Sabot. Барабаны и бас-гитара

Джеймс Александр Даркфорс
  Написать несколько заметок, посвящённых PUSSY RIOT и прослыть, возможно, в кругах «хейтеров» этой группы этаким снобом-меломаном, который не слушает мелодичную или ориентированную на «народ» музыку, но при этом не написать об экстравагантном дуэте из Сан-Франциско (с 1993 года базирующемся в чешском городе Табор) SABOT – это не совсем правильно, и эту ситуацию стоит несколько подкорректировать, благо, шутки шутками, а этот дуэт был для автора данной заметки одной из идеологических «путеводных звёзд» в начале тусовочной деятельности. Да, в принципе, эта идея и сейчас иногда стучится в голову не только CATTY PATTY, но и… Впрочем, довольно ненужной лирики, начнём с самого начала.
  «Sabot» в переводе с французского – «деревянный башмак». При чём тут деревянный башмак? А вот при чём. В интервью газете «Энск» (одно время я её любил почитать, помнится) кто-то из этой парочки сослался на времена промышленной революции, когда в Европе начали внедряться на фабриках машины, которые позволяли упростить сложные производства, которые не давал упростить ручной труд. В Англии и Франции это вызывало опасения со стороны рабочих, которые (например, ткачи) рисковали потерять работу из-за машин. Этот страх вызвал многочисленные погромы – Тимонье и Жаккар чуть не погибли из-за своих изобретений. Французские ткачи для того, чтобы не потерять работу, устраняли «механических конкурентов», бросая деревянные башмаки между движущимися частями станков – это приводило к поломке. Процесс назвали «sabotage», и с тех пор саботажем называется любое массовое действие, приводящее к остановке нежелательных процессов, в частности, жёсткое противодействие государству и капиталу (к слову, участники SABOT – анархисты).
  Переходя к самому дуэту SABOT, стоит сразу же сказать, что составляют его (и весьма долго составляют) бас-гитарист Christopher Rankin и барабанщица Hilary Binder, больше в группе никого нет. Играет этот дуэт инструментальную музыку, причём, весьма иногда сложную и часто очень напористую. Чаще всего их стиль определяют, как punk jazz (музыканты с этим согласны).
  Сам по себе дуэт образовался в 1988 году, когда из фолк-панкового трио FORETHOUGHT ушёл гитарист Tommy Strange, вернее сказать, это Рэнкин и Биндер ушли от Стрэнджа, чтобы заняться музыкой, более подходящей им. На тот момент оба участника проекта были не новичками в музыкальном мире, да и по части образования их не назовёшь дилетантами: Хилари Биндер имеет хорошее академическое образование (фортепьяно), которое ей пригодилось при создании аранжировок для SABOT (звучит забавно, но это факт), а Крис Рэнкин брал уроки игры на саксофоне и кларнете, а позже освоил синтезатор. Ещё интересный факт – Рэнкин родом из Кливленда, штат Огайо. А в этом городе, кстати, появился термин «рок-н-ролл», и отсюда родом такие персонажи, как Люкс Интериор (THE CRAMPS), Крокус Бегемот (PERE UBU), Стив Бейторз и Чита Хром (DEAD BOYS, кстати, с Крокусом они играли в одной группе ROCKET FROM THE TOMB). Хилари Биндер же родилась в Вашингтоне. Впрочем, обоих успело покидать по Америке, пока они не встретились в Сан-Франциско, в составе FORETHOUGHT. За плечами Криса Рэнкина к тому моменту были индустриальные PROBLEMIST и «прогрессивно-панковые» MORALLY  BANKRUPT, а Биндер ещё в 15 лет собрала панк-группу DEATH BEFORE SCHOOL, так что опыта у них хватало на очень многих.
  Оба участника группы – меломаны широкого профиля, в их фонотеке хватает очень разной музыки, что сказывается и на их собственном стиле, в действительности способном поставить и весьма подкованных меломанов в тупик. Своими «идеологическими родственниками» они считают NO MEANS NO и FUGAZI, а в плане продвижения проекта придерживаются того, чтобы всё организовывать по максимуму самим. Группа ездит по всему миру, куда может попасть, на маленьком автобусе, в котором и ночует, свои записи (на данный момент у них не меньше девяти номерных альбомов) они абсолютно принципиально продюсируют сами. Именно этим, по словам самих Рэнкина и Биндерс, и объясняется их название – «саботаж» шоу-бизнеса и отказ понимать его правила, вплоть до того, что в 1993 году SABOT совершенно сознательно переехали в Чехию, где и базируются сейчас. Причина – участники дуэта убеждены, что и в маленьких городках есть смысл организовывать концерты не только развлекательной музыки. К слову, первое интервью с этой группой, которое мне попалось вообще, было взято у них не просто в России (что тогда само по себе было знаковым для подобной группы), а в Новосибирске. 1992-93 годы, как максимум.
  Работа в составе ритм-секции для SABOT тоже принципиальна, 24 с лишним года они играют именно в таком составе – весьма приличная цифра для некоммерческого проекта, который не слишком известен широкой публике. В части яркого имиджа они уступят очень многим, оба участника одеваются очень просто, разве что татуировка у барабанщицы, но по нынешнему времени это уже не так впечатляет, если по части размера и дизайна. В остальном ничего особо внешне интересного. Опять же, музыка, состоящая из партий всего двух инструментов, часто очень шумная, сложная, без вокалов – и композиция в лёгкую может быть по длине минут десять. Это не способствует популярности у масс, которой SABOT и не думают искать на самом деле.
  О перформансной составляющей проекта, как таковой, можно смело сказать одно: сложно делать какой-то театр, когда ты сосредоточен на своём инструменте, и ещё сложнее – когда инструмент громоздок до того, что заслоняет часть тебя от публики. Никаких дополнительных кинокадров за спиной. Очень немного общения с публикой со сцены, когда надо восстановить строй бас-гитары. Может быть, какой-то рассказ о том, что они хотели сказать вот этой композицией.
  В принципе, обозначение SABOT, как панк-группы, несколько неверно, поскольку это куда больше всё-таки джазовый авангард, причём, участники дуэта не просто «меломанят», а тот же панк-рок и хардкор они исследовали во всех возможных вариантах, если не говорить о том, что оба участника проекта в достатке послушали совершенно разной музыки до того момента, когда стали делать собственные проекты. Тот же Крис Рэнкин в своё время слушал progressive rock и contemporary jazz, а в наше время с громадным интересном исследует пространство japanoise, что же до Биндер, то дома у неё может звучать даже хип-хоп и соул (и сравните это с тем, что эта парочка выдаёт со сцены).
  SABOT вдумчиво относятся к тому, что касается аудитории. Они не гонятся за количеством публики на концертах, а в 1988 году, в Чикаго дело было, так там они играли для одного человека в зале. Им важно, чтобы была не толпа людей, которые пришли развлекаться, а те, кто точно знает, что именно на этот концерт он пойдёт не ради праздного любопытства.
  Помимо своего проекта Крис и Хилари занимаются в Таборе культурным центром и  организуют фестивали, в которых принимают участие представители совершенно разных жанров, а не только музыканты. По словам самих музыкантов, 99 % их времени отнимает именно фестивальная работа. Конечно, они заняты и своим проектом, так что удивительно для многих, как они за такое долгое время совместной работы ухитрились не разругаться в пух и прах, на много лет прекратив общение, как это часто бывает с другими. SABOT не распадались всё это время, проводя его в турне и на концертах, если они не заняты записью очередного релиза или мероприятием своего культурного центра. В России они успели, судя по всему, побывать не раз, найдя публику, которой действительно интересно не только «прийти на легенду» (каковой SABOT стали уже давно). И вряд ли в ближайшее время они уйдут со сцены в творческий отпуск или зачем-либо ещё.
  Ну, и дискография группы, что сейчас удалось найти.
  «Somehow, I don’t think so…» (1996);
  «Go There Do That» (1998);
  «120 Months» (2000, книга и CD);
  «Once Upon a Mind» (2001);
  «Mission Superstition» (2003);
  «D.I.O» (2005);
  «Tenzenmen presents: Eccentrics, issue #3» (2005, сборник);
  «If the Shoe Hits, recordings 1989-2003» (2006, сборник в mp3);
  «Tenzenmen and Trainwreck 20/20 present Baseball, Sabot, Ni Hao and The Thaw live at Bar Open (Melbourne) February 16, 2006» (2006, концертный DVD);
  «Further Conversations» (2008).
  Допускаю, причём, очень хорошо, что что-то уже успел пропустить, к сожалению, эта группа в своё время несколько выпала из моего поля зрения, уж извините.