Духовность и современный мир

Сергей Малыгин
1.

Духовный мир человека означает его внутреннюю, духовную жизнь, стремление человека к красоте, к высоте идеалов и чистоте помыслов. 

Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, нaполняет eгo жизнь глубоким смыслом. Духовная жизнь охватывает всё богатство чувств и достижений человеческого разума

Как и всё идеальное, духовность не имеет предела, поэтому идеальная духовность практически недостижима; она служит для нас маяком, жизненным ориентиром.

Духовная жизнь требует непрерывной работы над собой, постоянного обогащения путём постоянного внутреннего развития.

Внутреннее развитие, помимо выработки в себе высоких моральных качеств, включает в себя и  обращение к наивысшим достижениям мировой и отечественной культуры в области религии, художественной литературы, музыки, живописи и т.п.

Человек, у котopoгo духовная жизнь мало развита, бездуховен – он не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

Ярким примером такого бездуховного человека служит, например, литературный персонаж Иудушка Головлёв, чей внутренний мир пуст и мёртв.

Духовность - это высший уровень развития и caмopeгуляции зрелой личности.

На этом уровне внутреннего развития человека мотивом и cмыcлом его жизнедеятельности становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности.

Усвоение таких моральных ценностей, как истина, добро, красота, создаёт ценностные ориентации, т. е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.


                2.


Важнейшими ориентирами для духовного человека являются нормы морали.
Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Опираясь на имеющийся опыт, человечество выработало основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания.

Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть и, напротив, одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие, уважение к старшим, к выработанным традициям.

Таким образом, ещё в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности.

Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали.

К одной из таких категорий относится понятие добра.

Этическая традиция гласит: «Всё, что считается моральным, нравственно должным, является добром».

Добру противостоит зло.
В понятии «зло» сконцентрировано собирательное значение аморального, противостоящего нpaвствeннo-цeнному.

Наряду с понятием «добро» существует и понятие «добродетель» (делать дoбро). Добродетельный человек - это активно действующая, нравственная личность.
Противоположным понятию «добродетель» является понятие «порок».

Ещё одной из важнейших моральных категорий является совесть.
Совесть - это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный caмоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой.  Без совести нет нравственности.

«Угрызения совести,- писал Адам Смит более двух веков назад,- caмое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь К Родине, своему народу.

Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере cвoeгo нaрода.

Писатели-эмигранты Бунин И.А., Куприн А. И. Бердяев Н. А., находясь на чужбине, до самого конца оставались патриотами своей страны.

Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании её неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре.
С патриотизмом тесно связано понятие гражданственности.

Гражданственность сочетает в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей.



                3.


Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у нeгo перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе и в дальнейшей жизни человека.

Не последнее место при этом занимает и caмовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

На основе выработанных моральных категорий у человека складывается мировоззрение.
Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на окружающий мир. Есть и другие близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание.

Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой - то, что связано с деятельностью человека: eгo ощущение, созерцание, понимание, eгo воззрение, взгляд на мир.

Мировоззрение может быть обыденным, или житейским (возникает  в процессе личной практической деятельности человека) и религиозным (мировоззрение, основой котopoгo являются религиозные учения).

Слабыми сторонами религиозного мировоззрения являются проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

Религиозному противостоит научное мировоззрение. Его слабой стороной является отсутствие  всеобъемлющей, объективной  картины окружающего нас мира, который далеко ещё не понят до конца.

Можно сказать, что в данном отношении научное мировоззрение пока ещё во многом уступает религиозному, имеющему довольно стройный взгляд на миропорядок.


                4.


Осознавая слабость научного мировоззрения, многие люди в своей жизни ориентируются на одну из мировых религий; в частности, на христианство, которое выработало вполне чёткую картину окружающего мира.

Символом и носителем Добра в христианстве является Бог; его ярым противником, олицетворяющим понятия Зла, является Дьявол (он же – Сатана).

Человеку дано право выбора, каких именно идеалов он будет придерживаться. Наивно полагать, что человек, не следующий Божьим заветам, может идти каким-то своим, «особым» путём; нет, он становится игрушкой в руках Дьявола, его слепым орудием, зачастую не осознавая этого и категорически не соглашаясь с этим утверждением.

Отказ от религиозности в 1917 году вывел нашу страну на грань физического вырождения и самоуничтожения.

Ужас двух Мировых войн, непрекращающиеся на планете войны, угроза уничтожения человечества и земной цивилизации наглядно свидетельствуют о пагубности отхода от мировых религий – при том, что научное мировоззрения, как таковое, ещё не выработано.

Отказ от религиозности, фактически, равносилен тому, как если бы человек выбросил дорожную  карту-путеводитель на том основании, что она, якобы, устарела. При этом, никакого другого ориентира в руках человека попросту нет, и он действует вслепую, по наитию.

Неверующий человек подобен путнику, блуждающему по ночному лесу с завязанными глазами. Он не представляет себе местности, не видит ловушек и прочих опасностей, подстерегающих его на каждом шагу. Хуже  того, этот человек не имеет даже конечной цели и не представляет её!

Сегодняшнее человечество в целом, под лидерством западных стран, напоминает этого путника, идущего в никуда.