Сламбек Тауекел В Ереване время течет по-другому

Шуваева-Петросян
Сламбек Тауекел: "В Ереване время течет по-другому"

Сламбек Тауекел – известный казахский конорежиссер, продюсер, заслуженный деятель Казахстана. Недавно в рамках Дней казахстанского кино в кинотеатре «Москва» был показан его фильм «Земля обетованная» («Жеруйык»).  После фильма я побеседовала с режиссером о кино, жизни, восприятии Армении и многом другом.
- Сламбек Тлеугабылулы, для тех, кто не видел, расскажите вкратце, о чем Ваш фильм «Земля обетованная»?
- Этот фильм задумывался как благодарность казахскому народу от «неблагонадежных народов» - корейцев, приволжских немцев, турков-месхетинцев, чеченцев, курдов, езидов, армян  и других, которые были сосланы  на казахскую землю. Казахи их встретили с глубоким сочувствием и должным вниманием, несмотря на большие  собственные тяготы после джута 30-х годов.  Для ссыльных народов Казахстан стал настоящей Родиной, а они стали ее достойными сынами.
- Казахское кино имеет почти столетнюю историю… Как все начиналось?  Какую традицию передадите Вы будущему поколению?
- Нет, казахскому кино чуть меньше ста лет, и он помоложе армянского. Первые кадры мы начали снимать в 1925 году на строительстве железной дороги. Игровые фильмы  берут отсчет с 1938 года, когда началась съемка  при помощи ленинградских кинорежиссеров «Ленфильма». А вообще бурного расцвета казахский кинематограф достиг в годы Великой Отечественной войны, благодаря тому, что центральные киностудии были эвакуированы в Москву. В годы войны в Алма-Ате работала Центральная объединенная киностудия, на которой работали выдающиеся мастера советского кино, начиная с Эйзенштейна, Пудовкина, Пырьева и др. И все это не могло не оставить отпечаток на воспитании новых национальных кадров кинематографистов. Тем паче, что в годы войны Всесоюзный государственный институт  кинематографии тоже работал в Алма-Ате, где был специально отобран курс национальных кадров. Казахское кино было неотъемлемой частью многонационального советского кино и развивалось при большой поддержке русских кинематографистов.  Последние 20 лет в связи с обретением независимости казахский кинематограф получил новый импульс, когда киностудии начали более самостоятельно составлять свои тематические планы, решать проблемы развития направлений в киноискусстве. Есть особенность развития национального кино в республиках с малым количеством населения трудно в этих условиях добиваться самоокупаемости картин, нельзя рассматривать кино как бизнес, в связи с этим всегда во главу угла ставится вопрос – кино как искусство, как средство воспитания и отрасль духовной культуры. Есть, конечно, очень много направлений, просто бюджет страны не может потянуть все наши запросы. Но все-таки, по сравнению с другими республиками распавшегося союза казахстанский кинематограф развивается более успешно.
- Но до сих пор казахстанский кинематограф очень тесно связан с российским…
- Конечно. Много казахских режиссеров сейчас работают в России – Абай Карпыков, Бахыт Килибаев, Александр Баранов и др. Российская кинематография тоже приходит в казахское кино. Плодотворно сотрудничаем.  Сергей Бодров снял фильм «Кочевник», который армянские зрители имели возможность посмотреть в кинотеатре «Москва». Егор Кончаловский снял фильм «Возвращение в А». Молодые режиссеры России и Казахстана сделали совместный фильм. У нас есть проекты и с другими странами. К сожалению, «Арменфильм» продан, и в последние 5-6 лет армянское кино оставляет желать лучшего. Мы бы хотели осуществлять какие-либо совместные проекты и с вашей страной, которую я знаю с давних пор.
- Значит, Вы раньше бывали в Армении? Какие впечатления на Вас произвела наша страна?
 -  В связи со своей организаторской деятельностью в кинопроизводстве в молодые годы я часто бывал в Армении – на показах, кинофестивалях… Но за последние 20 лет после обретения независимости – впервые. Мы здесь находится в связи с такой знаменательной датой, как 20-летие установления дипломатических отношений между Казахстаном и Арменией. А дружеские отношения между нашими странами имеют многовековую историю.
Как известно, Армения – это мононациональное государство. С одной стороны, это хорошо, с другой – плохо.   Казахстан –  многонациональная страна, развивающаяся более динамично, потому что есть внутренняя динамика межнационального дыхания. В историческом плане Армения – очень интересная и богатая страна, ей удалось сохранить свою культуру, передать традиции.
Мы были в Гарни и  Гегарде и увидели памятники, которые уводят нас в далекое прошлое. Мне понравилось, как   армяне чтут и поддерживают памятники.  Казахи – кочевой народ, который перешел к оседлости только в 20 веке, поэтому у нас таких исторических памятников нет. Но сейчас ведутся раскопки, которые открывают все новые и новые страницы в истории казахов.
- А как Вам армянская столица?
- Ереван – прекрасный современный город. Такой спокойный, размеренный. Люди важные и сосредоточенные. Замечательная атмосфера человеческого общения. Алма-Ата очень похожа на Москву, где все бегут, высунув язык… В Ереване даже время течет по-другому…
Елена Шуваева-Петросян
Фотограф - Елена Фролова-Труфанова