Москвичи - культурные люди

Любомир Светлый
   Зима 1994 года. Волею судьбы я оказался в Москве. Меня, провинциала, Москва удивила своими масштабами, сутолокой и грязью. Повсюду переполненные мусорные контейнеры. В гостинничном лифте откровенные, беззастенчивые объявления о приятных знакомствах, а по ночам отдалённые автоматные очереди. От людского потока на улицах кружилась голова. Впервые в жизни я побывал на Красной Площади, правда, ночью. Но она была освещена рекламными огнями на зданиях, её окружавших, какими - то подсветками. Так что там было достаточно светло, чтобы понять, что площадь эта не такая уж большая, как кажется, когда видишь её по ТВ и не такая ровная. На её брусчатке были и бугры и канавки. Я ещё подумал, как это военные не спотыкаются, когда маршируют во время парада.
   Московское метро мне понравилось. Оно быстро перемещало людей на большие расстояния. В  таком мегаполисе, как Москва, это очень удобно. Мой знаменитый земляк А. П. Чехов изрёк словами героя своей пьесы, что культура заключается не в том, чтобы не пролить соус на скатерть, а в том, чтобы не заметить, если это сделал кто - то другой. Московский метрополитен убедил меня в том, что москвичи весьма культурные люди и прямо по - Чехову. Я был свидетелем следующей сценки в вагоне электропоезда метро. Среди пассажиров, сидящих на креслицах вагона, сидел какой - то московский бомжик. Он выглядел весьма " культурно ". В его одежде было всё, что характеризует культурного человека. На голове его была шляпа, на нём была рубашка с запонками, галстук, пиджак, брючки, плащ, но всё такое помятое и припачканное, что выдавало в нём опустившегося человека. Он сидел изящно и читал какую - то замусоленную газету, что свидетельствовало, что он грамотный человек. Газету он позаимствовал из мусорного бака, скорее всего, как, наверное, и свой " культурный прикид ". Я с интересом рассматривал этого человека, так как он выглядел необычно броско среди своих заурядно выглядевших попутчиков и попутчиц. Я пытался угадать, кем же был этот человек, пока не опустился до нынешнего состояния. Мои размышления прервала лужа, которая быстро образовалась перед бомжиком. Видимо мужичок хватил пивка перед дорогой, а сил удержать его в пузыре не достало. Вот он тихонечко и помочился. При этом он не прерывал чтения своей газеты. Вмиг подошвы обуви его соседей справа и слева очутились в луже свеженькой мочи. Бомжик сделал вид, что это не он пописал, его попутчики сделали вид, что не заметили этого казуса. Вот это класс! Браво! Я восхитился выдержкой пассажиров метро. Случись такое в транспорте у нас  в Таганроге, все бы повскакали со своих мест с брезгливостью и возмущением. Бомжик получил бы затрещину и массу ругательной укоризы. Вполне вероятно, что его бы выкинули из вагона на ближайшей остановке. Некакого лешего ссать, где ни попадя! На то она и провинция, чтобы так возмущаться. Мудрые москвичи думают иначе. Зачем скандалить, зачем вскакивать со своих мест, когда ехать ещё так далеко и долго? Какой смысл вышвыривать больного человека из вагона? Ну кто сядет на его мокрое место? - Никто. А так всем хорошо. Великое дело подлинная культура!

31.01.13         г. Таганрог