Хотел ли Гитлер... улучшить жизнь в СССР?

Владимир Музыченко
По данным социологических опросов, многие российские  школьники и студенты, которые не прочь покрасоваться на праздниках 9 мая  с георгиевскими ленточками на одежде, остаются совершенно равнодушны и к истории Великой Отечественной войны, и к подвигам тех, кто добывал эту Победу в кровопролитных сражениях на фронтах и в героическом тылу.
- Да сколько уже можно талдычить о прошлом! - возмутится иной читатель, - Мы живем в XXI веке, нельзя же двигаться вперед, все время глядя… назад? И будет, наверное, по-своему прав: кто же ходит задом наперед? Но только речь идет отнюдь не о физическом процессе, а, скорее, о духовном, где происходит движение целого общества или его отдельных поколений. И этот процесс не менее важен для нашей страны, чем социально-экономическое развитие или преодоление кризисных явлений. Не случайно, на одном из заседаний Государственного Совета РФ по вопросам  подготовки к празднованию 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне президент страны  обратил серьезное  внимание на состояние патриотического воспитания молодежи, указав на ряд серьезных недостатков, в том числе и по изучению отечественной истории.
Что понять, о чем идет речь, я побывал на уроке истории в десятом классе  одной из городских  школ и убедился,  что эта проблема не столь безобидна, как кажется. Особенно меня шокировало то, что, в общем-то,  неглупые ребята в беседе о Великой Отечественной войне не могли ответить на, казалось бы, элементарные вопросы: например, когда началась война, кто с кем воевал, какие планы строил Гитлер в отношении будущего СССР и России, в частности.  Мало кто смог ответить и на такой вопрос, какова роль нашего региона в деле разгрома немецко-фашистских войск. Ну,  а уж назвать хотя бы одного Героя Советского Союза, призванного в годы войны из нашего региона,   вообще никто не  сумел.
Впрочем,  это еще не самое страшное: имена героев и даты основных сражений Великой Отечественной  можно, в конце-концов, и выучить. Куда большую опасность, на мой взгляд, представляют труды иных писателей и историков, в том числе иностранных, в которых принижается роль нашей армии и страны в победе над фашизмом, фальсифицируются многие другие моменты нашей отечественной истории. Как ни странно, но эти материалы почему-то интересуют нашу молодежь куда больше, чем официальная история. Для того чтобы убедиться в эффективности этой оголтелой пропаганды, которая в последние годы приобрела весьма широкий размах, достаточно зайти на любой молодежный форум, где обсуждаются и вопросы, связанные с Великой Отечественной войной.
«Я считаю, что немцы были по-своему правы, напав на СССР, потому что они хотели искоренить только сталинизм. Народ же наш в случае победы Гитлера жил бы еще лучше, чем при коммунистах», – пишет, например, 15-летний пользователь, подписавшийся именем Алекс. Видно, этому пареньку, никто до сих пор так и не рассказал, что по зловещему замыслу Гитлера, в случае победы фашистской Германии все народы СССР подлежали тотальному  истреблению,  а вся территория этой страны была бы  заселена представителями исключительно арийской расы! «Нам много врут о зверствах фашистов. А они не убивали мирных жителей, а только выполняли приказ» - вторит ему 15-летняя Алиса, которая также ничегошеньки не знает ни о фашистских концлагерях, где планомерно уничтожались миллионы людей, ни о белорусских селах, где заживо сжигали мирных жителей!
 В чем же причина столь эффективной «промывки мозгов» части наследников той самой Победы, роль и значение которой в мировой истории остается бесспорной? И не потому ли наша молодежь охотней вникает в книги такого толка, что  они написаны лучше и убедительней, чем  наши учебники, в которых, по мнению многих преподавателей,  столько белых пятен, что порой разобраться в том или ином историческом событии трудно  не только ученикам, но и самим педагогам?
Впрочем,  не только хорошие учебники воспитывают настоящий патриотизм в людях, но и сама  жизнь. Например, сегодня с самых высоких трибун слышатся декларации о том, что стране  нужны миллионы патриотов. А в дни Победы мы чуть ли не силком загоняем школьников на праздники по «разнарядке». Мы обвиняем западных историков во лжи и необъективном освещении исторических событий. Но сами боимся задать себе честный вопрос: а многие ли из нас хранят благодарную память  о тех, кто воевал и трудился в тылу, кто лежит на полях сражений и увековечен в бронзе? А часто ли мы бываем на могилах тех, кто проливал кровь за нашу Родину или работал в героическом тылу?
Мне думается, что одними призывами в таком важнейшем вопросе, как воспитание истинных патриотов Родины, дела не решить. Нужна мощная и эффективная идеологическая  система, которая могла бы не только эффективно бороться за умы молодых людей, но и прививать людям то, чего нам так не хватает сегодня  -  общечеловеческие ценности:   любовь к Родине, к  труду, уважение к старшим,  почитание Закона.  Пока же, увы, вместо этого, нашей молодежи активно прививают совсем другие понятия - страсть к  деньгам и дорогим вещам! У многих молодых людей уже даже «национальная идея» появилась: «Жить припеваючи и… ничего не делать!». Не потому ли у нас столько безработных с дипломами?
Да, двигаться вперед, постоянно оглядываясь назад, невозможно. Но попытки руководства страны использовать праздники Победы для  объединения  гражданского общества, только подтверждают, что  проблемы, о которых шла речь выше, не только реально существуют, но они еще гораздо  серьезней, чем кажется. И чем дольше  мы будем их не замечать или замалчивать, тем глубже и шире станет пропасть между прошлым и будущим. А временное забвение исторической памяти – необратимым.