Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 2-11

Каменцева Нина Филипповна
Жизнь моя, как осенний листочек.

Роман
Глава 2. «Мои достижения»

Часть 11. «Ничто не может занять места упорства»


     Человек сам себе враг. Оказалось, что Ашот заказал на сахарном
заводе шнек и барабан для дальнейшей своей работы, а сколько раз
говорят – не плюй в колодец, из которого ты пьёшь воду. Он и так хо-
рошо зарабатывал, и жизнь наша полностью поменялась. Мы жили
в полном достатке, и я свободно могла себе позволить красиво оде-
ваться, выезжать на сессии в Ереван, а это всё были расходы. Трое
детей, тем более, – за всё надо было платить. У него осталась одна
работа на «Заготзерне» в Лозовой, но я думаю, и этой было достаточ-
но. Он некоторое время побыл в Тбилиси, но рвался обратно, обещая
ни во что не ввязываться. Когда он уехал, то в этот же день позвонил
и сказал, что главного инженера сахарного завода посадили. Эта пло-
хая новость меня уже потревожила. Но, как я поняла, его посадили за
другие дела, не касающиеся асфальта. Я немного успокоилась.
      Ашот, конечно, поменялся. Ему не сиделось дома. В то время,
когда Ашот находился дома, он постоянно уходил по вечерам под
видом – проведать родственников, но возвращался пьяным. Может,
такая его жизнь была на Украине, где за каждую царапину надо было
выпить, или же он пристрастился к водке. Он не пил прекрасного
грузинского вина, говорил, что его пучит от него, но водку хлестал
уже как сапожник, даже его брат Вано мне один раз сказал, что, на-
верно, пить его научил мой отец, хотя Ашот с ним ни один раз не
выпил. А может быть, он стал тянуться на Украину из-за красивых
женщин. Я сама видела, насколько они красивы и привлекательны, а
главное – безотказные, особенно некоторые – за бутылку как нечего
делать переспят с тобой. Ведь у многих женщин, особенно на селе,
мужчины – пьяницы, каждый день то и дело стоят в единственной
лавке в очереди за бутылкой. Может, и моя вина в том, что я его отпу-
скала. Я была очень занята собой, детьми, работой, учёбой. Он при-
езжал, но время не останавливалось. У меня были свои дела: ведь я
воспитывала детей. У него был кратковременный отпуск. Он хотел
полностью, чтобы я была рядом, но я не могла. Ведь не остановишь
паровоз надолго – у него свой маршрут. И мы с ним так постепенно
отдалялись.
     В апреле он вызвал бригаду, а ко мне даже не заехал. У меня была
паника – не успеваю с курсовым проектом «Подвижной состав».
Наши однокурсники давно послали работы в РИИЖТ и получили
зачёт, а у меня даже не было куда заглянуть. Им было намного легче
– они работали в Управлении дороги и заказали свой проект за семь-
десят рублей там же. Но я привыкла к самостоятельности, долго
возилась с ним, так и не смогла его сделать. Тем более, что там в
замечании надо было все расчёты сделать с помощью логарифми-
ческой линейки, а я даже не могла с ней работать. Лили мне сказала,
что у Эммы уже есть зачёт – попроси, она тебе даст. Я долго просила
у неё, она же всё время говорила, что забывает. Ранним утром я по-
шла к ней домой. Она удивилась. Ведь они через день уже уезжали в
Ростов на последнюю сессию. Она не хотела давать, но я выпросила
на день: «В ночь я тебе принесу обратно». У нас были совершен-
но разные варианты. Ничего, я справлюсь. Ей стыдно было отказать
мне, и она дала. В этот день я, прочтя два листа, поняла, что трудно
справиться с ним. И решила просто переписать в виде болванки, а
затем сделать и послать в Ростов. К шести часам вечера я принесла
ей в Управление Закавказской дороги курсовую. Она удивлённо по-
смотрела:
– Сделала?
– Нет. Я только переписала и перечертила твой.
    Третьекурсники уехали на сессию, я же с опозданием через не-
сколько дней. Ростов ведь – это родина моя, здесь в Белокалитвин-
ском районе я родилась и никогда больше не приезжала туда. Правда,
уже один раз бабушка Катя брала моего сыночка туда, и сколько хо-
роших рассказов о моей деревне он принёс мне, что тоже хотелось
увидеть место своих родичей, где родились я и папа... Выхожу с
аэропорта – много таксистов. Прямо сумку вырывают – готовы до-
везти. Я выбрала самого пожилого с усами. И он за хорошую плату
подвёз прямо к РИИЖТу. Там же рядом общежитие, как студенче-
ский городок, и внизу я встретилась с Османом прямо в холле. Он
мне помог найти наших тбилисских студентов. И в дальнейшем по-
мог мне усвоить логарифмическую линейку. Я всё сдала быстро. Но
с проектом была задержка. Наших девочек-однокурсниц уже пере-
вели в Харьков, а меня нет, так как надо было закрыть полностью
всё с третьего курса. Наш преподаватель уехал на неделю в отпуск,
а я сидела там и выжидала, ведь я уже тоже готовилась к переводу
в Харьков, в Харьковский институт железнодорожного транспорта.
Вечером сижу над проектом, как вдруг меня вызывают, говорят:
там ваш муж ждёт. Я не поверила. Я знала, что он находился в Харь-
кове, а здесь Ростов. Спускаюсь, прямо бегу по лестнице, смотрю
– правда, он. Мы сели в холле на диван. Он мне объяснил, что там
закрыли его работу в Харькове и он едет в Зачепиловку, но почему
в машине был Вано и крёстный Bано, я не поняла, но тот объяснил,
что свои покрышки он снял и дал крёстному Вано, и будут они ра-
ботать вместе. Я уже заметила, что будет не так, как он говорит, ведь
с родственниками хорошо сидеть только за столом, но вести бизнес
или работать трудно. Вышла, поздоровалась с ними и ничего я уже
не смогла предпринять.
   Через несколько дней я сдала зачёт и экзамен на следующий день,
и получила приказ о переводе меня в Харьков, где у наших однокурс-
ников была уже установочная сессия. Я решила не возвращаться до-
мой. На руках имею приказ о переводе. Поехала на поезде в Харьков.
Был вечер, меня не хотели устраивать в общежитие, и я направилась
в деканат. Там тоже ещё приказ о моём переводе не поступил. Когда
я показала свой, то заместитель декана пожалел меня, позвонил в
общежитие, вызвали хозяйку, которая нехотя устроила меня времен-
но на одну ночь без приказа. Там вечером я нашла Лили, Эмму и её
сестру, которая так и не закончила институт. Нас, студентов из Тби-
лиси, было около тысячи, но дошедших до четвёртого курса можно
было посчитать на пальцах, многие там же перевелись в Тбилисский
политехнический институт. Многие бросили из-за трудных курсо-
вых проектов, несколько человек остались в Ростове, а нас, уже чет-
верых, перевели в Харьков. Утром хозяйка и комендант общежития
сказали, мол, приказ на тебя пришёл, и поселяют только на несколь-
ко дней, потому что, как я поняла, женское общежитие в Харькове
на Артёма 30 было для студентов стационара, а когда они уезжали
домой на каникулы, на сессию приезжали заочники. Время истекало.
Лекции по несколько часов в ХИИТе, который находился в на пло-
щади Фейербаха 7. Институт состоял из старого и нового корпуса, а
лекции менялись. Нам надо было сосредоточиться и успеть. Но если
честно – это самое хорошее воспоминание, ведь мы успевали даже в
пельменную и на Пушкинскую улицу в кинотеатр, который недалеко
был от общежития.
      Мы возвращаемся домой – в Тбилиси! Я студентка четвёртого
курса. Уже гордо поднята голова. Мы, тбилисские, всегда смотре-
ли в кофейную чашку перед тем, как вылететь. Я смотрю – дорога
хорошая. Подъезжаем в аэропорт – всё нормально, и через полтора
часа мы были уже в Тбилиси. Всех встречали, но не меня. Ашота
нет, и я так закаляла и проверяла свою самостоятельность. Но До-
дик, муж Лили, сказал: «Садись с нами, Нина, и мы тебя подбросим,
всё равно в одном едем направлении». Я не отказалась, и через не-
сколько минут мы были уже на Воронцове. Когда я проезжала по
проспекту Шаумяна, невольно посмотрела на наши окна, дом, где я
выросла. Два больших окна, выходившие на центральную улицу, в
кухне половина была забита фанерой. После пожара мама никогда
больше не повесила занавес, но фанера меня тоже настораживала, и
я решила: в воскресенье обязательно пойду проведать родных, ведь
у меня там жила только мама, а братья были обижены своей судьбой.
За что только, я не понимала. Неужели что-то недоглядели родители?
Такси остановилось, во дворе играл мой сынок с Валерой. Они,
хотя и были двоюродными братьями, но никогда за всю жизнь я не
замечала разногласий между ними, как с одной, так и с другой сто-
роны. Они были ровесники – им было интересно вместе. Дома ба-
бушка Катя, Мариночка и Лиличка, очень все обрадовались моему
возвращению. Я накрыла стол, позвала Лизу со своими детками, и
мы стали обедать. За столом я узнаю, зачем и куда Ашот поехал в
Зачепиловку. Работа была только на одну бригаду, и Ашот остался
там уже закончить этот сезон рабочим, а бригадиром стал его брат
Вано. Работы было две, и ему так не повезло, но обещанное слово он
не мог исправить, и мы вместе с Лизой решили поехать к ним. На-
утро всё по-старому – работа, надо было делать полугодовой баланс.
Целыми сумками приносила документацию домой и по ночам, когда
дети спали, под маленький светильник работала. Хотелось быстро
справиться и поехать отдохнуть, ведь и дети тоже хорошо отдыхали
на Украине – свежие продукты, парное молоко, яблочки прямо с де-
рева, огурцы и помидоры с грядки...
      Уже мы взяли билеты на самолёт. Как только сдала баланс, на-
чала паковать свои вещи. На работе у меня был хороший начальник,
главный врач второй поликлиники на Пекина, Кохреидзе Отар Геор-
гиевич. Он понимал, что я всё сделаю, если даже меня нет на работе.
И всегда меня отпускал. Конечно, меня заменял во время моего отпу-
ска главный бухгалтер стоматологической поликлиники. Его я назы-
вала ласкательно батано Гриша. Но когда он уходил, его я замещала,
но это было очень редко. Мне кажется, ему никогда не нужен был от-
пуск – только где-нибудь дополнительно подработать. Мы всё-таки
решили ехать поездом, ведь у нас много багажа, и детей у каждой по
трое. Поезд тронулся и повёз нас. Стучат колёса. Под звук красивой
мелодии по радио наши детки заснули. Мы же долго разговаривали
с Лизой. Хотя мы жили вместе, у нас не было времени разговари-
вать. Я вечно занята, а у неё тоже дети. Она была хорошей хозяйкой,
заглаживала свои простыни, словно сорочки, чтобы без малейших
морщин. Но у меня не было столько времени, и я купила гладильную
машину. Он выдавала поглаженное бельё, но с морщинками, которые
меня совсем не беспокоили. Детки проснулись. Развернули мы свои
свёртки. Принесли чай. Как хорошо вместе быть в купе, где малень-
кие глазки детей так ласково смотрят на тебя...

~*~

За всё тебя благодарю!
За встречу!
За первый поцелуй,
За свет не гаснувших очей...

За то, что родила детей!
За то, что нет тебя милей,
За то, что ты подарена судьбой,
За то, что называемся семьёй!

Завет любви подарен мне,
Задор люблю твой заводной...
Зажёг любовь мою к тебе...
За всё благодарен я судьбе...
http://www.stihi.ru/2012/07/22/4954


Продолжение романа      http://www.proza.ru/2013/02/02/2162
Начало главы №2          http://www.proza.ru/2012/10/20/1990
Начало романа          http://www.proza.ru/2011/03/16/208

 

 Nansy Ston USA 01/31/2013

 

© Copyright: Каменцева Нина Филипповна, 2013
 Свидетельство о публикации №213013102221
 http://www.proza.ru/2013/01/31/2221