Из когорты покорителей недр

Эльшад Алиев
                К 100-тию со дня рождения

Алиев (Али-заде) АлиГулу Джебраилович  - известный геолог, ученый, Отличник нефтяной промышленности СССР, автор множества научных статей,  относится к славной плеяде азербайджанских нефтяников, оставивших глубокий след в деле открытия и разработки крупных нефтяных и газовых месторождений.
А.Алиев родился 17 января 1913 года в городе Баку. В 1928 году он оканчивает 33 Советскую единую общеобразовательную школу II ступени,  согласно программе, утвержденной Народным Комиссариатом просвещения, успешно освоив, ряд предметов, в число которых входили тюркский, русский и немецкий языки, математика, физика, биология и экономическая география. Выданное Наркомом просвещения свидетельство давало право на поступление в высшие учебные заведения СССР. И АлиГулу решил продолжить обучение в Московском Нефтяном институте имени академика И.М.Губкина. Он поступает в него в 1934 году, а в мае 1940 года заканчивает вуз, освоив специальность геология и разведка нефтяных и газовых месторождений. Ему была присвоена квалификация горного инженера-геолога.
… Кто знает, не доведись АлиГулу в раннем детстве начать свою трудовую деятельность в империи братьев Нобель, известной как пионер во многих инженерных и коммерческих начинаниях, может быть и не привела бы его судьба в нефтяную отрасль, в которой он неустанно работал до самого конца своей яркой, но, к великому сожалению, короткой  жизни. Известно, что его отец  - Джебраил муаллим, состоявший на должности счетовода в «Товариществе нефтяного производства братьев Нобель», был человеком строгих принципов и правил. Будучи  достаточно не бедным, он был твердо убежден, в том, что дети должны приучаться к труду как можно раньше. А потому с разрешения старшего приказчика компании и определил своего пятилетнего сына АлиГулу к себе рассыльным.
- Помню,как отец рассказывал, что ему давали какие-то бумаги и он, крепко сжав их в кулачки, бегом нес документы из одного конца "Черного города" в другой, но иногда хитрил  и пользовался конкой, за что отец крепко ругал его и наказывал.
Наверное, тогда, в раннем детстве, в мальчике и зародился интерес к героической профессии нефтяника. Теперь уже доподлинно и не узнать, сколь неизгладимый след в его памяти оставили пропитанный свежим морским воздухом и ни с чем не сравнимым крепким запахом нефти воздух "Черного города", и недоступная пониманию ребенка грандиозность производства одной из самых крупных по тем временам нефтяных компаний, которая вела нефтедобычу и нефтепереработку в Баку, имела собственную транспортную и сбытовую сеть, включавшую нефтепроводы, танкеры, вагоны-цистерны и нефтебазы с причалами и железнодорожными ветками и, помимо нефтепереработки,  занималась производством вспомогательных веществ, в частности,  выпуском соды и серной кислоты.
Надо отметить, что во время учебы в институте, АлиГулу после занятий работал на строительстве Московского метрополитена. Материальное положение  его семьи оставляло желать лучшего, и он вынужден был принять такое решение. Честно говоря, родители были против его поездки на учебу в Москву, мотивируя это тем, что в чужом городе без родных и знакомых он пропадет, но молодой человек настоял на своем и добился своего, получив основательное образование в самом лучшем по тем временем в стране высшем учебном заведении, готовившем специалистов для нефтяной отрасли.
АлиГулу муаллим был истинным патриотом. Об этом говорят сохранившиеся факты его биографии, воспоминания его детей и тех, кому довелось работать рядом с этой удивительной личностью. Даже находясь на учебе в Москве, он не переставал ощущать неразрывную связь с родиной. Сохранился интересный документ - заявление, с которым студент А.Алиев в трудную минуту обратился за помощью к правительству Азербайджана. В марте 1937 года он изложил свою просьбу о материальной поддержке, в связи с тем, что обучаясь в Московском нефтяном институте, получал стипендию в размере всего 127 рублей, вследствие чего основательно поизносился. АлиГулу указывает, что деньги необходимы ему на восстановление верхней одежды и  со свойственной ему бесхитростностью и прямотой сетует, что отсутствие средств не позволяет ему посещать культурно-просветительные учреждения тогдашней столицы СССР, мешая повышению его культурного уровня. Этот фактор был также немаловажен для молодого азербайджанца, который вместе с наукой о «черном золоте» впитывал в себя многие и многие знания, поражая окружающих многогранностью и широтой кругозора.
- Отец прекрасно играл на пианино и таре. Кстати, знакомство наших родителей  произошло в Доме медработников. Там проходило какое-то мероприятие, не знаю, каким образом он там оказался. Отец сел играть за пианино и сразу же влюбил в себя всех присутствовавших девушек, но выбрал лишь одну – юную Анаханым. Их союз можно назвать примером семейной жизни. Анаханым Алиева, окончив медицинский институт, работала в Объединенной больнице Нефтеразведчиков. А когда в семье Алиевых один за другим родились шестеро детей, она была удостоена высокого звания «Матери-героини».
У всей нашей семьи остались самые лучшие воспоминания об отце, об его редких появлениях дома. Казалось бы, воспитанием детей в силу своего отсутствия, занимался не он, но каждый его субботний приезд был для нас праздником, потому что все знали, что  приведя себя в порядок после долгой дороги, он обязательно выведет детей в город на прогулку. Он глубоко разбирался в математике.
По рассказам двух старших братьев, в воскресенье утром обязательно проходил отчет о прошедшей учебной неделе. Затем он занимался с ними  математикой с опережением на 5-6 параграфов. Его кредо было не получение отметки за один параграф, что, по его определению, было лишь оценкой знания данного урока, а понимание предмета в целом. Отец очень любил историю Древнего Рима, что передал и мне. Он возил нас в Гобустан, показывая наскальные надписи  и рисунки. Он вообще прекрасно знал историю Азербайджана, ознакомил нас с крепостями в Раманах и Мардакане, водил во дворец Ширваншахов, рассказывая о прошлом нашей Родины.
Мои личные воспоминания о нем связаны с его постоянными наставлениями о будущей учебе (он умер за год до моего поступления в школу), о человеческих качествах. Он всегда подчеркивал, что надеяться надо только на себя, никакие знакомства тогда будут не нужны, поскольку не всегда они могут помочь. Отец никогда не ругался, это подчеркивали и многие знавшие его. Самым плохим ругательством для сыновей было выражение "скверный мальчишка". А вот для представителей старшего поколения, неподобающим образом поступающим, выбирал слово похлеще - жулик, это я очень хорошо помню.
В жизни А. Алиева было немало тревожных страниц. Так, во времена чистки партии в 1934 году АлиГулу муаллим был обвинен в пантюркизме и исключен из рядов ВКП(б) по смехотворной причине - фамилия Али - заде. Подав апелляцию, он был восстановлен в партии, но уже под фамилией Алиев. Еще одна из них относится к более позднему периоду. Тогда А.Алиев из-за своей честности и принципиальности едва не поплатился работой. Шел 1971-й год. Он работал главным геологом конторы бурения №1 в тресте «Азнефтеразведка», когда там разгорелся конфликт из-за неперспективной скважины, в  освоении которой АлиГулу муаллим отказался принимать участие. Он написал заявление, которое и было санкционировано. Неизвестно, чем бы все это закончилось, не вмешайся в ситуацию друг азербайджанского геолога, тогдашний министр нефтяной промышленности СССР В.Д. Шашин. По его указанию с июля 1971 года АлиГулу  Алиев был назначен начальником геологического отдела Джарлинского УБР Кюрдамирского района Азербайджанской ССР с сохранением зарплаты главного геолога.
О дружбе отца  с бакинцем, выпускником Института Нефти имени академика Губкина В.Д.Шашиным в семье Алиевых вспоминают с особой теплотой. Она завязалась в начале 50-х годов прошлого столетия. Как-то, еще задолго до своего высокого назначения, Валенти;н Дми;триевич приехал в Баку в командировку и на одном из совещаний услышал доклад отца, который выходил за рамки принятого в то время «одобрямс» и «и все хорошо». После совещания он подошел к привлекшему его внимание человеку, и между ними завязалась беседа, закончившаяся поздно ночью в гостеприимном доме Алиевых. Тогда-то и началась их искренняя дружба, продолжавшаяся до самой кончины А.Алиева. Несколько раз он предлагал АлиГулу муаллиму переехать в Москву в аппарат министерства, но он отказывался, так как предпочитал активную работу чиновничьей,  к тому же,  на его иждивении находилась пожилая мать, оставить которую он не мог.
Азербайджанский геолог, несмотря на то, что его большая семья проживала в Баку, продолжал работать на периферии. Домой ему удавалось выбираться всего на сутки: в субботу вечером, а в воскресенье - обратно на работу.
Наилучшие воспоминания о А.Алиеве, сохранились о нем и у Аслана Мамедова, который с конца 90-х годов минувшего века по 2002 год работал главным геологом СП «АзГернефть». Называя себя учеником АлиГулу муаллима, А.Mамедов отмечает, что его учитель был человеком по натуре мягким, со всеми поддерживающим нормальные отношения. Однако в работе был требовательным и, в первую очередь, к себе: он целиком посвящал себя любимому делу, целыми днями пропадая на скважинах.
Вот лишь скупые строки славной биографии А.Алиева. С 1940 по 1942 год он работал на промыслах треста «Кагановичнефть» в качестве инженера-геолога, старшего геолога. В 1942-м году был выдвинут на партийную работу парторгом ЦК ВКП (б) на первом промысле Кагановичнефть. С сентября 1944 года, по решению Центрального Комитета, перешел на работу в Министерство Государственного Контроля Союза ССР, где был постоянным старшим госконтролером по предприятиям нефтяной промышленности Азербайджана. Во времена Великой Отечественной войны АлиГулу Алиев дважды писал прошения об отправке на фронт, но каждый раз ему отказывали в этом, ссылаясь на то, что в тылу, на нефтяных промыслах он принесет Родине больше пользы. В 1944 году АлиГулу муаллим был парторгом 1-го промысла Кагановичнефть, занимался обеспечением фронта горюче-смазочными материалами, сам непосредственно выезжал во главе составов доставки ГСМ. За беспримерный труд в тылу он был награжден медалью «За оборону Кавказа».
С апреля 1946 года А.Алиев перешел в аппарат ЦК КП (б) Азербайджана, где работал инструктором нефтяного сектора отдела кадров. С апреля 1947 года, по собственному желанию, перешел в трест «Азнефтеразведка»,  в котором и проработал до самой кончины, даже не успев выйти на пенсию.
В 1973 году АлиГулу муаллиму исполнилось 60 лет. «В день Вашего славного юбилея коллектив разведчиков нефти управления треста «Азнефтеразведка» сердечно поздравляет Вас и шлет Вам свои наилучшие пожелания», - отмечалось в направленной ему телеграмме, которую по поручению коллектива подписали управляющий трестом «АзНефтьРазведка» А.Яхья и парторг С.Эфендиев. «За многие годы нашей совместной работы вы зарекомендовали себя как видный специалист в области бурения. Работая на различных должностях, вы отдавали своему делу все свои силы, проявляя высокие инженерные знания. При Вашем непосредственном участии был открыт ряд крупных нефтяных и газовых месторождений, которые ныне поставлены на службу нашей Родины».
Отмечая эту юбилейную дату, разведчики нефти от всего сердца пожелали АлиГулу муаллиму крепкого здоровья, сил, дальнейших трудовых успехов и большого личного счастья в жизни.
Но сбыться этим добрым пожеланиям, к сожалению, не удалось. В том же году А.Алиева не стало. Он ушел на взлете, полным сил и больших планов. Ушел, так и не успев порадоваться успехам горячо любимых им детей, двое из которых пошли по стопам отца.
Его старший сын Тофик Алиев, выпускник Азербайджанской Нефтяной Академии, начинал свою трудовую деятельность оператором по добыче нефти и газа в управлении «Таджикнефть» , затем трудился в НГДУ имени Серебровского, а в данный момент работает в отделе нефти и химии Аппарата Кабинета Министров Азербайджанской Республики. Младший – Эльшад Алиев, долгое время трудился в СП «АзГернефть».
АлиГулу Алиев (Али-заде) навсегда останется, в памяти тех, кто его знал.

На снимке: АлиГулу Джебраилович (в центре) вместе с товарищами геологами на месторождении


                14-15.01.2013 года