Марина Добрынина. Печалька

Архив Конкурсов Копирайта К2
Конкурс Копирайта -К2
Я только что отправила протокол с оценками на конкурс фентези. Не знаю, кто победит, но именно сейчас хочу поделиться своими впечатлениями.
Сегодня мне в очередной раз сказали о том, что такого жанра, как фентези, не существует. Рецензенты, рассматривающие представленные на конкурс рассказы, также часто говорили, что они «такое» не читают, высказывали сомнения в том, а стоит ли вообще это писать.
И сейчас вот сижу в глубокой задумчивости. Нет, нисколько не сомневаюсь в том, что жанр существует. Знаю, что и читать и писать такое стоит. И кто бы там что ни говорил на эту тему, лично я буду продолжать работать преимущественно в этом жанре. И, в то же время, прочтение большинства представленных работ позволило мне лучше понять тех, кто критикует этот жанр. Иными словами, если бы мне пришлось знакомиться с фентези именно в рамках этого конкурса, я не стала бы поклонником жанра.
Я не буду апеллировать к источникам. Я скажу о своих ощущениях и представлениях, как читателя. Итак, что я жду от фентези, когда начинаю читать:


1. Увлекательность. Произведения этого жанра могут быть печальными, могут быть философскими, могут быть любыми. Но! Они должны быть интересными. В них должно что-то происходить. Постоянно. При этом, меня, как читателя, оттенки неба над горящим городом могут интересовать только потому, что позволяют лучше разглядеть пожар. Само по себе небо для меня – ничего не стоит. Я не желаю читать о природе, погоде и шнурках на ботинках, если они не влияют на происходящие события. Фентези не может быть скучным. Призвание его – удивлять.


2. Психологичность. Об этом говорилось уже не раз, но герои фентези не могут быть плоскими и однозначными. Они – люди (или другие разумные существа). Их поступки могут не быть логичными, но эта нелогичность должна быть чем-то обусловлена. Чертами характера, социальным положением, воспитанием и т.п. В этом плане фентези ничем не отличается от реализма.


3. Логика. Фентези – это всегда описание чудесного. Но нельзя чудесами затыкать дыры в сюжете. Магия в фентези – это не способ разукрасить картинку. Это – одна из движущих сил. И если есть магия, она должна быть использована именно таким образом, что без нее сюжет просто зачахнет. Однако ее присутствие не может объяснить все, что автору будет угодно. Вот не могут летать драконы, у которых громадные нижние конечности. А если и могут, то за счет антигравитации, а не крыльев. Не нужны им ноги такие. Или крылья не нужны. Магия эволюцию не отменяет. Черный властелин может быть тупым параноиком только в том случае, если у него куча грамотных помощников. А иначе его грохнули бы в самом начале карьеры. Герой, ни за что ни про что убивающий другое существо, может считаться положительным только при соблюдении ряда условий (это была случайность, или он был вынужден, или он ошибся, или это законы мира такие и т.п.).  И если какие-то события происходят, то они должны быть обусловлены какими-то предпосылками и иметь за собой вполне определенные последствия. Читатель не должен сидеть с наморщенным лбом и размышлять над вопросами «зачем?» и «почему?». Если читатель чего-то не понимает, это не он дурак. Это автор увлекся красивостями и забыл о логике.


4. Красочность. Мир должен быть ярким и иным. При этом я согласна, в рамках рассказа трудно описать весь мир. Но этого и не требуется. Достаточно нескольких сочных штрихов, позволяющих читателю представить мир в общем. При этом штрихи должны быть вплетены в действия, поскольку красочность должна помогать увлекательности, а не заменять ее. Яркий, хорошо описанный и непротиворечивый мир не будет мне интересен, если в нем ничего не происходит или происходят какие-то рядовые события. Мол, девочки встретились поболтать. Ну встретились… и что? У меня вон в офисе регулярно такие встречи происходят.   
Если суммировать сказанное мною, получается, что фентези писать сложнее, чем реализм. Фентези – это реальность, но происходящая в другом, придуманном автором мире. Автор должен этот мир создать, описать, населить его яркими интересными персонажами. Автор обязан постоянно держать в голове некую конструкцию из принципов и законов – придуманных им и реальных, но видоизмененных в процессе придумывания. Автор вводит читателя за ручку в свой мир, и читателю остается лишь ходить там, испуганно или восторженно ахая.
Но получила ли я то, что ожидала, от конкурса? Увы, лишь отчасти. Совпадение всех четырех указанных выше критериев я встретила лишь в двух рассказах. Нет, не скажу каких. Да и, в конце концов, я субъективна, а решение будет вынесено на основании всех проставленных членами жюри оценок.
И все равно, печалька, господа и дамы, печалька…




© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213011301167
рецензии
http://www.proza.ru/comments.html?2013/01/13/1167