1812. Великий год России

Роберт Качев
                К 200 — летию    
                Отечественной войны      
                1812 года.       


             
     Вторжение более чем полумиллионной французской армии под предводительством Наполеона было суровым военным испытанием для России. 1812 год вошёл блистательной страницей в военную летопись нашего Отечества. Одержанная над французами победа стала предметом национальной гордости как для современников тех лет, так и для потомков, вызывая у нас высокие патриотические чувства.

     Готовясь к войне с Россией, Наполеон создал невиданную по численности Великую армию — 612 тысяч человек и 1372 орудия. Армия Наполеона не была однородна по национальному признаку. Лишь половина людей в ней имели французское происхождение. В армию были призваны поляки, литовцы, итальянцы, испанцы, португальцы, голландцы, датчане,  выходцы из Австрии, Пруссии, государств Рейнского Союза (баварцы, саксонцы, вестфальцы), представители других европейских народов. Многие из них воевали по принуждению, а поэтому без особого энтузиазма, нередко дезертировали целыми подразделениями.

     Александр I знал о приготовлении Франции к войне с Россией,  внимательно следил за ними, начав подготовку к войне уже с 1810 года. Затраты на содержание регулярной армии увеличились более чем в 2,5 раза. Строились крепостные сооружения, для передвижения войск готовились дороги и переправы, создавались большие запасы провианта и фуража для обеспечения армии. Военное министерство многое делало для повышения боеспособности русской армии. Войска обеспечивались необходимым количеством стрелкового и холодного оружия, пороха и боеприпасов. Особенное внимание уделялось развитию артиллерии, и она по боевым характеристикам превосходила французскую. Была увеличена и численность армии. Всего в 1812 г. Россия имела под ружьём 975 тысяч человек, но они были рассредоточены по всей территории Российской империи.
 
     Вторжение французских войск 12(24) июня 1812 г. не было внезапным для русского военного командования. Военный атташе во Франции полковник граф А.И. Чернышёв благодаря прекрасно организованной разведке получал сведения о составе и передвижении французских армейских корпусов даже раньше, чем они докладывались Наполеону.
    
     Первый эшелон Великой армии к началу наступления составлял 449 тысяч человек. Группировка российских войск состояла из 317 тысяч и была растянута почти на 600 километров. Расстояние между 1-й и 2-й армиями составляло около 100 км, между 2-й и 3-й — 200 км. Взаимодействовать им было трудно ещё и потому, что их разделяли болота Полесья. Именно на такое развёртывание сил русских армий рассчитывал Наполеон, намереваясь, уничтожив их по частям, быстро завершить войну. Российское же командование строило свой план ведения войны на отступлении в глубь нашей территории и истощении сил противника.

     Начавшиеся на территории Белоруссии военные действия подтвердили правильность российского стратегического плана. 1-я Западная армия генерала М.Б. Барклая-де-Толли и 2-я Западная армия генерала П.И. Багратиона отступали от границы, грамотно ведя оборонительные бои и не позволяя противнику навязать генеральное сражение. Они соединились у Смоленска, сорвав план Наполеона. Можно привести один из множества примеров героизма, когда под г. Красным  2 (14) августа дивизия генерал-майора Д.П. Неверовского в течение суток сдерживала наступление французов. Около 7000 русских пехотинцев отразили 40 атак вдвое превосходившей их кавалерии И.-Н. Мюрата. Сами французы, назвав это отступление «львиным», признавали, что «никогда не видели большего мужества со стороны неприятеля».

     6-7 (18-19) августа ожесточённые бои шли за древний русский город Смоленск. Защитники города проявили невероятный патриотический подъём и самоотверженность. Он был оставлен только по приказу высшего командования, считавшего по стратегическим соображениям длительную оборону города невыгодной.

     18(30) августа командование над всеми русскими армиями и ополчениями принял генерал от инфантерии светлейший князь М.И. Кутузов, назначенный по решению созванного Александром I Чрезвычайного комитета. Ему было доверено единое руководство военными действиями.

     26 августа (7 сентября) сражение у села Бородино стало главным событием Отечественной войны, в котором, по признанию Наполеона «французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

     Основной удар французов пришёлся на Багратионовы флеши и батарею Раевского. Здесь русские полки стояли насмерть. В Сводно-гренадерской дивизии генерал-майора М.С. Воронцова из 4000 человек осталось 300, из 18 штаб-офицеров — только трое. В 3-й пехотной дивизии генерала П.П. Коновницына из 5,5 тысяч человек к концу дня насчитывалось не более тысячи солдат и офицеров. Армия лишилась Багратиона, братьев Тучковых, Кутайсова, многих героев-командиров и значительной части своего состава.

     К концу сражения русская армия отошла на 1-1,5 километра от занимаемых позиций, французы заняли главные опорные пункты, но ни на одном из направлений не добились решительного успеха. Так и не решившись ввести в сражение свой последний резерв — гвардию, Наполеон вечером отвёл войска на исходные позиции. Главнокомандующий М.И. Кутузов сначала предполагал продолжить сражение на следующий день, но, узнав, как велики масштабы потерь, отдал приказ об отходе войск к Можайску.

     В Бородинском сражении никто из противников не решил поставленных перед собой стратегических задач. Наполеон не сумел разгромить русскую армию, Кутузов — остановить продвижение французских войск и защитить Москву. После сражения не произошло перелома в ходе военных действий. Значительными оказались последствия этого сражения. Большие потери, понесённые русскими армиями, предопределили решение оставить Москву, принятое военным советом высшего командного состава армии, состоявшимся 1(13) сентября в подмосковной деревне Фили. 2(14) сентября русская армия оставила Москву.

     В этот же день Москва была занята французами. Наполеон считал, что война фактически закончилась и рассчитывал на скорое заключение мира. Однако к вечеру того же дня в Москве начались пожары, которые продолжались до 8(20) сентября. Было уничтожено три четверти жилых домов и торговых строений вместе с находившимися в них богатствами. Пожары лишили французов зимних квартир и провианта, поставив тем самым захватчиков в тяжёлое положение. Начавшиеся грабежи храмов и дворцов морально разложили французскую армию, превратив её в толпу мародёров. Наполеон, ждавший от Александра I предложений о мире, фактически прекратил активные боевые действия.

     Русские войска, оставив Москву, отходили по Рязанской дороге, а затем главные силы армии под прикрытием авангарда, продолжавшего движение на Рязань, свернули на запад к Подольску и расположились у села Тарутино. Этот скрытный манёвр, получивший название Тарутинского, озадачил французов, которые в течение 9 дней не имели сведений о местонахождении и намерениях своего противника.

     Кутузов в короткий срок получил новые пополнения, организовал боевую подготовку войск. Всё было подчинено одной задаче: восстановить боеспособность армии и накопить силы для дальнейшей борьбы с Наполеоном. Боеспособность войск во многом определялась моральным состоянием армии. Высокий боевой дух солдат и офицеров поддерживался однородностью национального состава, единым вероисповеданием, религиозностью и патриотическими чувствами, выражавшимися в преданности Вере, Царю и Отечеству. Русский воин отличался отчаянной храбростью, выносливостью на маршах, стойкостью в обороне. Эти качества определили массовый героизм, самопожертвование и мужество.

     Установившуюся оперативную паузу в военных действиях Кутузов использовал для организации партизанской борьбы в тылу противника. Разорение французами храмов Москвы, которая являлась центром православной веры, способствовало разростанию массового народного движения против оккупантов. Военные и религиозно-бытовые традиции русского общества тесно переплелись. Борьба с иноземцами стала приобретать всенародный характер. Она была направлена не только на защиту государственного суверенитета, но и православной веры. В воззвании Святейшего Синода церковь призвала народ «принять оружие и охранить веру отцов».

     В различных губерниях страны стали формироваться отряды народных ополчений. Так, Костромская губерния выставила 10519 ратников и офицеров ( 1 егерский батальон, 4 пеших и 1 конный полки). Командовал ополчением генерал-лейтенант П.Г. Бардаков. Формирование Костромского ополчения приняло массовый характер. В ратники шли крестьяне, готовые вступить в ополчение, юноши 15-17 лет. Так, например, 18 учащихся Костромской семинарии настойчиво просили принять их в ратники. Повсеместная народная война создавала обстановку нетерпимости вокруг захватчиков, истребляла их, лишала средств к существованию.

     Находившийся в Кремле Наполеон 36 дней тщетно ожидал от Александра I предложений о мире. Александр оказался непреклонен и не вступил с французами в мирные переговоры. Его решимость стала одним из слагаемых победы России над Францией.

     Оторвавшийся от своих тыловых баз, Наполеон остался без пополнений и провианта. Французские войска, находящиеся в окружении враждебного народа, терзаемые партизанскими набегами, утратили превосходство в силах и оказались блокированными в Москве. Наполеон, стремясь спасти армию от неминуемого уничтожения, решил отступать к Смоленску через не разорённые войной районы. 7(19) октября покинул сожжённую столицу и двинулся в направлении Калуги. Русская армия преградила французам путь у Малоярославца. В ходе сражения город восемь раз переходил из рук в руки. Наполеон был вынужден отказаться от своего плана и продолжить отступление по Смоленской дороге.

     В войне наступил коренной перелом. Наполеон окончательно потерял инициативу и старался вывести соединения, ещё сохранившие боеспособность, из России. Русские войска вели преследование отступавших французов, которым приходилось идти по раскисшим дорогам, ночевать под открытым небом в промокшей одежде, питаться падалью. Моральное состояние было крайне низким. Солдаты бросали оружие, было много больных, люди находились на грани отчаяния.

     При таком состоянии Великой армии, подошедшей к реке Березине, была возможность её полного уничтожения. Фактически окружённый русскими войсками, Наполеон всё же нашёл выход, казалось бы, из безвыходного положения. Он демонстративно готовил ложную переправу ниже Борисова и, обманув русское командование, форсировал Березину по трём мостам, наведённым выше по течению. На правый берег перешли гвардия и некоторые боеспособные соединения. Затем Наполеон приказал сжечь мосты, бросив на левом берегу 29 тысяч человек — главным образом безоружных деморализованных солдат. Великая армия  перестала существовать. Однако главная цель Березинской операции не была достигнута, так как из расставленной ловушки ушёл сам Наполеон, все его маршалы, почти весь генералитет, гвардия и большая часть офицерского корпуса, а также самые боеспособные солдаты. Они стали костяком для создания новых формирований во Франции, что дало возможность Наполеону ещё два года продолжать войну.

     25 декабря 1812 г. (6 января 1813г.) Александр I в своём манифесте заявил, что «уже нет ни единого врага на лице земли Нашей». Эту дату следует считать официальным объявлением окончания Отечественной войны 1812 г. Свыше 550 тысяч солдат и офицеров из стран Западной Европы нашли свою погибель на российских просторах. Завоеватели получили очередной урок, который и сегодня служит предостережением: «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля».

Иллюстрация: картина художника А.П. Шепелюка "Михаил Кутузов во время Бородинского сражения".

                Р. Качев
                11.09.2012г.