Калейдоскоп судьбы

Владимир Казаков Нн
     Из своего раннего детства 50-х годов  с улыбкой и приятными ощущениями вспоминаю две игрушки, одну  книжку и целую колоду  шоколадок с орехами, что привёз отец из Москвы. За многие последующие  годы они, верно, были приятным  утренним туманом над  частыми житейскими неурядицами моей семьи.
    Первая игрушка: обычная, простая магнитная рыбалка - это когда к мордочке рыбки прикрепляют железную пластинку, а на конце нити удочки  магнитик.    Рыбки плавали  в коробочке и скрывались в  круглых отверстиях  картонки, что изображала водную поверхность. Случайность, необязательность удачи  будила интерес, азарт, надежду…
   Вторая: детский  калейдоскоп. Тоже из картонной трубочки, с разноцветными стёклышками внутри. Сказочные узоры из них  рождались в любом положении при ориентире экрана на свет…
     В темноте же было пусто, мрачно.., 50-е годы …
     В те годы даже дети искали свет внутри себя. И кто искал: находил, хранил  как волшебный уголёк, крутил свой  калейдоскоп судьбы. В чужие карманы и тогда  заглядывали бедные духом воры. Они были, но в сравнении с нынешними временами они шалунишки. Бог им судья: они уже не с нами. Их грехи их детей тревожат, интересуют, потом неизбежно будут мучить.
    Моя мама успела закончить 1 курс педагогического училища и оказалась способной передать вместе с той, первой книжкой раннего детства интерес к Книгам. Сколько же я их прочитал…
       Апогей был в академии, в  начале 80-х.   В библиотеке ежемесячно проходил «День книги». В престижный тогда ВУЗ поступали практически все издания  по общественной тематике  (наука, философия, социология, этика, искусство,  психология, педагогика, политика).  В те прекрасные дни с утра пораньше с Большой Пироговской  добирался к площади Маяковского первый, и занимал очередь перед открытием зала. В предвкушении азарта нового познания желающие (их было много)  в р ы в а л и с ь  в читальный зал, где на столах была уже разложена не одна сотня новейших  Книг с открытыми формулярами. Необходимо было мгновенно оценить   и вписать свою фамилию в  пахнущее не только типографской краской издание и устремиться к другому столу…
   
       За месяц  знакомства с прочитанным становился старше на целую эпоху. Как можно сравнить эти годы  духовного обогащения и интеллектуального экстаза с очередями в пункты обмена валюты в 90-е…
 А ведь всё началось с той первой, толстой, в красном переплёте книжки, где фантазировали и играли с  ребятишками Агния Барто, Маршак, Михалков… Потом, уже в детской библиотеке меня интересовали   Михаил Пришвин, Гайдар…   В военном училище, в  учебной библиотеке пытался в 70-е отыскать на книжных полках что-нибудь «вкусненькое», необычное. Помню впервые обнаружил Эkзюпери(Маленький принц, Планета  людей…).  С этого момента стал вести свой  личный дневник в училище. Эта рукописная книжка с юношескими мыслями, выписками, размышлениями  до сих пор меня притягивает и удивляет…
    Во время  лейтенантской службы в Латвии, в районной библиотеке г.Скрунда в 1974 году  наткнулся на 6-ть  томов Ключевского…
         А как я любил бывать на комсомольских, партийных конференциях  в  Москве в 70-е!  В перерывах там продавали    К н и г и.  Наверное  мои ощущения можно сравнить с  жаждой пустыни « Бетпак дала» (Голодная степь)  в Казахстане (мои пять лет службы) перед расцветом весной   а л ы х   тюльпанов.

      И до сих пор тает во рту вкус  настоящего шоколада с настоящими орехами, что привёз единственный  раз отец из Москвы. Я тогда не умел считать: поэтому на всю жизнь запомнил - шоколадок  было много…
 Забавно: жизнь  вокруг часто была горькая, а внутренние ощущения остались сладкие…