Успех - это труд. Моё интервью газете Наше время

Фима Жиганец
"Наше время", газета Ростовской области,
№35 от 30 января 2013 г

На вопросы рубрики «Секреты успеха» отвечает журналист, писатель, поэт, филолог, исследователь уголовно-арестантской субкультуры России и СССР Александр СИДОРОВ
.....................


—  О чем вы мечтали в детстве и кем представляли себя в будущем?

—  Мечтал стать журналистом. Причем почему, не могу объяснить. На самом деле, меня больше тянуло к писательству. В 6 лет я сочинил первое стихотворение. И с той поры мне хотелось что-то сочинять. А уже с 6-го класса я мечтал стать журналистом. Когда учился в старших классах, пошел во Дворец пионеров, в школу юных журналистов, которой до сих пор руководит Геннадий Беленький. Тогда он был еще студентом. Я четко знал, что буду журналистом, кем я в итоге и стал. Других целей у меня не было.

—  Какой предмет нравился в школе и повлиял ли он на выбор профессии?

— Любовь к предмету связана с любовью к учителю. Такой для меня была учительница русского языка и литературы Евгения Максимовна Бондаренко. Это великолепный педагог. Она жила на площади имени 5-го Гвардейского Корпуса, а преподавать ездила в поселок Мирный, на другой конец города. Помимо уроков, она еще три раза в неделю вела факультативные занятия. И занималась с нами, теми, кто тянулся к литературе, до 9-10 часов вечера. А у нее еще была маленькая дочь. Таких педагогов сейчас практически нет. Она занималась с нами не только по школьной программе. Рассказывала о поэзии серебряного века, о которой в учебниках даже не упоминалось. Пересказывала сюжеты популярных зарубежных фильмов. В те годы те же киноленты о Джеймсе Бонде нигде не показывали. Она смотрела их на закрытых просмотрах. И мы, хотя бы в пересказе, имели о них представление. Это было потрясающе. И, конечно, предмет, который она вела, во многом на меня повлиял.

А вторым предметом был немецкий язык. Его вела Любовь Павловна Панасенко. Позже она стала заслуженным учителем России. Без нее я на немецкий язык никогда бы не обратил внимание. А так я стал фанатом немецкого языка. В книжном магазине «Глобус» я покупал сказки, рассказы на немецком языке. Собрал огромную библиотеку. И с интересом читал все книги. И третий предмет — история, которую преподавал Самуил Яковлевич Гуревич. Три предмета, которые вели мои любимые учителя, и повлияли на мой выбор профессии. Помимо того, что я стал журналистом, писателем, я еще занимаюсь историей. Изучаю криминальную историю России. И та дотошность, с которой подхожу к работе, была заложена еще в школе учителем истории. После школы я целенаправленно поступил на отделение журналистики  филологического факультета. Для меня это был идеальный вариант. Я занимался филологией и журналистикой. Вообще считаю, что такое сочетание наиболее удачное для факультета, чтобы журналисты получали пусть относительное филологическое образование – хоть болванами не будут.

—  Какими качествами должен обладать лидер?

—  Целеустремленностью. Честностью по отношению к себе и к другим.

— Что необходимо для достижения успеха?

—  На мой взгляд, в достижении успеха огромную роль играет случай. В 1985-м мы выпускали газету в типографии «Военный вестник Юга России». И совершенно случайно я сказал коллегам, что хотел бы перевести классическую поэзию на блатной жаргон. Они идею поддержали и тут же стали подсказывать, какие произведения можно взять. И я перевел «Евгения Онегина». Делал это не для широкой публики, для друзей. В типографии выпустили небольшую книжечку, буквально карманное издание. Ее прочитали знакомые журналисты. А потом о книге появились публикации в центральных изданиях. Меня приглашали на центральные телеканалы. Конечно, поначалу это была скандальная слава. Но она дала толчок к тому, что меня заметили. Затем мне предложили написать ряд криминальных очерков. Так и пошло. Если бы это было советское время, я бы никогда ничего подобного не выпустил. Но для достижения успеха одной славы мало. Чтобы фортуна повернулась к вам лицом, нужно трудиться. Что такое гениальность? Как я говорю, это 5% данного Богом таланта и 95% вложенного в него труда. Гения, который садится и пишет — «трали-вали, наливали», не бывает. Гений — это бык, который пашет, пашет и пашет. Только пахотой раскрывается талант. И чем больше ты это делаешь, тем больше возможность того, что тебе будет сопутствовать какой-то успех — большой или маленький. Сколько у нас актеров, писателей, которые начинали хорошо, а результат плачевный. Пили, спивались, гуляли. И им незачем на судьбу обижаться. Потому что они не трудились. Ведь как мог расцвести, скажем, поэт Николай Рубцов. Он не стал тем поэтом, каким он обязан был стать. Поэтому, чтобы пришел успех, надо «пахать».

— На какие материалы в газете «Наше время» обращаете внимание?

— На публикации об общественно-политической, культурной жизни  области, страны.

—  Любимый жизненный принцип?

— «Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»

В моей жизни в основном все так и происходит. Я ничего ни у кого не прошу. Не добиваюсь. И действительно, приходят и дают.

Наверное, если бы просил, пробивался, подстраивался или хотя бы мог промолчать где «надо», давно бы имел намного больше. Но ничего — все приходит. И известность, и уважение, и публикации, и книги.

— Совет читателям, которые хотят достичь успеха в карьере?

—  Есть такой анекдот. Рокфеллера спросили: «Как вы разбогатели?» Он ответил: «Купил одно яблоко за один цент и продал его за два. Затем купил два яблока за два цента, продал — за четыре. А потом у меня умер дядя и оставил мне два миллиарда долларов». Есть, конечно, такие дети среди состоятельных людей. Им не нужны рецепты успеха. Они для них вперед расписаны. О них мы не будем беспокоиться. Я обращаюсь к тем талантливым, способным людям, которые хотят пробиться, но сделать это им сложно. К ним я обращаюсь: досконально изучайте то дело, которым занимаетесь. Как можно больше трудитесь. Особенно это касается молодежи, которая очень хочет, чтобы в ее жизни произошло что-то этакое, что принесет все сразу: и деньги, и славу. Сама по себе манна небесная на голову не свалится. Работайте!

Ирина Хансиварова