Я люблю тебя, Москва красавица

Сергей Владимирович Левицкий
Предлагаю читателю свои впечатления о Москве. Я – русский, коренной москвич. И предки мои прожили жизнь в Москве. Я пишу о Москве то, что знаю - и то, что думаю. Повествование начинается с 2007 года, когда я пришел к выводу о стремительном приближении «точки невозврата».

 Давненько ты не был в Москве, - обнял меня в аэропорту Шереметьево давний школьный друг Леонид. - Садись в машину, смотри, как изменилась Москва.
Был август 2007 года, и я стал смотреть.

*****       2007    *****

Сразу от аэропорта началась автомобильная пробка, тянущаяся до ст. метро Динамо (это уже почти центр). Так что ехали, вернее, стояли, долго – часа полтора. Хорошо, что в машине кондиционер: на улице было +32. Бросилось в глаза, что стало меньше «Жигулей» и «Волг» – всё больше иномарки…
Леонид, у которого я остановился, жил в Центре, прямо возле станции метро Павелецкая, расположенной с внутренней стороны Садового кольца. Здесь в довоенном кирпичном доме он родился, и в этом районе мы, будучи студентами, частенько гуляли. Панельный дом, где сегодня живёт Леонид, огорожен железным забором с замк;м, в подъезде крепкая стальная дверь, затем стальная дверь в коридор на 4 квартиры и затем стальная дверь в квартиру. А дом-то самый обычный.
 
   - Выйдем - пройдёмся? Купим, что при встрече положено, – предложил Леонид.
Первое, что бросилось мне в глаза: всё очень приближено к человеку. Вокруг магазинчики, палатки, многочисленные аптеки (видимо, это выгодный бизнес). Многие на улице пьют пиво из бутылок, хотя Лёня говорит, что это теперь запретили. Кое-где лежат люди, и в том числе женщины, но прохожие понимают, что они не мёртвые, а просто их разморило от жары и алкоголя. Рядом на газоне спят бездомные собаки.
У метро кучкуются группки деградантов, некоторые с разбитыми лицами, в грязной рванине, босиком. Встречаются и молодые парни, по виду которых ясно, что они спились и никаких надежд на будущее не имеют.
А лица-то наши, родные, русские.
 - Лёнь, что-то не очень позитивное впечатление.
 - Так остальные ж на работе. – Ты лучше посмотри, продукты какие!

   Действительно, что касается продуктов питания, то отечественные мясные и молочные продукты стали хорошего качества и потеснили импортные. Иногда колбасу продают с приезжающей автолавки, и москвичи знают, что надо брать «Клинскую».
Но вина почему-то очень дорогие. А четвертинка неплохой водки стоит 60 рублей. За 20-30 рублей можно попить пива (правда, на улице, из горлышка).
 - Вот эту бери, - учил Леонид. - Бутылка хорошей водки начинается со 100 рублей, а вот билет в театр Ленком, куда ты собрался, стоит 2000 рублей…
Так что у тебя есть время подумать, - улыбнулся он.
 
 - Лёня, а что у вас этот огромный памятник Ленину стоит в самом центре Москвы, на Калужской площади? Вроде много кого посносили во времена «перестройки». Всё-таки памятники – это вехи истории? или по-прежнему зовущие куда-то символы? Вроде, коммунизм строить раздумали, а всё по Ленинскому проспекту едем куда-то…
 - А тебе что, водка не нравится? – Больше пей, меньше думай. Вон, колбаску бери. Завтра будешь на метро ездить, жизнь изучать.

…В метро теперь меньше нищих. Совсем не стало поющих и играющих на инструментах артистов, изобилие которых было 10 лет назад. Но по вагонам регулярно ходили два парня лет по 28, демонстрируя ампутированные выше локтя руки. А в переходах стояли девушки с самодельными плакатиками: «Умирает мама. Помогите на лечение!» или «Умирает сын. Помогите!». Тут же неподалёку стояли молодые люди, предлагающие приобрести диплом любого ВУЗа или автомобильные права. Права стоят 15 000 рублей и привозятся вам домой на третий день – только надо сдать фотографии и грамотно написать свою фамилию.
В метро меня поразило то, что ходят всё те же старые вагоны, в которых я ездил в детстве 45 лет тому назад. На станциях темно, и на перронах нет схем! Надо войти в вагон – там схемы есть, и уже в вагоне можно убедиться, что едешь не в ту сторону.
   Лавины людей в метро меня просто потрясли. Если зазеваешься, людской поток вынесет тебя вовсе не туда, куда ты собирался.
   За последние десятилетия в городе так и не построены общественные туалеты. У некоторых станций метро стоят синие временные будки (как на стройках для рабочих. Естественно, без умывальников). Обычно их три. В центральной будке с распахнутой дверцей на толчке сидит управляющая этим хозяйством женщина и собирает с желающих облегчиться 10 рублей. "Льгот нет" – гласит объявление. Вот уж эти россияне: и тут им льготы подавай!
Указателей, где туалет, тоже нет, да, впрочем, это излишне. Запах, знакомый с детства, быстро выведет вас на цель. Но это летом. А при минус 25, зимой?
   
   Со строительством многоуровневых автомобильных развязок давно опоздали. О постоянно возникающих в городе автомобильных пробках не писал только ленивый… Очень много «бомбил» - нелегальных такси. Стоит поднять руку, сразу останавливаются две-три машины. Всё это старые, совершенно изношенные «Жигули». За рулём представители востока и юга России, плохо владеющие русским языком и совершенно не знающие Москву. В народе это называется «Джихад-такси».
В автобус или троллейбус теперь впускают только через переднюю дверь, где рядом с водителем установлен турникет.
   Безбилетник не пройдёт! Устарел, видимо, лозунг, вызывавший у меня в детстве умиление: «Совесть пассажира – лучший контролёр!».
   Теперь что, в Москве живут другие люди?

   Сама Москва хаотически застраивается крупными коммерческими структурами, задача которых - напихать как можно больше зданий на отведённой площади без создания вокруг необходимой для жизни инфраструктуры. Это так называемая «точечная застройка». Поэтому архитектурный облик города вызывает какое-то странное впечатление.
   Все вновь построенные дома, коммерческие объекты немедленно огораживаются железными заборами, как правило, с охранниками. Сколько же их в Москве!
   В Замоскворечье есть улицы, состоящие из сплошных железных заборов. Маленьких кафе нет. Нет этого бизнеса. Москва - это город «проходи-проходи», здесь обычному горожанину места нет.

   Ещё погулял по городу.

   Очень огорчило состояние бывшей библиотеки им. Ленина – теперь Российской Государственной. Она расположена в самом центре города, возле Кремля. Внутри не был, но шокирует вид большой площадки при входе: разбитые гранитные ступени, на которых можно переломать ноги, кривые плиты, полное отсутствие скамеек.          
   Наверное, власти в библиотеку не ходят.
Прокатиться на катере по реке от парка культуры до Котельнической набережной и обратно (совсем недалеко) стоит 720 рублей. А если всей семьёй? Крутовато!

 - Ну вот, Лёня, поизучал я город и его население.
 - Ну и как?
 - Скажу тебе откровенно: иногда думал, ну как же вы тут живёте? Потом пообедал в трактире «Ёлки-палки» - вкусная русская еда и вроде не особо дорого. Хорошо, словом. А вообще рестораны и кафе, куда я заходил, дороги.
Самое дешёвое отечественное пиво, которое я обнаружил в кафе-забегаловке, стоит 100 рублей, будто в Баварии. Наверное поэтому и ходит каждый по улице с пивной банкой в руке. Да ещё реклама по телевизору, как я вчера убедился, буквально требует, чтобы население пило пиво. Вижу, что этот напиток к 2007 году стал национальной идеей России, разработать которую так мечтал Ельцин.
 - Что значит «дорого»? Это как для кого. Ты с чем сравниваешь?
 - А я, Лёня, с Прагой сравниваю, там все рестораны и пиво - дешевле!

   Пора прощаться с Москвой 2007 года.
               
   Я стоял у метро и смотрел на лица людей. Нехорошая аура. И дело не в том, что русских лиц становится всё меньше. Мы – интернационалисты! Но вид у этой суетящейся толпы наводил на грустные размышления. Что-то мало было спокойных, доброжелательных, улыбчивых и достойных лиц.
И мне захотелось скорее покинуть город, где я родился и прожил почти полвека.
 - Лёня, вези меня в Шереметьево.
               
*****          2012        *****
   
   И вот я вновь в Москве в этой же квартире в ноябре 2012 года.
Ехать встречать меня в Шереметьево Леониду уже не понадобилось. Замечательный «Аэроэкспресс» быстро довёз меня до Белорусского вокзала. А далее я на метро - до «Павелецкой». Как и пять лет назад раскопаны площади у Белорусского и Павелецкого вокзалов (эти «раскопки» сохранены и сегодня - в 2013 году!).

   Введение рейсов «Аэроэкспресса» сильно подорвало позиции «таксистов-бомбил». Если раньше доехать от аэропорта до ближайшей станции метро «Водный стадион» стоило 100 долларов, то теперь и до центра Москвы довезут за 40.
   Заметил, что возле дома убрали киоск, где раньше жарили сосиски для народа, а вокруг резвились крысы. Рядом открыто новое и чистое кафе. Хорошо. Правда, цены я не сравнивал. Может быть, поэтому за ещё сохранившимися ларьками кучкуются группки одетых в чёрное людей с пивом в руках.
 
 - Давай налегать не будем. Лучше я завтра в Третьяковку на свежую голову схожу.
   
   Третьяковская галерея, хотя я там много раз бывал, поражает своим масштабом и коллекциями картин. И всё там замечательно сделано.
Очень интересный и приятный театральный музей им. Бахрушина!
Какие выдающиеся и достойные были люди: Третьяков, Бахрушин…
Уверен, что такие личности вскоре появятся и в современной России. Уже назрело.
   
   В театр Сатиры сходил на интересный спектакль Ю. Полякова. Лица у зрителей какие-то светлые, совсем другие, не те, что на улице.

 - Ну, что? Похавал культурки?
 - Да, Лёня. Москва огромный культурный центр, что бы с ней ни происходило.
 - А что с ней происходит? Может, тебе что-то и не нравится, но должен же город меняться! Не может он 50 лет стоять без изменений!
 - С этим, Лёня, я немедленно соглашусь. Не может и не должен! Но как изменилась Москва? Она что, стала более удобна для жизни? Вот в чём вопрос. Как стал ходить транспорт? Безопасно ли ходить по улице? Да, много другого, что определяет комфортность проживания.
 - Так Москва же древний город. Очень трудно сегодня сделать хорошую транспортную систему в этой бессистемной застройке. Да ещё население всё прибывает. Я даже не могу понять, сколько жителей в Москве. Разное пишут: от 11,5 до 23 миллионов человек. В любом случае много. Вон, показали по телевизору, в Токио специальные люди в белых перчатках на платформе в метро заталкивают людей в вагоны!
 - Что это, Лёня, за дурацкая привычка – выискивать и примерять на себя всё самое худшее, что есть в других странах! Не то направление мысли. Вот Прага ещё более древний город, нежели Москва. И вся её историческая часть была довольно бессистемно застроена, но бережно сохранена. Население увеличилось, а жить в городе в последние десятилетия стало, пожалуй, ещё более удобно. Власти предусмотрительно и порой с опережением строят новые дороги, развязки, станции метро. Общественный транспорт в Праге ходит строго по расписанию, вывешенному на каждой остановке. По движению автобусов или трамваев можно сверять время! Правда и водители законопослушные: никогда не занимают выделенных для общественного транспорта полос.

 - Ну ладно. Раз уж мы сидим на моей московской кухне, то и разговор традиционно должен быть откровенным, как раньше, в 70-е годы. Помнишь? Ещё налей. Главное, что произошло с Москвой: сменился национальный состав города.
Естественно, что представители каждой национальности несут в город привычные им (может быть, даже и лучшие) черты своей культуры и менталитета. Но иногда эти самые «лучшие» черты одних сталкиваются с «лучшими» чертами других, и здесь возникает непонимание. «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят», - гласит русская пословица.
 - Слушай, Лёня, вот мысль возникла: а сколько в Москве проживает русских-то?
 - Так это ещё вопрос, кого считать русским. Где-то пишут 58%, но большинство источников указывает цифру 31%.
   Вот в нашем доме живёт армянская семья: два поколения мужчин – все профессора. Культурнейшие, интеллигентные люди, прекрасно говорят по-русски, дай бог каждому. Ничем от нас не отличаются, разве только кинзу сильно любят.
   А сколько в Москве живёт тех, кто здесь родился? Пишут 5-10 %. Да и можно ли всем этим цифрам верить?   
   И чей «устав» сегодня считать московским и правильным – это большой вопрос.   
   Да и судьи кто? Сложные это всё проблемы… Но всё же раньше «москвичи» не стреляли из свадебных кортежей по москвичам…
   Вот тебе современный анекдот: среди жителей российской столицы был проведен опрос - "Как москвичи относятся к приезжим". Пятьдесят процентов респондентов ответили: "Канэчна, пюскай приеджают в наша столица, да". Еще столько же сказали: "Слухай, та нам шо, яка ризниця".
 - Мне, Лёнь, вообще не понятно: слово «русские» постепенно вытесняется словом «россияне». У русских есть своя столица? Город, где будет ясно заявлено: это город русских, здесь живут русские по традициям русской культуры, здесь такой «устав».
   Вот у армян есть Армения со столицей в Ереване, там живут армяне. У грузин есть Грузия со столицей в Тбилиси, там живут грузины. У чеченцев есть Чечня со столицей в Грозном, у татар есть Татарстан со столицей в Казани.
   А у русских есть что? Со столицей где?
   У всех народов России есть своя столица. И они хотят там жить по своим традициям. Это их право! Палкой в мультикультуру не загоняют. Да и не получается. Вот я тут, зная твои интересы, подготовил справки из официальной статистики:
в Дагестане русских 4,7 %
в Ингушетии русских менее 2%
в Чечне русских менее 4% 
   Там «уставы» другие, но так и должно быть.   
 - Так тебя демагоги тут же обвинят в национализме.
 - А что ты понимаешь по словом «национализм»? Да, я за русскую культуру и традиции! Открыто это заявляю! Это что, плохо? Не есть ли это любовь к своей нации. К её традициям и культуре, тяге жить в понятном и предсказуемом обществе.   
   Не люблю я ярлыки типа: «геноцид русского народа», но всё же…
Помнишь, что сказал Пётр Столыпин: «Народ, не имеющий национального самосознания - есть навоз, на котором произрастают другие народы».
   Надо иметь мужество признать, что в Москве назревает катастрофа – исчезновение Москвы как русского города. Похоже, до «точки невозврата» всего один шаг!

   Конечно, сегодня в Москве проживает большинство приехавших – людей, не родившихся и не выросших в этом городе. И современная Москва в сравнении с городом или посёлком, откуда они приехали, спасаясь от безработицы или войны, наверняка привлекательнее. Выжить и заработать! Другой цели у них нет. И обвинять приезжих в этом нельзя. Но душа их не в Москве.
Живут они анклавами – так легче выжить. Представители анклавов весьма активно проникают во власть и успешно отстаивают свои позиции.

   И Москва будет нравиться тем, кто сегодня ходит в школу, и просто не видели Москву другой. Не видели, как вечером люди семьями с детьми гуляли по ул. Горького, не видели метро без этой дикой толчеи, мороженщиц на станциях метро с удивительно вкусным пломбиром в вафельных стаканчиках, не видели светлых, уверенных в будущем лиц, вежливость на улице, много чего не видели. Жаль их.

 - Да, я понимаю, Лёня. Москва – Великий город! Даже её архитектура отражает эпохи всей страны: сталинские высотки, каналы, шлюзы, речной вокзал, МГУ, хрущёвские пятиэтажки и Дворец съездов в Кремле, Новые Черёмушки, современные, западного типа застройки.
А честное осознание надвигающейся ситуации с исчезновением очередного русского города – это уже первый шаг в верном направлении. Но этот шаг потребует огромного мужества.

 - Ты только не вздумай всё это писать, что мы тут с тобой за бутылкой обсуждали. Никто тебя не поддержит. Если только коренные москвичи,
но сам знаешь, сколько их…

Прага-Москва-Прага 2012