Психопат

Людмила Зрелик
 
  Стою вечером на остановке напротив рынка, и слышу знакомый голос кричащий фальцетом -
 Валерка.
 В девяностых годах про него была огромная статья в местной газете. Я тогда очень удивилась, лет пятнадцать назад Валерка работал в моей смене грузчиком, с людьми сходился трудно, и вдруг - предприниматель.
 Пыталась найти эту статью в архиве, но не повезло. Суть статьи заключалась в том: что несколько продавщиц, написали на него жалобу, но еще больше заступилось. Корреспондент газеты стала разбираться. Валера устроился дворником убирать территорию вокруг рынка, но когда появилась возможность, взял эту землю в аренду. Тогда это было не так дорого, а деньги у него водились всегда. Капитал от торговли водкой еще во времена социализма ждал своего времени. Валера купил  торговые палатки и стал сдавать их продавцам. Новые продавщицы жаловались, что кроме аренды он берет с прилавка товар килограммами. Оказалось, фрукты и овощи он относил в детский садик и больницу, где находились его дети.
С другой стороны, быть добрым за чужой счет не очень-то этично. Было написано, что на территории всегда порядок, даже теперь он не гнушался взять в руки лопату. Правда, кричал и матерился он отменно. В общем, за и против были почти наравне. Больше я о нем не слышала.
 Прошло столько лет, а Валера до их пор работает на рынке.

 Я еду в троллейбусе и вспоминаю, как все начиналось.
 Валерка работал в дневную смену, особым рвением не отличался, но и не прогуливал. Всех раздражало его недовольство страной, порядками, уж слишком это выглядело нарочито.
 - Валерка, а ты не боишься загреметь в тюрьму, или в психушку за свою пропаганду?- спрашивали ребята.
 - Нет, мне это только на руку.
Однажды Валера не пришел на смену, мужики сказали что вчера вечером его из общежития, и вправду, увезли в психушку.
 После выписки он попросился в мою бригаду. Вроде не пьющий, но страшновато.
 - В чем причина,Валера, объясни.
 - Понимаешь, я мужикам водку  по вечерам продаю за червонец. Соседи по общаге выпить захотели, а денег нет. Стали просить в долг, но они потом отдают только пятерочку, я отказал, они решили меня избить. Я побежал на вахту, вызвал двадцать шестую бригаду, и меня на скорой увезли в психушку.
 - Как это? Здорового?
 - Да я это уже один раз имитировал, мне даже справку дали.
 - Валера, а зачем тебе это?
 - Я не хочу служить в армии, защищать это поганое государство.
 - Чем же оно тебе не угодило?
 - Я из детдома, если бы ты знала, как над нами издевались. Воспитатель мог вылить ведро ледяной воды или опрокинуть кровать, если вовремя не просыпаешься, да мало ли чего было.
 - Подожди, а как же ты, в общем-то здоровый мужик пролежал в психиатрической клинике?
 - Я зашел к зав.отделением, и сказал что сделаю бесплатно любой ремонт в больнице, пусть только подержит меня пару недель. Думаю, он остался не в обиде: коридор покрасил, тумбочки, шкафы, кровати отремонтировал.
 Я согласилась взять Валерку в свою смену.
 Когда были сильные морозы, дни не актировались, но перерывы между работой были большими, и Валерка поведал свою историю.
 - Выйдя из интерната, я отправился в Одессу, чтобы на судне уплыть за границу, но пограничники меня нашли. Старшой сказал: "Кому ты там нужен? Дураков там своих хватает, а у тебя ни денег, ни образования. Не дергайся пацан, а то вместо заграницы попадешь за колючую проволоку" Вывезли меня за проходную и ничего оформлять не стали, пожалели сироту.

- Стал я мотаться по городам, благо место в общежитии сразу давали, только повестка из военкомата придет, я переезжаю. Мурманск мне понравился, но придется еще раз уехать, пока двадцать восемь лет не исполнится. Местный военком раскусил меня: "Ты своими справками задницу утри, комиссию пройдешь, и как миленький служить будешь."

 - Валера, и не надоело тебе мотаться? Семью пора заводить.
 - У меня есть жена - от этой фразы я остолбенела.
 Меня в нем раздражала  нахрапистость, хамство, лень, скандальный характер, и противный писклявый голос. Только жалость и интерес к сложной судьбе заставляла слушать его.

 Я даже представить не могла, что какая-то женщина может влюбиться в Валерку.
 На другой день Валера принес пачку писем, написанных красивым каллиграфическим почерком.
 Он сам цитировал отрывки, из которых я поняла что в отпуске они отдыхают вместе. Жена тоже была из детдома, и видно знала про него то, что не увидишь с первого взгляда.
 Через месяц Валерка опять поменял место жительства. Уехал к жене в Сибирь.
 Все таки он вернулся в Мурманск, привез свою жену, завел сына и дочку и сделал все что мог, чтобы его дети и в лихие девяностые были сыты и счастливы.
 Очень необычная судьба у мужчины, но он помня свое тяжелое детство смог оградить родных детей от невзгод, не ожидая от государства льгот и подачек, строил свою судьбу как мог.