Мальчик Звезда

Светлана Дарящая Свет
(По одноимённой сказке Оскара Уайльда)

Я очень люблю твои сказки, дорогой Оскар, но, я не стала включать в своё произведение последние твои строки, потому, что я этого не хочу :)


Лесной дорогой шли домой два Лесоруба. Ветер злой гудел, щипал мороз трескучий, и снежные лежали кучи. Застыли дерева пустые, умолкли жители лесные, лишь Совы изредка летали, да голосом своим пугали.

Прошли весь лес друзья, и, вскоре – открылось им большое поле. Тут вдруг звезда с небес слетела – как солнце, золотом блестела, - упала в снег. Два Лесоруба давай бежать.
- Судьба – так люба, подумали. Как будто не устали – скорей за золотом бежали. И, каждый верил – только одному всё золото достанется ему.

Но, то был плащ из ткани золотой, лежал младенец в нём, и спал, нагой. Сказал один:
- Ведь мы бедны, на что он нам? Пошли скорее по домам.
Другой ребёнка пожалел. Хоть сам не густо хлеба ел, и ребятня вполголода сидела. Но, не терпело сердце злого дела.

Принёс домой, и показал жене:
- Увы, мне горестно – она сказала – ну, разве нам своих детишек мало?
А муж стоял с дитям за дверью, в ожиданье, пока она не проявила состраданье.

И мальчик рос в семействе Лесоруба, но, не была ему та доля люба. Он был красив до неприличья – и в этом было его главное отличье: как будто мрамор, белое лицо, как ласковое солнце, кудри золотые, глаза – будто фиалки, голубые, и губы – словно розы лепестки. И строен был он, как цветок, как тот Нарцисс, но, одинок. Его любили, будто что-то неземное, но у ребёнка было сердце злое. Он никого вокруг не замечал, и, лишь к себе любовию пылал. Он острым словом всех бранил, дерзил со взрослыми, детишек бил, и, даже жители лесные забыли радости былые. Всё, что жило и расцветало, от рук Мальчишки погибало.

Однажды нищенка в селенье забрела, в сени каштана отдохнуть присела. Устала женщина с дороги. Одежда вся поистрепалась, на ней лохмотьями болталась, о камни острые дороги изранены босые ноги.

И, правда, Мальчик наш, - звезда, такой не видел никогда. Он стал над нею насмехаться. Словами злыми обзывал, и камнями в неё бросал. На замечанья Лесоруба дал ответ, что, хоть растил его тот столько лет, да всё же не отец, и все слова его напрасны. И тягостно ему родство с простыми, и, надоело ему жить с чужими.

И, Лесоруб, обмолвился, спустя, о том, что он в лесу нашёл дитя, что был он в плащ закутан золотой, и ожерелье низкою большой вилось на шее у него:
- Он – сын мой! Я нашла его! – сказала женщина.

И Мальчика позвали, и мать ему родную показали. Он был взбешён, узнав своё происхожденье:
- Я – сын Звезды! Исчезни, привиденье!

Взмолилась мать:
- Я родила тебя в лесу. Но, разбойники тебя украли, от меня отняли, и погибать оставили вдали. Мой сын, в глаза мне посмотри. Я обошла весь мир, пока нашла тебя, пойдём со мной, в тебе нуждаюсь я...

А сын был холоден, и сердце затворил, мольбам не внял он, только обронил слова:
- Я думал, мать моя – Звезда! Уж лучше б ты не шла сюда! И не позорила меня. Немедля уходи! И, никогда не приходи!

- Увы, мой сын, я – не Звезда. Любила я тебя всегда. И в чём вина моя? Я так устала, пока тебя, родной мой, отыскала. Так подойди ко мне, и обними. Раз суждено расстаться – до свиданья! Хоть поцелуй меня ты на прощанье...

- Тебя? Ты омерзительна, противна мне. Уж лучше жабу, иль гадюку целовать вдвойне!

И мать ушла. А сын – возликовал, и мигом в двор, к ребятам побежал. Но, стали все смеяться, ужасаться, к нему боялись даже прикасаться:
- Ты гадок стал, как жаба! Убирайся! И к нам играть не возвращайся!

Он призадумался, пошёл к реке, той, что вилась невдалеке. В воде увидел отраженье – то было жуткое виденье... он весь покрыт был чешуёй, и схож с гадюкою лесной, лицом – на жабу стал похож – не видел он страшнее рож. В траву упал, и зарыдал:
- О, горе мне! Я тяжкий грех на душу взял! Я мать родную, что нашла меня, - прогнал. Побрезговал, и не поцеловал. Теперь – весь свет я обойду, но, маму я свою найду!

Ушёл он в лес, и стал кричать... не знал он, где её искать. В ответ деревья промолчали, лишь изредка верхушками качали. И звери не промолвили ни звука, - он бил их, обижал, и птичьи гнёзда разорял. И, только жабы препротивное высочество его делило одиночество,
да рядышком гадюка проползла... знакомы были злые ей дела.

Под сенью леса мальчик ночевал, а утром, кислых ягодок сорвав, позавтракал, и, в дальний путь собрался. Тут, Крот из норки показался:
- Послушай, крот, ты путь проходишь свой всегда внизу, под черною землёй. Скажи, быть может, видел мать мою? – но Крот молчал, работу делая свою. Не мог он видеть – выколол глаза ему мальчишка, лишь текла слеза...

Тогда к весёлой птице, Коноплянке, он обратился:
- Ты высоко летаешь, быть может, ты, где мама моя, знаешь?
- Ты крылышки подрезал мне, так забавлялся. Лишь во сне теперь могу я полетать, о небе лишь могу мечтать...

И Белочку, что одиноко жила в дупле, спросил:
- Живешь высоко ты, может, видела мою ты мать?!
Спешила Белка отвечать:
- А, помнишь, мать мою ты погубил, жестоко как её убил? Наверное, спешишь свою найти, чтоб на тот свет скорей свести!

Поник Мальчишка головой, стал плакать, мир просить лесной простить его. Пришёл в селенье. И, каждый, кто его встречал – дразнил его, и камнями в него бросал.

Три года он бродил по свету, везде искал. А мамы нету. И, всякий раз, когда к селенью подходил – пустить его просил. Но, стража грубо отвечала, что безобразней рожи не видала, что лучше б мать ему и не искать, чтобы её не напугать.

У городских ворот он как-то проходил, и, стражника сурового просил, чтобы пустил его, чтоб разрешил войти, быть может, мать удастся там найти.

- Кто мать твоя? Её ты ищешь почему?
- Мать нищая моя, так, как и я. Я дурно с нею поступил. Теперь найти мне надобно её, и вымолить прощение своё.

И долго бы ещё над ним смеялись, когда б не страшный злой старик, что мимо проходил. Он выкупить его решил. То был Волшебник, в городе он жил. К себе домой он Мальчика впустил, дал ему есть и пить. Затем закрыл в темнице до утра.

Наутро Мальчику заданье дал, чтоб он монеты отыскал. В лесу густом, где нет просвета – лежат, запрятаны, монеты. Одна – сверкает как Луна, вся чисто белая она, как Солнце светится другая, вся желтая и золотая. И третья тоже там лежит – и красным золотом блестит.

- Сегодня в лес иди, гляди, монету белую найди, и принеси мне до заката. Я буду ждать тебя средь сада. Спеши, и выполни заданье, не то – тебя ждёт наказанье. Глаза Мальчишке шарфом завязал, и вывел из темницы в сад. Затем повязку снял, и на дорогу к лесу указал.

Казался с виду лес ему густой такой цветущий, пахнущий травой, порхали бабочки внизу среди цветов, а птицы разливались хором голосов. Но лишь вошёл он в лес – крапива злая его жалила, устали не зная, чертополох колол, царапал руки, ноги, - всё в зарослях, и не видать дороги. Ходил весь день, уж солнышко садилось, а отыскать монету не случилось...

Вдруг на опушке кто-то закричал, как будто бы о помощи взывал. То был Зайчонок, что попал в силок, он плакал, с плена выбраться не мог. Такая приключилася беда.... помог ему Мальчик-звезда:
- Спасибо, друг, ты даровал свободу мне. Забыть такое не смогу, быть может, чем-то я помочь могу?
- Не знаю Зайка, я ищу монету, и не могу найти. Боюсь к хозяину идти. Грозился он меня побить, если к закату дня не будет белая монета у меня.
- Ступай за мной, я это место знаю, она лежит в дупле большого дуба.
- Спасибо, зайка, дорога твоя услуга.
- Ты спас мне жизнь, и я тебе помог. Мы оба выучили заданный урок.

И Мальчик в город побежал, но у ворот его застал больной проказой. Плащом лицо он прикрывал, и миску деревянную в руке держал. У видел Мальчика, и в колокольчик зазвонил, подать на пропитание просил.
- Подай мне Мальчик, или я умру – угаснет жизнь моя к утру.
- Но у меня всего одна монета. Хозяин изживёт меня со света, когда приду с пустыми я руками.
Но, убедил больной его мольбами.

Вернулся Мальчик, выбился из сил – хозяин злой его поколотил. Монеты нет – и нет ему еды, и пуст стакан на ужин, без воды. Опять в темницу брошен был. А утром – новое заданье. И вновь ему грозило наказанье, коль не найдёт он жёлтую монету.
И снова лес – нигде монеты нету. Искал весь день, и выбился из сил, и солнце красное помочь ему просил. Но вскоре солнце скрылось за горами, и Мальчик залился слезами.

И вновь друг Зайка прискакал, и помощь другу оказал. На самом дне озёрном, где нет света, лежала жёлтая монета.
- Ты мне опять помог. Тебе что дать могу?
- Ты спас меня. И в вечном я долгу.

Вложил монету Мальчик в кошелёк, быстрей, к хозяину понёс – уж пробил срок.
Но, тот же прокажённый у ворот опять проходу не даёт:
- Я голоден, могу я умереть, подай мне, Мальчик.
- Но, бегу успеть я к дому, выполнив заданье, не то – вновь будет наказанье... Одна монета у меня лишь в кошельке...
- Дай мне её, ведь жизнь моя висит на волоске.

Что делать, если в сердце поселилась доброта – то это навсегда. Опять знакомый дом, калитка, сад, опять избит, еды нет и питья. В темницу брошен, и закован в цепи. Нет справедливости на белом свете!

Пришёл Волшебник утром, и сказал:
- Сегодня чтоб монету красную сыскал! Коль принесёшь – дарую я тебе свободу! А коль не сыщешь – так убью тебя, и мать умрёт твоя, скорбя.

Опять знакомый лес, такой же мрачный, неприглядный, лишь ветер мается, прохладный. Опять весь день без толку прошагал, и снова не нашёл то, что искал. Когда стемнело – сел, заплакал под кустом. И, снова Зайка, словно добрый гном, к уставшему Мальчишке подбежал, и где лежит монета указал:
- Там, за твоей спиной – пещера. В ней лежит монета красная, вдали от света.
- Спасибо, Зайка. Вот уж третий раз меня ты спас! Что я могу свершить? Как мне тебя благодарить?
- Иди, мой друг, живи своей судьбой, ведь сжалился ты первый надо мной.

- Вот, в кошельке лежит монета красная моя! Свободен скоро буду я!

Но тот мужчина, прокажённый, уже не ждал его у городского входа. Стоял среди дороги, и, взывал о помощи, голодный. И Мальчик дал ему монету, и с ней ушла его свобода...
- Видать, не буду счастлив я свободою своей. Твоя нужда больше моей...
И сердце его ждалось от тоски – минуты смерти были так близки.

Но, что это? Ворота отворились, и перед ним все воины склонились, воскликнули:
- Как господин прекрасен наш!
А Мальчик плакал, недоумевая, и думал, что огромною толпой смеялся город над его бедой. Но, так народу много собралось, что сбился он с пути, ему пришлось на площадь выйти, где стоял дворец. К нему вельможи выбегали, и низко головы склоняли, и господином называли.
- Но я – сын нищенки, не Короля! И не прекрасен, мерзок я!
Тогда подставил воин ему щит – пусть Мальчик, будто в зеркало, в него глядит. И что же он увидел... Вновь былая красота к нему вернулась. Вновь лицо прекрасным стало, а вот, в глазах – как будто что-то засияло. В них отражался солнца свет, и весь народ был им согрет.

- Сбылось пророчество! – восторженно кричали священники, пред ним колени преклоняли. – Он будет нашим королём, и будет мирно, счастливо при нём!

- Я недостоин этого, поверьте! Я грех свершил, и я достоин смерти! Отрёкся я от матери своей. Теперь ищу её, чтоб вымолить прощенье. Не надобно мне ваше преклоненье. Я должен в путь идти, её искать – сказал он, обернулся, и увидел мать. Она, та нищенка, в толпе стояла. А, рядом с ней – больной, что подаяния просил.

И Мальчик голову пред матерью склонил на пыль дорожную. И вымолвил, рыдая, как будто себе сердце разрывая:
- О, мать моя! В дни своей гордыни отрёкся от тебя я. Не отринь же от меня в час моего смиренья. Молю я у тебя прощенья. Я ненависть свою тебе дарил – ты дай любовь. О, мать моя, отверг тебя я – ты, прими своё дитя.
Но мать молчала. Он к прокаженного стопам припал:
- Тебе я трижды помогал. И ты в сей час умоли мать мою ответить мне хоть раз.
И вновь безмолвие. И снова зарыдал Мальчик-звезда, и матери сказал:
- О, мать моя, это страданье не по силам мне. Даруй прощение, позволь вернуться мне в наш бор.
Она молчала, и руку Мальчику на голову поклала, сказала:
- Встань!
И прокажённый тоже, как и мать, на голову Мальчишке руку положил, и тоже сказал:
- Встань!
Он встал, и посмотрел на них. Пред ним Король стоял и Королева. Она сказала:
- Вот твой отец, помог которому ты в час нужды.
Король сказал:
- Вот мать твоя, чьи ноги омыл своими ты слезами.

И пали мать с отцом в объятья сына, и целовали, отвели в дворец, где в дивные одежды облекли, и возложили на него корону, и скипетр в руки дали. И властелином града нарекли, что возвышался на брегу реки. И он был справедлив и милосерд ко всем. Изгнал Волшебника, что делал зло, а Лесорубу и его жене дары послал, их каждый сын вельможей стал. Любил и защищал зверей лесных, и слушал пенье заливное птиц. Кормил голодных, одевал нагих. В стране его царили мир и благодать, и не было причины горевать.


1.02.13.