Юридический вопрос

Галина Ермакова
На приеме у меня женщина лет шестидесяти. Одета очень просто, взгляд открытый, глаза, несмотря на возраст, живые, руки натруженные. Излагает свою историю просто.

- Вы, наверное, слышали, в 2012 году умерли две женщины молодые от ботулизма. Так вот, одна из них - моя дочка, ей тридцать пять лет было. Осталось двое сыновей. Сейчас старшему четырнадцать лет, младшему десять. Меня их опекуном назначили.
- Как же они ботулизмом заболели?
- Есть у нас такие предприниматели: сами рыбу ловили и в домашних условиях вялили, потом в вакуумную упаковку паковали, оборудование у них такое было. В кишечнике рыбы эта палочка была, она и начала выделять токсины, для нее отсутствие кислорода – самое то, что нужно. Дочка моя в  сельском клубе  работала, праздники, концерты готовила. Вот после одного праздничного концерта подруга и еще два парня позвали ее  пива попить. Перед этим она с мужем  развелась,дочка-то. Он – алкоголик, да еще буянил постоянно. Ну,вот: купили пива и этой самой рыбы в киоске, и пошли на берег реки отдыхать.
- К врачам сразу обратились?
- Нет, не сразу.  Подруга через четыре дня умерла, а моя дочь через восемь дней. Я у нее накануне в больнице была, не думала, что умрет. Если бы знала, что она умрет, записала бы ее рассказ о рыбе на телефон. Парни рыбу не ели, потому и живы остались. На следствии они сказали, что рыбу девушки принесли, а где взяли, то им не известно.
- Дело уголовное возбудили?
- Нет. Доказательств никаких не нашли. Те предприниматели, как услышали, что они в больницу попали, скорее всего, от их рыбы, так всю ночь с фонарями лазили по берегу, все до последней чешуи собрали и уничтожили. У себя в ларьке и дома тоже все уничтожили. Никаких зацепок. В истории болезни врач написал: "Заражение ботулизмом произошло предположительно от вяленой рыбы". Сколько я ни билась – все бесполезно. Но я не по этому вопросу пришла.
- Что же Вас интересует?
- Я хочу зятя родительских прав лишить. Ну какой из него отец, пьет, денег не дает. А недавно я прихожу домой, а младший лежит на полу и горько так плачет. Я у него спрашиваю: «Что ты плачешь?». А он отвечает: «Папа звонил и спрашивал, скучаю ли я по маме. Я ответил, что скучаю. А он мне говорит: Не скучай, я тебе другую мамку нашел». Ну не дурак?
- Это не просто - родительских прав лишить. Сам зять  как на это смотрит? Как он к детям относится? Бывают ли они у него?
- Он против лишения его родительских прав.  А мне все назло делает потому, что я младшего внука в комнату коммунальную  прописала, где он живет и моя дочка жила. Старший там был прописан, а младший нет. Я внучка без  его  ведома прописала, вот он и бесится, почему, мол, его не спросила. А так  он встречается с детьми, и они у него бывают. Там, в поселке,  у них друзья остались. А в новой школе они никак себе друзей не найдут. И к школе никак не привыкнут. Я часто там бываю, с учителями встречаюсь.
- Время нужно, чтобы привыкнуть. Зачем Вам его родительских прав лишать?
- Если бы дети сиротами считались, то нам бы вне очереди жилье дали, а так не дают. И денег я бы от государства больше получала тогда. Денег сильно не хватает. На мне ведь еще мама, у нее четвертая степень рака кишечника. И отец жив, недавно второй инсульт перенес. Я к ним постоянно езжу. Опять же внук старший телефон хочет хороший, а младший - коньки.
- Родительских прав надо по суду лишать, деньги и жилье вне очереди – это не аргументы за лишение родительских прав. Вот,  аморальное поведение, например, аргумент. Приводы в милицию, показания соседей. Аргументом также будет неучастие отца в воспитании, содержании детей.
- Я прошу органы опеки вмешаться, иск подать в суд, а они – ни в какую. Говорят, не самый он плохой отец.
- Вы сами, как опекун, можете подать иск. Но Вам придется доказывать в суде, что так для детей лучше.
- Ладно, я еще подумаю. Но я не по этому вопросу пришла.
- Говорите.
- Старший внук из школы пришел и говорит мне: «Бабушка, я с девочкой целовался и мне не понравилось». А я не знаю, что ему отвечать.
- ???
- Вот, и я также в тупике. Что отвечать-то? Вдруг гомосексуалистом станет. Я же не знаю, как гомосексуалистами становятся.
- Ой, простите, я тоже не знаю. А у Вас еще в семье мужчины есть?
- Есть, сын у меня еще, в другом городе живет, скоро приехать должен.
- Вот, хорошо,  ему и поручите поговорить с внуком по душам.
- И правда, милая, спасибо. Как хорошо, что я к Вам зашла. Сколько я Вам должна.
- Нисколько. Дай Вам Бог здоровья и сил.