Алексей Грибов

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

31 января 1902 - 26 ноября 1977

Герой Социалистического Труда (2.02.1972).
 Сталинская премия первой степени (1942) за исполнение роли В.И. Ленина в спектакле «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, Сталинская премия первой степени (1946) - матроса Соловцова в спектакле «Офицер флота» А.А. Крона, Сталинская премия второй степени (1951) - тренера Воронова в фильме «Смелые люди» (1950),  Сталинская премия первой степени (1952) — 2-го мужика в спектакле «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого.  Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1974) — за исполнение роли часовщика Райнера в спектакле «Соло для часов с боем» О. Загардника.
 
Кавалер двух орденов Ленина (1967, 1972), ордена Октябрьской Революции (1971), двух орденов Трудового Красного Знамени (1938, 1948), многих медалей.

Заслуженный артист РСФСР (1938). Народный артист РСФСР (1943). Народный артист СССР (1948).


Для меня этот кудесник начался как стопроцентно бытовой, простой, узнаваемый, ну совершеннейший сосед… дядя Юра (великий 17-серийный телеспектакль-1971 «День за днем»). Юморной и незатейливый старик, дядя Юра незаметно держал, приподнимал и затмевал весь бесподобный ансамбль кумиров, собранный молодым Вс. Шиловским. Дядя Юра был новобиблейский пастырь, мудрец, волхв, аксакал чудесного мирка, населенного бесхитростными, надежными и честными людьми той «коммуналки», что была больше, чем квартира. Что ушла, как Атлантида, как пестрое, но дружное общество и дружеское со-общество, как неповторимый и милый уклад Золотого века.

Позднее уже понял я масштаб, разбег и диапазон Грибова, а также единственное условие для последовательного и органичного развития характера… Начиная с хитрована папаши из чеховской «Свадьбы», который «легко, спокойно, без наружных усилий» способен преобразиться в хлестаковского Осипа («Ревизор»), а через героического Воронова («Смелые люди») «пасть» до уровня ловкачей Храмова из «Начальника Чукотки» и Неходы («Верные друзья»). Условие это есть лишь у единиц - Дар Божий. Что характерно, даже самый отъявленный тип, самый одиозный аферист в изумительном исполнении Грибова излучает обаяние и юмор. В юности я почему-то полагал, что А. Грибов – это базис, который на новой ступени эволюции оборачивается Евг. Леоновым. Сейчас вижу: они разные, но что-то ведь было и общее – доброта ли… А, может, феноменальная способность при внешности неказистого заурядного толстячка сыграть ВСЁ!

Одной из главных театральных удач Алексея Николаевича, с 1930-х годов, был незабвенный Фома Опискин в спектакле по сатире Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». В 1973 году вышел одноименный МХАТовский телеспектакль. Грибов превзошел себя, достовернейше воскресив гениальный образ не просто хитрого приспособленца, но энергетического вампира и закулисного махинатора, социального манипулятора и психологического чародея. Не менее велик он в образе Луки (фильм-спектакль «На дней» 1952), по мне, самого хрестоиматийного из горьковских сценических Лук-лукавцев.

А лицо Грибова! Не писаный красавец, но до чего пронзителен ироничный и умнейший взгляд. Недюжинный интеллект сквозил и в его незабываемом, фирменно-грибовском строе речи. Дядя Юра, как сейчас не хватает твоих уроков добра и мирного человекожития!

Дублировал художественные и озвучивал мультипликационные фильмы. Сыграл множество ярких ролей в кино: подпольщик Шульц («Болотные солдаты» 1938), слуга Афанасий («Человек в футляре» 1939), Коцура («1-я конная» 1941), комиссар безопасности («Поединок» 1944), Шмага («Без вины виноватые» 1945), Ворошилов («Клятва» 1946, «Падение Берлина» 1949, «Донецкие шахтёры» 1950), Гринько («Спортивная честь» 1951), Кондратьев («Сын» 1958), клоун «Эдвардс» («Гуттаперчевый мальчик» 1957), Волохов («Дело «пёстрых»» 1958), дед Зинки («Алёшкина любовь» 1960), Собакевич («Мёртвые души» 1960), Королёв («Взрослые дети» 1961), водопроводчик («Так рождаются тосты» 1962), дедушка Лены («Семь нянек» 1962), следователь («Виринея»), Кутов («Любовь Яровая» 1970), Райнер («Соло для часов с боем» 1974) и др.

Из биографии («Кино-Театр.Ру»)

Родился в Сокольниках, в рабочей семье. В детстве помогал отцу, водителю автомобиля. В 1916 году, когда того призвали на фронт, Алексей как старший, вынужден был пойти работать конторщиком в управление шелкоткацкой фабрики, затем, уже после революции, на комбинате «Красная Роза». Занимался в школе рабочей молодежи, увлекся театром.

В 1924 году окончил школу при 3-й студии Московском художественном академическом театре. Вступил в труппу театра, на сцене которого играл более 40 лет. В искусстве Грибова предельная простота соединялась с яркой сценической выразительностью, выдающимся мастерством. Алексей Николаевич создал глубоко народные образы, воплощающие лучшие черты русского человека — мудрость, душевность, честность, юмор. Член ВКП(б) с 1944 года.

МХАТ был самым выездным театром — Япония, Англия, Франция. Грибов ездил во все гастроли и везде имел оглушительный успех. Вроде не самая главная роль в «Вишневом саде» — Фирс, а в каком восторге были французы! Его называли «русским Жаном Габеном». В Лондоне сыграли «Мертвые души». Нелюдимый, угрюмый Собакевич произвел на англичан сильное впечатление.

С 1970 года преподавал актёрское мастерство в школе-студии МХАТ.
После инсульта, перенесенного во время одного из спектаклей на гастролях в Ленинграде, его разбил паралич. Почти три год актер был прикован к постели. Со временем восстановилась речь, он начал ходить, хотя и не слишком уверенно. В твердой памяти, в твердом сознании он даже приступил к занятиям со студентами МХАТа. Но на сцену больше не вышел.


Из воспоминаний о великом артисте:

«…Несмотря на то, что с первой же роли в спектакле «Битва жизни» Грибов был ободрен самим Станиславским, увидевшим в нем «талантливого комика», который вполне мог бы «отважиться на драматическую роль», путь артиста к ролям, принесшим ему всенародное признание, был долгим. Первые 10 лет работы в театре он был занят только в эпизодах, а в кино в эти годы его работать еще не приглашали. По словам самого Грибова, выстоять в эти годы ему помогли «беззаветная преданность театру» и «уверенность в том, что и в самой маленькой роли актер должен быть художником».
Владлен Давыдов: «Алексей Николаевич Грибов - для меня во всяком случае - был самым правдивым, самым мхатовским артистом. В том смысле, что все то, чему нас учили в студии и что проповедовали Станиславский и Немирович-Данченко, Грибов воплощал в себе. В нем была мужественная простота. Немирович-Данченко говорил – не переживай, а скажи просто; не играй чувства, не изображай... И вот Грибов был на сто процентов мхатовский актер. Я любил его в эпизодах, - вспоминает Владлен Давыдов, - потому что каждый из них был снайперским попаданием в образ. И юмор был у него такой своеобразный, скрытный и иронический».
Вячеслав Невинный: «Доверие к Грибову было совершенное. Иногда бывает так, что в театре артисты делают замечания, на которые можно не обращать внимания. Иногда коллеги глупости говорят. Но Алексей Николаевич обладал таким природным даром видения и педагогики, что ему можно было доверять… Никогда не видел, что он (Грибов – прим. ред.) что-то делает одинаково, затверженно. По технологии мы-то видели, что рисунок роли – один, что он не может из него выйти. Но… Я как сейчас вижу его глаза с каким-то хулиганским выражением, которого не должно быть по роли, какой-то озорной кураж, почти клоунски-цирковой».
Кира Головко упоминает удивительные физические данные Грибова: «У него было по-актерски развитое тело – так сейчас Костя Райкин со своими актерами работает. Алексей Николаевич мог все: мог встать на голову, ходить на руках, мог сесть на шпагат… Он бог знает что выделывал под грандиозный восторг публики и наш, конечно»…».
По материалам актерской энциклопедии «Кино России». Выпуск 1, М., 2002

«Он принес в МХАТ кровное знание разнообразного и пестрого быта средних слоев: дед его был машинистом на железной дороге, двоюродные деды оставались крестьянами, тетки учительствовали в подмосковном поселке Ивантеевке; отец был шофером и служил долгое время у своей однофамилицы, жены миллионера Ольги Грибовой, с самоубийством которой связано самоубийство знаменитого пайщика-мецената МХТ, Николая Тарасова.  Образование Грибова ограничилось начальным городским училищем в Леонтьевском переулке; работал на шелкоткацкой фабрике, которую национализировали и закрыли после Октября; пробовал учиться на бухгалтера, в 1919 г. попал в школу-клуб рабочей молодежи. Здесь его настигла тогдашняя общая зараженность театром: вошел в Студию им. Горького, где ставили инсценированные рассказы (сыграл эпизод в рассказе С. Гусева-Оренбургского «Страна отцов», 1923), экзаменовался во Вторую студию, в МХАТ, наконец, попал в школу Третьей студии…».
И. СОЛОВЬЁВА

«Про сложный характер Грибова говорили многие. Это правда. Но правда и то, что он, способный отхлестать словом партийного начальника, никогда не обижал заведомо слабого. Он мог не пригласить на свой юбилей министра культуры, заявив, что не желает, чтобы про него говорили, будто он дружит с министрами. На худсовете мог в присутствии сановного автора назвать дерьмом пьесу, но никогда – обругать гримершу или осветителя. Начальство во всех его видах и формах он органически не терпел… Он тяжело переживал периоды мхатовского безвременья. Но когда Екатерина Алексеевна Фурцева ему, чуть ли не первому, предложила возглавить МХАТ, ответил, что актер должен заниматься своим прямым делом. Не случайно он был так виртуозно органичен в роли Шмаги с его «наше место в буфете... Фурцева обожала его, несмотря на все закидоны. Не случайно именно Грибову – первому в Москве и второму в стране после Николая Симонова – дали звезду Героя Социалистического Труда. Она знала – Грибов трудяга, Грибов держал репертуар во все времена...
Это случилось в Ленинграде, во время гастролей, куда он приехал один, без супруги. Уже выйдя из поезда, он почувствовал себя плохо. Отлежался в гостиничном номере, вечером пошел на «Три сестры». Состояние было плохое, совсем скверное. Надо сказать, Алексей Николаевич никогда особо не болел. Крепкий, спортивный, он лишь безостановочно курил. Когда приходил к сыну на Новослободскую, в течение получаса заполнял объемистую пепельницу толстыми окурками «Беломора». Во время последней перед его болезнью встречи неожиданно сказал Алексею, что у него плохие предчувствия. Услышать такое от Грибова – человека, ненавидевшего любой пафос, было по крайней мере странно.

...Перед выходом на сцену ему стало совсем худо. Рука не попадала в обшлага сюртука, повисла плетью. Почему никто этого не заметил – понять трудно. Дали занавес. Пошли первые реплики. Текст Чебутыкина слышался все глуше и неразборчивее. Он начал приволакивать ногу. Потом опустился на стул. Из зала раздался крик: «Дайте занавес, актеру плохо! Я врач!» Спектакль прервали, но потом Алексей Николаевич вновь вышел на сцену. Доиграл спектакль и уехал в гостиницу… В Москве Грибову стало немного лучше. Восстановилась речь, он начал ходить, хотя и не слишком уверенно. В твердой памяти, в твердом сознании он даже приступил к занятиям со студентами МХАТа.
Смерть уточняет жизнь. Не терпевший пафосных жестов, Алексей Николаевич Грибов, казалось, и смерть-то свою жанрово снизил: смотрел по телевизору какой-то фильм, смачно обругал его и... ушел из жизни».
Дмитрий ЩЕГЛОВ

«Старейший гриб в лесу дремучем МХАТа,
Качалов, близясь к дням заката,
Со старостью мирится, ибо
В семье грибов растет Алеша Грибов».

ПОРТРЕТ с такой надписью подарил Василий Иванович Качалов своему младшему коллеге и партнеру по спектаклям «Вишневый сад», «Блокада», «Враги», «Воскресение». Качалов, очень любивший Грибова, часто, как это бывает между прославленным мастером и учеником, гонял юношу за водкой
Светлана НОВИКОВА-ГАНЕЛИНА

Подробности см.: http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/1104/bio/



Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище в Москве.


Театральные работы

1924 «Битва жизни» по Ч. Диккенсу — Крэгс
1925 «Царь Федор Иоаннович» - Михайло Головин
1926 «Горячее сердце» - Сидоренко
1927 «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова - мужик с подвязанной щекой
1928 «Растратчики» - парень
1928 «Елизавета Петровна» - пономарь
1928 «Квадратура круга» В. Катаева - Вася
1928 «Вишнёвый сад» А. П. Чехова - Яша
1928 «Синяя птица» М. метерлинка - Кот
1929 «Блокада» - Кисель
1930 «Воскресение» по Л. Толстому - деревенский старик
1931 «На дне» М. Горького - околоточный Медведев
1933 «Таланты и поклонники» А. Островского - Мигаев
1934 «Чудесный сплав» В. Киршона - Гоша
1934 «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю — Собакевич
1934 «Егор Булычов и другие» М. Горького — Василий Достигаев
1935 «Враги» М. Горького — Левшин
1937 «Земля» Н. Е. Вирты — Фрол Баев
1938 «Горячее сердце» А. Н. Островского — Хлынов
1938 «Достигаев и другие» М. Горького - Достигаев
1940 «Три сестры» А. П. Чехова — Чебутыкин
1942, 1966 «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — Ленин
1944 «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Епиходов
1945 «Офицер флота» А. А. Крона — матрос Соловцов
1946 «Трудные годы» А. Н. Толстого - Малюта Скуратов
1948 «На дне» М. Горького - Лука
1951 «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — 2-й мужик
1957 «Золотая карета» Л. М. Леонова — Непряхин
1958 «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Фирс
1961 «Цветы живые» - Ленин
1963 «Без вины виноватые» А. Островского - Шмага
1966 «Ревизор» Н. В. Гоголя - Земляника
1968 «Дни Турбиных» по М. Булгакову - Федор
1970 «Село Степанчиково» по Ф. М. Достоевский — Фома Опискин
1973 «Соло для часов с боем» О. Заградника — часовщик Райнер
«Русские люди» К. М. Симонова — Глоба



Кадр из фильма «Полосатый рейс» (Грибов - капитан корабля)


В связи с коренной переделкой всей версии очерка, восстанавливаю удаленные рецки:

Рецензия на «Алексей Грибов» (Владимир Плотников-Самарский)

славное это дело - о славных артистах писать!!! Пол

Пол Унольв   31.01.2012 17:57   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Это уж да - славнейший из славных!

Мерси, Пол.

Владимир Плотников-Самарский   01.02.2012 10:22   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания


Рецензия на «Алексей Грибов» (Владимир Плотников-Самарский)

Спасибо большое за очередной рассказ об отличном артисте и хорошем человеке!
"...совершеннейший сосед… дядя Юра..."
С уважением,

Игорь Лебедевъ   31.01.2012 09:48   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Рад Вашей оценке, Игорь как всегда. Грибов - один из Мостов между великой дореволюционой традицией русского театра и великой советской.

А дядь Юра в чем-то наш, малость поживший, Швейк, дурашливый мудрец и борец с дуростью.

С уважением!

Владимир Плотников-Самарский   01.02.2012 10:21   Заявить о нарушении правил / Удалить