Андрей Битов

Майя Уздина
Андрей Георгиевич (27.05.1937, Ленинград) - прозаик.

 «Битов открыл новую область исследования, при этом обнаружив абсолютный уровень в слове. Но главное, не в обиду будь сказано другим замечательным писателям, Андрей Битов — умный человек, а это редко бывает. В литературе, мне кажется, умных людей гораздо меньше, чем людей талантливых. Даже читая его не вполне удачные произведения, ты чувствуешь, что общаешься с умным человеком. Это очень лестно для читателя, это просто незаменимо».
                Юрий Карабчиевский об Андрее Битове.

Такие странные в жизни бывают совпадения, которые давно привели меня к мысли, что ничего не происходит случайно. Всё в жизни предопределено. Несколько лет из-за нездоровья я никуда, кроме больниц, из дома не выходила. Лишь изредка, если появлялась возможность, выезжала на море. Там ведь прекрасно в любую погоду. Море всегда разное. Приходишь к нему одним человеком, а уходишь совсем другим. Море и небо – связь между ними постоянная. И я очень люблю ощущать эту музыку.

Но однажды приятельница Ольга уговорила меня послушать израильских бардов. Доставку автомашиной мне обеспечили. Оля – человек удивительный, она оптимистка в чистом виде. О чём бы ни услышала, всё истолкует хорошо. Случился страшный пожар на горе Кармель, и вместо чудесного леса остались горелые остовы деревьев. Оля комментирует: «Зато свежий лес вырастет.» – Влюблённая в Израиль, она готова спорить с каждым, кто хоть чем-то недоволен. И вот Оля уговорила меня поехать на вечер. Но одновременно она пригласила ещё человек десять.

Задолго перед встречей мы собрались у входа, начали знакомиться и общаться. Один из компании , мужчина лет пятидесяти, оказался поэтом. Он читал стихи, причём даже очень хорошие. Другие люди тоже оказались интересными собеседниками. Почему-то я уверена, что ещё не раз повидаюсь с ними и продолжу общение.
 
Один из новых знакомых спросил, откуда я и чем занималась. Ответила, что я – москвичка, много лет работала в ЦДРИ, организовывала литературные вечера.Потом занялась тем же делом, но в другом месте. В ответ услышала, что Гриша (имя собеседника) – киевлянин. Когда-то он несколько дней находился в московской командировке, а друзья достали ему билет в ЦДРИ на замечательный вечер московских молодых прозаиков. Выступали: Г. Горин… Дальше я его перебила и продолжила перечислять имена  писателей, выступавших на этой встрече. Оказывается, речь шла о самом первом вечере, который я организовала в ЦДРИ.

Вечер назывался «Московские прозаики в гостях у ЦДРИ» (Центральный Дом Работников Искусств). И этими прозаиками являлись Василий Аксёнов, Андрей Битов, Григорий Горин и Фазиль Искандер. Какие это были молодые и красивые люди. Зрительный зал – переполнен. Пришли даже сотрудники ЦДРИ. Самые требовательные зрители и слушатели. Именно с тех пор мне разрешили организовывать творческие встречи. Это – моя победа...

Сегодня я хочу рассказать об Андрее Битове.
 
Андрей Георгиевич Битов родился в Ленинграде, на Петроградской стороне. Отец — архитектор. Мать — юрист. Брат Олег — известный советский журналист-международник. По собственному признанию, по национальности черкес в пятом поколении.
После блокадной зимы 1941-42 был вывезен в эвакуацию на Урал и в Ташкент. По возвращении из эвакуации жил в Ленинграде. Окончил геологоразведочный ф-т Ленинградского горного института, служил в армии, работал буровым мастером в геологических экспедициях.

Писать начал в 1956. В 1960 в альманахе “Молодой Ленинград” были  опубликованы первые рассказы. Первый сборник рассказов “Большой шар” (1963) вышел в свет в начале хрущевской кампании по борьбе с абстракционизмом в искусстве. Особенно сурово партийная критика осудила рассказ “Жены нет дома” “за чрезмерную приниженность и растерянность героев” (Известия. 1965. 14 авг.)
В 1965 Битов вступает в СП СССР. В 1967 заканчивает Высшие сценарные курсы при Союзе кинематографистов СССР (Москва).

В 1979 Б. становится одним из авторов и составителей бесцензурного литературного  альманаха "Метрополь", вышедшего в СССР в самиздате, а затем опубликованного в США.  После этого был лишен возможности публиковаться в СССР до 1985. В это время его произведения печатаются в Европе и США, переводятся па иностранные языки. Новые публикации на родине стали появляться в конце 1980-х годов.

Перестройка открыла новые возможности. Заграница, лекции, симпозиумы, общественная, в том числе правозащитная, деятельность. В 1988 году участвовал в создании российского Пен-клуба, С 1989 преподаст в Литературном институте им. М. Горького, избран президентом русского ПЕН-центра. Является вице-президентом международной  ассоциации "Мир культуры". В 1991 году был одним из создателей неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий).

В 1992 становится кавалером Ордена искусства  и литературы Франции. Лауреат Государственной премии РФ (1997). Живет в Москве.

Битовский  герой - человек, который не может отождествлять - себя с действительностью, но по причинам не идеологическим, а  из-за  чувства изолированности и одиночества. Житейская реальность  вызывает у героя Битова  скуку  или удивление и неготовность. Это влияет и на жанр произведения.

В 1960-83 Битовым написано 7 произведений, поcвященных  реальным путешествиям автора  в Среднюю Азию, Башкирию, на Север, в Армению, в Грузию ("Книга путешествий", 1986).

Цель своих странствий Битов. определяет в стихотворении, завершающем "Книгу путешествий": "Пускайся в путь - и в нем себя настигни".
 
Особенно большой известностью  пользовались "Уроки Армении" (1967-69) и "Грузинский альбом" (1970-73, 1980-1983).  Описывая природу, обычаи, трагическую историю Армении, автор фиксирует не этнографические подробности, а обстоятельства, способствовавшие внутренним изменениям, произошедшим с ним как с художником.
Действие "Грузинского альбома",  на самом деле происходит не только в Грузии, но и в послевоенном  Ленинграде, в поезде “Москва - Ленинград” и т. п.

 Писатель подчеркивает: Грузия является для него не географическим понятием, а местом, благоприятным для свободного жизненного выбора, духовно освоенным пространством, которое художник может увезти с собой.
 
"Поток сознания", опробованный Битовым  как литературный прием  в ранних произведениях, оформляется в "Уроках Армении" и "Грузинском альбоме" в поток художнического сознания с присущей ему повествовательной свободой. Жанровой особенностью этого приема становится отказ автора от последовательного изображения событий, свойственный как европейской, так и русской  традиции жанра путешествия.
Особенностью стиля произведений Битова  является, по словам Веры Пановой, "острая мысль, художническая зоркость".

Важной темой для писателя стала тема взаимоотношения человека и природы.  Саморазрушение человека Битов считает причиной разрушения окружающей среды. Вспомните замечательный фильм в постановке Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда».Фильм назывался "Заповедник", главную роль  такого человека сыграл  Олег Даль. За размышлениями писателя о современности встают вечные вопросы человеческого существования.

Впервые я познакомилась с писателем, прочитав в журнале  роман "Улетающий Монахов". Роман написан в 60-е гг., каждая глава публиковалась как отдельный рассказ, впервые полностью издан на рус. яз. в 1990, до этого издавался на всех европейских языках.) Встреча с некогда любимой женщиной позволяет герою романа Монахову осознать "полную растерянность перед мутностью и неясностью собственных ощущений" (глава “Образ”).

Впоследствии Битов назовет своего героя этого периода "замирающим на грани мысли".

Но в отношении автора к герою нет осуждения. Писателю странен герой - покоритель жизни; сомнение в себе, вообще свойственное героям русской литературы, кажется ему естественным, хотя и мучительным, человеческим состоянием.

В конце 80-х годов многие критики  упрекали писателя в отсутствии социальных тем.  Однодневные темы его мало интересовали.

Он  старается глубоко художественно  осмыслить российскую историю ХХ века  в романе «Пушкинский дом».
 
В 1987 роман опубликован в СССР в журнале "Новый мир" и в течение этого года получил 3 международные премии: Андрея Белого (Ленинград), премию за лучшую иностранную книгу года (Франция) и Пушкинскую премию (ФРГ). В "Пушкинском доме" воплощен художественный  принцип, сформулированный Битовым по отношению к роману как жанру: "В романе неизбежны отношения автора с героем и набегающим текстом".

В центре романа жизнь современного молодого филолога Льва, потомка дворянского рода. Дед Левы был репрессирован, отец отрекся от деда ради спокойствия и карьеры. Внутреннюю основу сюжета составляют взаимоотношения героя с реальностью, движение времени сквозь человеческую судьбу, превращающее отдельную личность в человеческий тип. Атмосфера тайного семейного предательства,  наложила отпечаток на его научную деятельность, на всю его жизнь - к такому выводу приходит автор в первой части романа. Но Битов видит и более глубокую причину конформизма  и отсутствия нравственных   принципов и причина заключается   в "единственном способе не задаваться вопросом" о том, что вокруг  происходит.

Роман отличает новая для Битова структура текста. Автор постепенно выстраивает перед читателем не только характеры героев, но и сам текст. Авторская мысль, психологизм, нарушение хронологии, авторский комментарий к происходящему  является самостоятельной сюжетной линией, определяет строение романа.
 
Русская литература в романе -  часть действительности - житейской и романной - предстает в "Пушкинском доме". Объясняя название романа  - "И русская литература, и Петербург (Ленинград), и Россия,— все это, так или иначе, Пушкинский дом без его курчавого постояльца", - Битов пишет о невозможности жить в Пушкинском доме без Пушкина, воспринимаемого им как средоточие жизненной силы.

 Реальность, от которой безвозвратно отделен герой романа. Лева Одоевцев живет в эпоху разрыва связи поколений, когда "культура остается только в виде памятников, контурами которых служит разрушение". Этим свойством времени определяется типичность героя.

Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.

Что касается свободного времени, А. Битов говорит, что со временем хобби становится профессией.
 
Любовь к кино привела к профессии сценариста и актера, любовь к книге – к участию в дизайне собственных книг, любовь к музыке – к созданию Пушкинского джаза, где чтение черновиков А.С. Пушкина сопровождается джазовой импровизацией. В 1998–1999 годах Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве.
 
Нелюбовь к монументальной скульптуре привела к идее «минимонументализма» (совместно с Резо Габриадзе). Как пример – памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Зайцу – в селе Михайловском и т. п.

 Сама идея воссоединения профессии с хобби привела к созданию в 1991 году неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Ю. Рост, А. Великанов, В. Тарасов и др.). По словам Андрея Битова, вся его жизнь – это «сплошное путешествие, которое уже нельзя назвать хобби».
Живет и работает в Москве и Санкт-Петербурге.

Прочитав сегодня о новом конкурсе  Национальная литературная премия «Писатель года», я  увидела имя одного из членов  жюри-Андрея Битова.

БИБЛИОГРАФИЯ.

1960 — три рассказа в альманахе «Молодой Ленинград»
1963 — «Большой шар»
1965 — «Такое долгое детство»
1967 — «Дачная местность»
1967—1969 — «Уроки Армении»
1968 — «Аптекарский остров», «Путешествие к другу детства»
1972 — «Образ жизни»
1976 — «Семь путешествий», «Дни человека»
1978 — «Пушкинский дом»
1980 — «Воскресный день»
1985 — «Грузинский альбом»
1986 — «Статьи из романа», «Книга путешествий»
1988 — «Человек в пейзаже», «Последняя повесть»
1989 — «Повести и рассказы», «Пушкинский дом»
1990 — «Улетающий Монахов»
1991 — «Мы проснулись в незнакомой стране», «Жизнь в ветреную погоду», С/С в трех томах
1993 — «Ожидание обезьян», «Вычитание зайца»
1995 — «Оглашенные»
1996 — «Первая книга автора», «Империя в четырёх измерениях»
1997 — «Новый Гулливер», «В четверг после дождя», «Записки новичка»
1998 — «Обоснованная ревность», «Неизбежность ненаписанного», «Дерево»
1999 — «Похороны Доктора»
2008 — «Преподаватель симметрии»

Киносценарии

1977 — «В четверг и больше никогда».

Награды

1984 — Орден «Знак Почёта»
1989 — Пушкинская премия фонда А.Тепфера (Германия)
1990 — Премия за лучшую иностранную книгу года (Франция), за роман «Пушкинский дом» и премия Андрея Белого (Санкт-Петербург)
1992 — Государственная премия Российской Федерации за роман «Улетающий Монахов»
1993 — Орден «За заслуги в искусстве и литературе» (Франция)
1997 — Государственная премия Российской Федерации и премия «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные»
1999 — Царскосельская художественная премия, медаль Мовсеса Хоренаци (Армения)
Лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонёк» и др.
С 1997 года — Почётный доктор Ереванского государственного университета и Почетный гражданин города Еревана.
Почётный член Российской академии художеств.

Примечания

Писатель Андрей Битов: Я принадлежу к самому темному поколению
Интервью Ю. А. Карабчиевского Сергею Шаповалу — «Уральская новь», № 1, 1998
Состав РАХ

В Викицитатнике есть страница по теме:

Битов, Андрей Георгиевич
Битов, Андрей Георгиевич в библиотеке Максима Мошкова
Битов, Андрей Георгиевич в «Журнальном зале»
«Хронос»
Архивы радио «Свобода»
Аудио и фото на сайте Литературного Радио
Андрей Битов на сайте «Грани-ТВ»
Андрей Битов читает своё стихотворение «Сретенье» 27 января 2007 год
Андрей Битов читает своё стихотворение «Пасха» 27 января 2007 год
«Портрет неизвестный» рассказ о поиске картины для обложки новой книги А.Битова 2008 год.

 Источники

Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8

Список публикаций:

«Новый Мир», № 10 за 1993 г.
Ожидание обезьян.
«Новый Мир», № 4 за 1994 г.
Из книги “Айне кляйне арифметика русской литературы”.
«Новый Мир», № 9 за 1996 г.
Жизнь без нас.
Стихопроза
«Звезда», № 1 за 1997 г.
ПОЭТЫ НЕ УМИРАЮТ.
«Вопросы литературы», № 2 за 1997 г.
Каким должен быть курс истории литературы?.
«Звезда», № 5 за 1997 г.
ГУЛАГ как цивилизация.
«Звезда», № 7 за 1997 г.
Азарт, или Неизбежность ненаписанного..
«Вопросы литературы», № 1 за 1998 г.
Изобретение каменного топора..
Беседу вел А. Кузнецов
«Звезда», № 2 за 1998 г.
Хоpошо сохpанившийся человек.
«Звезда», № 8 за 1998 г.
Япония как она есть, или Путешествие из СССР (Ненаписанный pоман)..
«Звезда», № 9 за 1998 г.
Последовательность текстов..
«Вопросы литературы», № 1 за 1999 г.
В поисках утраченного Я..
«Звезда», № 1 за 1999 г.
Раздвоение вечности (Исповедь двоеженца).
«Звезда», № 12 за 1999 г.
Пока не тpебует поэта....
Пьеса
«Звезда», № 10 за 2000 г.
Перепуганный талант, или Сказание о победе формы над содержанием.
«Звезда», № 12 за 2000 г.
Вычитание Зайца (Занавес. Документальная пьеса. Пушкинский лексикон. Эссе).
«Звезда», № 1 за 2001 г.
Ответы на вопросы журнала ?Звезда..
«Звезда», № 1 за 2001 г.
Пятьдесят лет без Платонова.
«Вестник Европы», № 7-8 за 2002 г.
И вот книга появилась....
«Звезда», № 8 за 2002 г.
"В лужицах была буря...".
(Мания последования)
«Континент», № 112 за 2002 г.
«Дайте времени поговорить его языком...».
«Новый Берег», № 2 за 2003 г.
Эмиграция как оскорбление.
Эссе
«Звезда», № 5 за 2003 г.
Дежа вю.
Рассказ
«Звезда», № 8 за 2003 г.
Русский устный и русский письменный.
Вступительная заметка Елены Дьяковой
«Звезда», № 1 за 2004 г.
Литературный герой как герой.
Рассуждение в жанре интеллектуального примитива
«Октябрь», № 3 за 2005 г.
О пустом столе.
Из цикла устных эссе
«Новый Мир», № 6 за 2005 г.
Год Козы.
стихи
«Октябрь», № 6 за 2005 г.
Записки жюриста.
Из цикла устных эссе
«Октябрь», № 10 за 2005 г.
File на грани фола.
Полуписьменное сочинение
«Новый Мир», № 1 за 2006 г.
КАМЕННООСТРОВСКАЯ МЕССА.
Публикация Андрея Битова в преддверии 70-летия столетия гибели Пушкина
«Критическая Масса», № 4 за 2006 г.
"Тупик - это очень интересная вещь". Андрей Битов о русском языке, постимперии и астрологии русской литературы.
«Октябрь», № 8 за 2006 г.
О литературных репутациях.
Из цикла устных эссе
«Звезда», № 9 за 2006 г.
Перемена погоды. Перед Пасхой 2006.
Стихи
«Октябрь», № 3 за 2007 г.
Поэзия, явленная в одном лице....
«Октябрь», № 4 за 2007 г.
Дуэль Лермонтова и Пушкина.
«Звезда», № 5 за 2007 г.
Из цикла "Обнуление времени".
«Новый Мир», № 5 за 2007 г.
Два рассказа.
«Звезда», № 5 за 2008 г.
Стихи из кофейной чашки.
Мемуар
«Октябрь», № 8 за 2008 г.
Преподаватель симметрии.
Роман-эхо. Вольный перевод с иностранного
«Октябрь», № 9 за 2008 г.
Преподаватель симметрии. Роман-эхо.
Окончание
«Звезда», № 1 за 2009 г.
Функционер и функция.
Звездный мемуар
«Звезда», № 8 за 2011 г.
О произнесении самим Пушкиным своих стихов.
«Октябрь», № 1 за 2012 г.
Последний из оглашенных.
Подготовка, комментарии, предисловия:
«Звезда», № 8 за 1998 г.
ОЛЕГ ВОЛКОВ.   О "Метpополе"..
Вступительная заметка А.Битова. Публикация О.О.Волковой