Водолея, либо полный апокалипсис. Что нас ждет? Удивительная новая культура, в которой поведение людей будет основано на полном доверии и взаимном уважении, или тотальное разрушение цивилизации?»

Д-р Ицхак Кальдерон Адизес

Имя автора этих строк для российского читателя не нуждается в представлении.

Доктор Ицхак Кальдерон Адизес – основатель и директор Adizes Institute в Лос-Анджелесе, Калифорния, а также руководитель Adizes Graduate School for the Study of Change and Leadership, действующей при этом институте. Влияние работ доктора Адизеса на теорию и практику современного менеджмента, влияние его идей на умы управленцев и собственников бизнеса трудно переоценить. Ицхак Адизес – исследователь, посвятивший более сорока лет разработке и совершенствованию своего метода повышения эффективности корпораций за счёт глубоких и в то же время (и это, пожалуй, главное) безболезненных преобразований. Его перу принадлежит более 20 книг, посвящённых вопросам стратегического планирования, лидерству и различным аспектам менеджмента, среди которых – абсолютные бестселлеры, как на западном, так и на российском рынках: «Управление жизненным циклом корпорации», «Идеальный руководитель», «Управляя изменениями» и другие. К услугам Ицхака Адизеса как консультанта обращаются крупнейшие мировые компании и правительства ведущих стран.

Книга, которую я представляю российскому читателю, не типична для Ицхака Адизеса. В самом её появлении, в жанре, в котором она написана, я усматриваю некоторый знак. Во-первых, уважаемый читатель, вы держите в руках не что иное, как электронные дневники д-ра Адизеса. С 2003 г. на сайте Института Адизеса под заголовком «Insights» - озарения, существует блог, содержание которого обновляется как минимум раз в неделю, и в котором Ицхак Кальдерон Адизес делится с читателями своими мыслями не только на тему развития современного менеджмента, но и по многим актуальным проблемам бытия. Сам д-р Адизес признаёт: «Я навсегда останусь частью доинтернетовского поколения… Интернет, блоги и сообщения в Твиттере хороши для быстрого и масштабного распространения информации, но мне они кажутся недолговечными, временными, а в книге есть некое постоянство». Это отношение Ицхака Кальдерона Адизеса к книге, как более значимому носителю информации, побудило его опубликовать «Озарения» несколькими отдельными изданиями. Во-вторых, «Озарения» Ицхака Адизеса для российского читателя – это возрождение жанра литературных дневников, жанра некогда очень популярного, но почти совершенно исчезнувшего в последнее время.

Первая книга из серии «Озарений» посвящена политике. Почему? Во-первых, философы всегда утверждали тождество макро- и микрокосма, следовательно, для лучшего понимания процессов, которые происходят в отдельно взятой организации, нужно понимать происходящие ныне глобальные процессы. Во-вторых, никакая организация не существует в вакууме, политическое же окружение – есть среда существования этой организации. В-третьих, современная цивилизация столь стремительно движется… не к краху, используем более осторожное определение, принадлежащее Ицхаку Адизесу, к дезинтеграции, что Адизес, как гуманист-мыслитель, не может не предавать этой теме первостепенное значение.

Так в чём же состоит позиция д-ра Ицхака Кальдерона Адизеса по глобальным вопросам?

Мир многообразен. Мир противоречив. Мир взаимозависим. А главное, что мир развивается и изменяется. Эти обстоятельства порождают проблемы, а проблемы, в свою очередь, становятся источниками конфликтов.

«Конфликт похож на бурное течение. Оно имеет колоссальную энергию, которая, например, может вырабатывать электричество, а может стать причиной разрушительного наводнения».

Конфликт может иметь конструктивное, а может – деструктивное разрешение. Адизес пишет о четырёх факторах, обращающих разрушительный конфликт в конструктивный:

• общее видение и ценности;
• наличие функциональной структуры (единого управления);
• грамотно организованный процесс принятия решений;
• люди, имеющие правильный взгляд на вещи.

Что может стать той интегрирующей ценностью, предотвращающей развитие конструктивного конфликта в деструктивный. Уважение. Определяя этот, увы, почти не используемый в современной политической риторике термин, Адизес аппелирует к Иммануилу Канту: «Уважение есть признание суверенного права другого человека быть не таким, как вы». И далее, развивая эту мысль, он пишет: «Если в обществе преобладает такое отношение, мы открыты для изучения разных мнений. Нет особого смысла слушать только тех, кто с нами согласен, ведь этим мы только укрепляемся в своем (возможно, ошибочном) мнении. Выслушивая же оппонентов, мы обогащаемся новой информацией, и тем самым наши решения становятся более обоснованными. В результате мы учимся ценить несогласие».

Второй базовой ценностью, о которой пишет Адизес, является «доверие».

«Доверие отличается от уважения. Доверие возникает, когда есть осознаваемая всеми общность интересов, и понимание, что будущее можно улучшить для всех, а не для какой-то отдельной группы. Людям свойственно бояться, что одни окажутся в лучшем положении за счет других, и что приносимые ради общего дела жертвы не будут равноценными; без доверия во взаимоотношениях между группами одна группа в конечном итоге чаще всего оказывается победителем, а другая –¬проигравшим. Если люди не доверяют друг другу, они много энергии тратят  впустую: на подозрения, бессмысленную конкурентную борьбу и т.д.»

Интересно, что именно общие ценности «доверие и уважение» в трактовке Адизеса дифференцируют демократические системы от тоталитарных:

«Тоталитаризм делит все на черное и белое. Это просто и ясно, в отличие от сложной риторики демократов. Именно поэтому нетерпимые к инакомыслящим политические течения, государства и религиозные секты имеют преимущество в периоды активных перемен. Именно поэтому, когда растет темп перемен, усиливается и какофония демагогических лозунгов, политических и религиозных – мусульманских, еврейских, христианских. Это – одно из побочных проявлений прогресса».

Однако, «уважение», которое проповедует Ицхак Адизес, отнюдь не означает повальной толерантности к деструктивным сообществам, включая террористические и фашистские.

«В такой … обстановке было бы в корне неверно разрешить кому бы то ни было подрывать устои нашего общества, демократические принципы, или разжигать расовую вражду. Все нетерпимые течения, движения, организации и секты следует запретить, а образовательную систему выстроить таким образом, чтобы сформировать у людей установку на интеграцию, разнообразие и толерантность»

Но где же те функциональные структуры, которые смогут защитить право демократических стран на «инакость», вытекающую из общих ценностей?

«Человечеству необходим единый руководящий орган, совет, который будет действовать в интересах всех землян… Кто будет в этом совете? Глобальная проблема требует глобального решения. В такой орган должны войти наиболее влиятельные люди во всех сферах. Они должны объединить в своих руках полномочия, власть и влияние (coalesced authority, power, and influence – CAPI). В этот совет должны войти и те, кто потенциально способен пустить под откос деятельность подобного органа власти, — по моим наблюдениям, люди, которые гребут на лодке, не раскачивают лодку.

Зачем нам нужна группа, обладающая всей полнотой власти? Потому что механизмы, с помощью которых цивилизация до сих пор вырабатывала судьбоносные решения, более не работают. Нам нужен институт, способный принимать и реализовывать решения, учитывающие личные и национальные интересы, в том числе и тех людей, которые не участвуют в политике, чтобы формовать единую политику во всеобщих интересах. Располагая всеми рычагами власти, подобная группа будет иметь возможность и способности провести в жизнь нужные решения».

Далее Адизес подробно обсуждает вопрос, сможет ли таким органом стать Организация объединённых наций.

Кто же войдёт в обладающую всей полнотой власти группу, кто те правильные люди, имеющие правильный взгляд на вещи?

«Помимо политиков, во Всемирный совет должны входить крупнейшие бизнесмены, ведущие деятели науки и искусств, религиозные лидеры, представители мировых СМИ. Среди них должны также быть технологи и интеллигенция, - люди «которые знают, КАК сделать то, ЧТО следует сделать». Они не обязательно должны отвечать за принятие или осуществление решений…»

Уважаемый читатель! Я думаю, что по мере чтения этих строк у Вас накопилось много исторических аналогий. Созданием Всемирного правительства грезили многие политики прошлого. От их идей мы сегодня открещиваемся, как от утопических. Но утопических почему? Потому что не воплотились в жизнь тогда? Не воплотились, потому что мир оказался не готов к восприятию этих идей? Да и сегодня мир вряд ли готов к попытке реализации схемы мирового устройства по Ицхаку Адизесу. Есть только одно НО, разделяющее сегодня и вчера. Сегодня мир настолько близко подошёл к дезинтеграции, что комплекс мер, предлагаемых д-ром Адизесом, возможно, является одним из немногих путей спасения цивилизации.

В этой книге Вы, уважаемый читатель, найдёте ещё много интересных идей, высказываемых Ицхаком Кальдероном Адизесом на тему сегодняшнего и, возможно, будущего мирового устройства. Например, о роли бизнеса в обществе и политике:

«…И эта отлично оснащенная, эффективная машина стала жить собственной жизнью, подвергая опасности окружающую среду — наши воздух, воду и природные ресурсы. Бизнес располагает такими средствами, что непропорционально влияет на другие элементы общества, такие как политическое окружение. И на социальную среду, постоянно увеличивая пропасть между бедными и богатыми — как в отдельных странах, так и глобально. Этот процесс затрагивает все: окружающую среду, политику, общество, даже юридические структуры.

…Я хочу ясно выразить свою мысль. Я не говорю, что бизнесмены безответственны и не имеют совести. Многие из них видят, что мир идет в неверном направлении,  и объединяют усилия с некоммерческими организациями, пытаясь изменить планету к лучшему.

…Проблема не в людях. Проблема в том, что система сильнее людей. Мы все еще сами крутим баранку автомобиля, но в реальности он все более и более управляется автоматическими компьютерными системами, и мы превращаемся в простых пассажиров.»

Другая, для меня совершенно неожиданная мысль об экспорте американской системы управления как тормозе демократии:

«Управленческие методы, которым мы учим других, не поддерживают демократию и не способствуют росту разнообразия стилей и интересов. То, что мы преподаем, практикуем и распространяем, подрывает демократию и насаждает диктат, в лучшем случае,  доброжелательный».

И очень трогательный, возможно немного наивный призыв (в рамках базовых ценностей «уважения и доверия») учредить Всемирный День прощения:

«Я предлагаю учредить ежегодный День прощения, в который каждая нация должна просить прощения у тех, кому она причинила зло – и это совершенно не обязательно должен быть еврейский Холокост. В этот день турки должны признать преступления, совершенные ими против армян, а армяне признают, что и им есть, в чем повиниться перед турками. Япония признает свои преступления против китайцев, а американцы – против индейцев. Представители всех общественных групп— женщины, мужчины, старые, молодые — должны продемонстрировать свое стремление никогда впредь не допускать ничего подобного.»

Книга Ицхака Адизеса очень многогранна. Это не только глобальный анализ существующего положения вещей в мире и не только картины будущего мироустройства. Это и взвешенные мнения Ицхака Кальдерона Адизеса о событиях и политической ситуации в различных странах, в большинстве случаев, основанные на опыте консультирования правительств этих стран. Эти части книги иногда напоминают жанр политических портретов. Среди «героев» Ицхака Адизеса – знакомые русскому читателю персонажи и не очень: Владимир Путин, Михаил Горбачёв, Слободан Милошевич, Бранко Црвенковский, Винсенте Фокс и др.

Вот, например, штрихи к политическому портрету Владимира Путина:

«Россия традиционно не только поддерживала власть, она ее прославляла. Именно поэтому Сталин так долго оставался во власти. Тех, кто шел наперекор этой культуре, как Борис Ельцин, общество отвергало и презирало. Ельцин появлялся на публике пьяным и даже танцевал как цирковой клоун. Благодаря его действиям распался Советский Союз и многие обвиняют его в утере прежней славы России. Путин, напротив, воспринимается как человек, возвращающий русским гордость и чувство собственного достоинства.

…Я не оправдываю действия Путина. Нисколько. Но то, что он делает, вполне ожидаемо: не он, так кто-нибудь другой поступал бы точно так же. Путин понимает, чего от него хочет страна; он стремится вернуть российскому обществу точку опоры, потому что изменения, произошедшие в России, в буквальном смысле подорвали устои».

Портреты политиков, данные Ицхаком Кальдероном Адизесом, важны на фоне тех временных политических пейзажей, к которым они относятся. Анализируя с позиций сегодняшнего дня сделанные им некогда выводы, мы можем только подивиться провидческому дару Адизеса.

Вот несколько отрывков из бесед Ицхака Адизеса со Слободаном Милошевичем в 1991 г., пришедшим к власти на волне лозунга «Косово – в Сербию»:

«Вы должны отпустить Косово… Способ, которым вы получили власть, не годится, чтобы оставаться у власти. Косово – это гангрена Сербии. И она продолжает распространяться… Уходите из Косово, сократите свои потери, или вы подвергнете опасности всю Сербию».

Окончание противостояния Сербия – Косово хорошо известно. Декларация независимости Косово, провозглашенная утром 17 февраля 2008, была только последним актом в драме, которая началась давным-давно.

И ещё один показательный пример, по стечению обстоятельств также балканский. Д-р Адизес пишет:

«В Черногории я читал лекции правительственным чиновникам. Некоторые из них с энтузиазмом рассказывали мне, что у Черногории сегодня большой профицит бюджета и положительный платежный баланс. Они гордились иностранными "инвестициями", которые наводняют страну.

Меня это совсем не радует. По моему мнению, профицит и деньги в казне появились потому, что они распродают страну. Земля, фабрики, здания - все продается, и другие страны, особенно русские, скупают все это. “Это не инвестиции,”– сказал я заместителю премьер-министра за деловым обедом. – “Что вы будете продавать, когда все, что можно продать, закончится?”»

Черногория – маленькая балканская страна, великолепная природа которой и живописные пляжи всё больше притягивают русских туристов. Уважаемые читатели! Был ли кто-нибудь из вас на великолепном черногорском курорте Петровац? Обратили ли вы внимание на один простой факт? Основной язык общения там – русский. По сути дела вся значимая недвижимость в Петроваце, вся индустрия гостеприимства скуплена русскими бизнесменами. Не об этом ли предупреждал Ицхак Адизес?

Можно было бы привести ещё много примеров того, как провидел д-р Ицхак Адизес ту или иную политическую ситуацию, например, в современной Турции или в государстве Израиль. Но ограничимся лишь этими двумя примерами, поскольку в противном случае пришлось бы пересказывать всю книгу.

…Дорогие читатели! Существуют четыре причины, по которым я настоятельно рекомендую Вам прочитать эту книгу Ицхака Кальдерона Адизеса. Первая. Прочитав её, вы сможете приблизиться к пониманию современных тенденций развития мировой цивилизации. Вторая. Прочитав эту книгу, вы увидите для себя возможные выходы из тупика, к которому подошёл современный мир. Третья. Прочитав эту книгу, вы гораздо лучше станете понимать, какие политические процессы происходят в разных точках земного шара. И, наконец, четвёртая. И, возможно, главная. Прочитав эту книгу, вы сможете смотреть на окружающую вас действительность чуть добрее, чуть оптимистичнее. Так, как смотрит на мир Ицхак Кальдерон Адизес.