Алкогольная зависимость. Новый взгляд

Геннадий Кульчитский
   По приблизительным подсчетам медиков, этим заболеванием в РФ страдает около 10 млн. человек, а гибнет из-за злоупотребления спиртным свыше 700 000 человек в год.

Истоки алкогольной зависимости лежат в плоскости пьянства. Наркология определяет термин «пьянство», как систематическое, чаще, чем 2 раза в месяц употребление спиртных изделий вследствие выработанной привычки. Алкоголизм определяется, как алкогольная зависимость, и является одним из видов наркомании. Привыкание к алкоголю обусловлено чрезмерной выработкой эндорфинов. Поэтому-то женщины, вследствие природной повышенной выработки эндорфинов, гораздо более подвержены хроническому алкоголизму. Им достаточно трех лет, чтобы попасть в полную зависимость от алкоголя, в то время как мужчинам на это требуется около семь лет.

Основное действующее вещество в алкогольных изделиях – этанол, этиловый спирт. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своём докладе 1981 года определяет наркотик как «Химическое вещество, или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности (подобно пище), приём которого влечёт за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры».
Следовательно, алкоголь (этанол) по объективным медицинским критериям является наркотиком, хотя он не запрещен законодательством РФ. Легализация его и является основным и единственным отличием от прочих наркотиков. К нему развивается пристрастие, психологическая зависимость, он имеет ярко выраженный синдром отмены, абстинентный синдром. Учитывая показатели смертности в сравнении с другими легальными и нелегальными веществами, алкоголь даже должен быть относён к категории тяжёлых наркотиков.

Тем не менее, точка зрения, что алкоголь - наркотик не является общепринятой.
Бесспорным можно считать определение: Алкоголь – легализированный наркотический яд, имеющий широкое применение. Его применение для целей отравления населения надежно легализовано.

Для понимания целенаправленной работы по легализации алкогольного бизнеса  полезно рассмотреть динамику изменения формулировок определения этилового спирта в Государственных стандартах СССР и РФ.

• ГОСТ от 1972 содержит такое определение: «Этиловый спирт – бесцветная жидкость с характерным запахом. Сильный наркотик, вызывающий сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы».
• В ГОСТе от 1982 года – «Этиловый спирт – бесцветная жидкость с характерным запахом. Сильный наркотик».
• В ГОСТе от 1993 года – «Этиловый спирт – бесцветная жидкость с характерным запахом». … ???
• В Санитарно-гигиенических нормах и правилах СГНП России от 1999 года алкоголь определяется как «…вещество, с доказанной для человека канцерогенностью». … !!!

При приеме вовнутрь алкоголь является сильнейшим протоплазматическим ядом, то есть ядом, проникающим в протоплазму клеток человеческого организма.

Степени опьянения – это уровни отравления головного мозга алкогольными изделиями.
Существует несколько классификаций степени опьянения. Клиническая классификация исходит из концентрации этанола в крови, которая выражается в тысячных долях – промилле. Степени опьянения и соответствующие им концентрации алкоголя в крови: легкая – 1-2, средняя – до 4, тяжелая – до 6-7, смертельная – свыше 7 промилле.

Заслуживает внимания классификация по Г.А.Шичко, исходящая не из концентрации алкоголя в крови, а из степени отравленности мозга.
В этой классификации выделено шесть степеней опьянения.
• Степень опьянения – 1 (дурашливость)  - слабое опьянение, которое появляется после приема малой дозы этанола, характеризуется ненормальным возбуждением, болтливостью, развязностью, бахвальством, шумливостью, самонадеянностью.
• Степень опьянения – 2 (буйство) – опьянение, при котором достигается наибольшая патологическая возбужденность мозга, оно обуславливает повышенную раздражительность, вспыльчивость, озлобленность, склонность к скандалам и дракам. Буйность не всегда проявляется в таком виде. Если пьяного никто и ничто не тревожит, он может вести себя спокойно.
• Степень опьянения – 3 (параличность) – степень опьянения, при которой токсическое возбуждение сменяется, все более усиливающимся торможением мозга. Характерным признаком третьей степени является усиливающееся нарушение координации двигательных актов: ходьбы, речи, работы рук. В крайнем случае, паралично пьяный человек не может самостоятельно передвигаться.
• Степень опьянения – 4 (безумность)  - такая отравленность мозга этанолом, при котором имеет место как бы функциональный распад мозга. Утрачена тонкая согласованная мозговая деятельность, сознание подавлено, поэтому безумно пьяный не соображает, что делает и говорит, он порой бормочет всевозможные нелепости. Способность думать нарушена, в крайнем случае, полностью утрачивается. Признаки безумности наблюдаются при первых трех степенях, однако она ярко выражена лишь при четвертой, когда переходит в безумство.
• Степень опьянения – 5 (усыпленность) – алкогольный сон. Пьяный не утрачивает чувствительность, поэтому его можно тем или иным способом разбудить и даже заставить встать на ноги.
• Степень опьянения – 6 (наркозность) – алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванне и в луже, захлебнуться рвотной массой, сгореть в огне, вызванном выпавшей изо рта сигаретой. Наркотическая широта этанола мала, т.е. мало отличаются дозы, приводящие к наркозу и смерти, поэтому в части случаев наркоз переходит в смерть.
   
На первых стадия алкоголизации характерным для людей, злоупотребляющих алкоголем, является душевное состояние подавленности, психической депрессии.
На последних стадиях алкоголизации  среди алкоголиков часто встречаются алкогольные психозы. Наиболее часто встречающейся формой алкогольного психоза является белая горячка, которая характеризуется помрачением сознания, зрительными и слуховыми галлюцинациями, крайней степенью возбуждения, различными расстройствами. Приступы белой горячки сопровождаются преимущественно слуховыми галлюцинациями угрожающего содержания, бредом и т.д.

У людей в возрасте 40-50 лет, после примерно 10-ти летнего опасного потребления алкоголя диагностируется тяжелая форма алкогольного заболевания печени -  алкогольный цирроз. Эта болезнь характеризуется омертвлением тканей печени и деформацией её формы. Поздним осложнением цирроза печени примерно в 15% случаев является рак печени.

Рассмотрим факторы, которые способствуют развитию алкогольной зависимости. Эти факторы хорошо просматриваются в некой простой и доступной теории программирования алкогольной интоксикации.

Программа алкогольной интоксикации.
Почти у каждого человека, принимающего более или менее регулярно алкоголь, на уровне сознания и подсознания в мозгу записана некая программа – ряд взаимосвязанных информационных блоков:
• Блок соблазнительных ситуаций;
• Блок внутренних состояний;
• Блок самозащиты программы;
• Блок условных рефлексов.
Наполнение блоков у каждого человека свое, индивидуальное, но у всех существуют некоторые общие функциональные закономерности блоков.

Блок соблазнительных ситуаций.
Ситуация - это смена внешних условий, отмечаемая человеком осознанно или на уровне подсознания. Этот блок содержит ситуации, на которые у данного человека выработан условный рефлекс на самоотравление алкогольным ядом. Это праздники, дни рождения: свои, друзей, родных и в т.ч. детей, которые принято обязательно отмечать принятием алкоголя. Рождение ребёнка, крупная покупка, повышение по службе, которые обязательно нужно «обмыть». Встреча друзей, приход гостей, расставание с близкими людьми… . После трудового дня - «С устатку», перед едой вкусного блюда – «Под пельмешки.»; «Под ушицу…», после пребывания на морозе - «Для сугреву». Этот блок содержит многочисленные обычаи и ритуалы, сопровождаемые самоотравление алкоголем. Основы наполнения этого блока закладываются в детстве, когда подражание взрослым крепко укореняется в подсознании в виде соблазнительных ситуаций, ритуалов и обычаев. Как раз на наполнение этого блока рассчитывают идеологи и «изобретатели» безалкогольного детского шампанского.

Блок внутренних состояний.
    Этот блок тесно связан с предыдущим блоком и детально прописывает чувства и ощущения человека до принятия, во время принятия и после принятия алкоголя. Очень характеры у некоторых индивидуумов в этом блоке жесты - энергичное потирание рук с хлопком и «покрякиванием» в атмосфере предчувствия алкогольного самоотравления.
     Печаль, тоска, горестные мысли, чувство одиночества – тоже наполнение этого блока. Расположенность на душевный разговор: «Витёк, зайди поговорить надо, что-то хреново на душе» - отсюда же.
  К этому же блоку относятся и высказывания во время приёма алкоголя типа: «Прокатилась!!!»; «Первая колом, вторая соколом!»; «Между первой и второй – перерывчик небольшой!»… .
   Ожидаемое расслабление тела, хорошее расположение духа или некоторое улучшение настроения после принятия малых доз алкоголя - тоже вписываются в этот блок.

Блок самозащиты программы.
Этот блок – важная составляющая программы, он сохраняет программу от разрушения при воздействии внешней информации, обеспечивает «самозащиту» программы в целом и любого блока программы в частности.
В этом блоке и установка на отравление, и положительное отношение к алкоголю. Этот блок, например, содержит утверждения, что систематическое употребление вин – лечебная процедура, что алкоголь лечит и согревает, что коньяк и малые дозы алкоголя расширяют сосуды. Алкогольный юмор и многие абсурдные утверждения, содержащиеся в этом блоке, также используются программой для ее самозащиты.
Другими словами, этот блок содержит набор оправдательных аргументов. Например, когда угощают: «За чужой счёт пьют и язвенники и трезвенники»; «На халяву и уксус сладкий». На фразу: «Почему Вы пьете? Пить же вредно!» в блоке защиты готов ответ: «Так и жить тоже вредно! От этого тоже болеют и даже умирают!»
При угрозе разрушения элементов блока соблазнительных ситуаций, блок защиты первым обычно выставляет «комплекс рыжего». Человек начинает испытывать дискомфорт - «Праздник, же, всё пьют, а я что, рыжий?» Или другое оправдание: «После бани продай последние штаны, но выпей!». 

Блок условных рефлексов.
В блоке условных рефлексов содержатся непосредственно условные рефлексы  и механизмы их запуска на самоотравление алкоголем в тех ситуациях, которые записаны в блоке соблазнительных ситуаций.
Условные рефлексы – это автоматические реакции человека и его организма.
Программа действует следующим образом: сначала воспринимаются сигналы внешней среды, идущие от соблазнительной ситуации или соблазнителя. Это может быть, приход гостей или родственников, с которыми постоянно осуществляются приём алкоголя и т.д. Под действием этого сигнала запускается блок внутренних состояний. Человек начинает испытывать желание выпить, предвкушение ощущений, сопровождающих ритуал самоотравления и ощущения после него и т.д.. И только после этого выполняются все действия предшествующие ритуалу приёма алкоголя. Иногда в это течение сигналов может вмешаться помеха. Например, гость говорит, что плохо себя чувствует, что лучше бы сегодня обойтись без выпивки. В этом случае запускается блок защиты и в итоге зачастую или, как правило, побеждает программа.
Условные рефлексы на самоотравление у человека закрепляются точно также как и у животных – через поощрение после отравления (по Павлову). При этом, в качестве поощрения для человека выступает и «хорошая закусь» и атмосфера благодушия, искусственной весёлости, дурашливости и атмосфера праздника.

Условные рефлексы без подкрепления, как известно, гаснут. Поэтому разрушение блока условных рефлексов может происходить в том случае, если человек сам себе запрещает отравляться в соблазнительных ситуациях. Через какое-то время в результате воздержания условно-рефлекторные механизмы слабеют и исчезают. Блок защиты включается на защиту программы от разрушения и в этом случае. Человек при воздержании может испытывать тягостные состояния, раздражение, ощущение потери чего-то, когда чего-то не хватает.
    Защитные реакции блока программы легко определяются, у них имеется общий признак – эти реакции направлены против трезвости. Однако, человек, как правило, не различает, где его осознанное реагирование, а где реакция программы. Умение различать их приходит после некоторой тренировки, вместе с осознанием необходимости различать, где действиями и реакциями человека руководит программа, а где им руководит его личность. Для этого человеку нужно «проснуться», перестать жить автоматически, осознавать каждую свою мысль, каждое своё действие, даже его мелкие элементы.
   
 Сознательное разрушение программы использует известный ленинградский учёный, кандидат биологических наук, А.Г. Шичко. Он открыл социально-психологическую запрограммированность человека на вредные привычки и разработал психолого-педагогический метод избавления от вредных привычек, в основе которого лежит механизм воздействия на сознание и подсознание правдивой информацией, самоанализ и самовнушение зависимого. В результате применения этого метода, реакции блока защиты программы практически снимаются, и освобождение от зависимости значительно облегчается.