Жар-Птица

Владислав Музыра
Я поринав у світ бажань,
Тебе кохати неймовірно.
У пошуку тих відчуттів,
Що відчуваю я безслівно.

Я покохав тебе за те,
Чого раніш я не торкався,
Не знав чому, коли, й за що,
Бо серця свого не цурався.

Прикраси тіла я побачив,
З душею я відчув тепло.
В очах твоїх я загубився,
Я покохав, тебе за щось...

Чи була посмішка твоя,
А бо.. я просто з глузду зїхав,
Чи ма різницю що було?
Я поруч, ти моя Жар-Птиця!*



* В восточнославянской сказке чудесная птица.
Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её (так чудно и светло, что ежели принести его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч).
Золотая окраска Жар Птицы, её золотая клетка связаны с тем, что птица прилетает из другого (тридесятого) царства, откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет. Жар-Птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки (за тридевять земель).

Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-Птицы и словацкой (птицы-огневика) с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с Рарогом, (огневым конём-птицей).

Жар-Птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.
Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну.

Мифологи объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым.

Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла.
Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.