Лонжюмо

Елена Воскресенская
На Рождество Христово в 2012 году мы ездили в Париж, а отель заказали в Лонжюмо (Longjumeau).

Это небольшой городок в 18 км от Парижа. Лонжюмо был первой почтовой станцией между Парижем и Орлеаном, а сейчас через него можно доехать и до Версаля.

Нам знакомо название этой станции из школьной программы по истории и литературе, потому что в 1911г.  в Лонжюмо была открыта первая школа для подготовки лидерского состава большевиков. Её руководителем был В. Ленин,  а учителями – Н.Семашко, И.Арманд, А.Луначарский и др. После обучения 13 выпускников отправились на нелегальную работу в Россию.

Андрей Вознесенский в 1962 году искренне воспел этот исторический период и пригород Парижа в поэме с одноименным названием. Вот несколько строк:

В Лонжюмо  сейчас лесопильня. В школе Ленина? В Лонжюмо?
Нас распилами ослепили
бревна, бурые, как эскимо.
Эмигранты селились в Зимнем.
А России сердце само —
билось в городе с дальним именем
Л о н ж ю м о.

Конечно, как тогда, так и сейчас, жители Лонжюмо не испытывают никакого трепета перед звонкими именами и строками наших соотечественников. Сейчас здесь есть хорошая футбольная школа, где тренируются и парни из России. С одним из них мы познакомились, он доволен, что учит французский и живет в тихом пригороде.
 
Во Франции метро и пригородные электрички RER объединены – от центра Парижа – с 1ой зоны, до 5ой зоны, расстояние как от Питера до Петергофа, и это очень удобно! Можно купить проездной «Navigo» на неделю, прямо в аэропорту, и он оправдает себя за два-три дня. Из аэропорта Шарль Де Голь до первой станции метро ходит бесплатный состав.

В декабре 2012 года снега не было совсем, только один раз шел дождь, а в основном стояла сухая ясная погода. В Лонжюмо зеленела «наша» крапива, цвели международные анютины глазки, ромашки и маргаритки, каждое утро пели птицы. Скворцы?! Наши? Перелетные? Или французские? Какая разница! Они искренне воспевали Творца и ценности, не меняющиеся ни при каком строе!

От станции Лонжюмо,  вдоль шоссе, на зеленом газоне лежат большие камни необычной формы, не круглые валуны, как у Ладоги, а сколотые, на расстоянии от 2х до 8 метров. Интересно, по-современному и модерново. Широкий тротуар поделен разметкой на две части: для велосипедистов!

Утром 30го декабря, в воскресенье, на станции ожидали электричку на Париж 6 человек: негр, китаец, молодая французская пара и мы, русские. Китаец и негр по телефону громко решали деловые вопросы каждый на своем языке. Французы шептались, а мы рассматривали афишу нового боевика «Expendables-2»: красавец С.Сталоне в центре,  за ним – клином, в полной амуниции: Б.Уиллис, Ван Дам, А.Шварценеггер, Чак Норрис, Линдгрин и др.

Рядом с каждой станцией есть «перехватывающая» парковка, востребованная в рабочие дни.

А вдоль железнодорожных путей, почти вплотную друг к другу, стоят одно-двух этажные домики, аккуратные, нарядные, праздничные. Есть и зеленая трава, но её мало, потому что у них не по 6 соток, а не более двух!

Мастера граффити изрисовали все стены вдоль железной дороги, но французы относятся к подросткам снисходительно: вырастут, и не будут шалить.

Французская речь очень мелодична, люди улыбчивые и всегда готовые услужить. Нам было удивительно, что когда французы не могли понять нашего вопроса, они извинялись за то, что плохо знают английский.

Утром с нами здоровались незнакомые люди: «Бонжур!»

Лонжюмо останется в сердце, как райский уголок, где даже в декабре цветут цветы и поют птицы, а ветер полон ароматом молодости, свежести и надежды.