Особенный случай

Римма Стаханова
Морозным январским утром  Маргарита  возвращалась с вечеринки, немного  навеселе. Настроение было приподнятое. Давно она уже так не веселилась. Подходя к подъезду, заметила, что в окне Анны Степановны горит свет.
"Странно, - подумала она. - В это время соседка обычно спит".  Проходя мимо её двери, дёрнула за ручку, не заперто. Зашла в квартиру и увидела женщину, лежащую  на полу.
   Подбежала к ней, начала её тормошить, бесполезно. Слава Богу, что она ещё дышала. Скорая  помощь приехала, на удивление, быстро. У Анны Степановны  врач определил сердечный приступ. Её увезли в больницу.
   Рита знала, что у неё нет в городе никого из близких родственников. Они жили с сыном вдвоём.
    Досталось бедной женщине в жизни! Сначала муж пил и погиб на работе,  упал с лесов, будучи с похмелья. А потом начал пить сын. С работы его уволили. Пенсию, которую получала мать, пропивал.
    Рита часто приглашала соседку к себе. Посидят, чайку попьют, поговорят, и Анна Степановна оттаивала сердцем.   
   - Вот бы мне такую дочку!  Зачем  я сделала аборт в молодости?  Испугалась, что двоих тяжело будет поднимать. А,может, была бы девочка. Сейчас была бы рядом со мной. Муж тогда уже пил.
   - Так что же Вы столько времени терпели? – спрашивала её Рита.
   - Всё ждала. Думала, одумается. А он не только сам спился, так и сына к этому зелью приучил. 
   - Анна Степановна, так ведь он Вас бьёт! Что же Вы не пожалуетесь на него?
   - А кому?  Милицию вызывать? Бесполезно. Я один раз мужу вызвала, так он потом телефон вдребезги разбил, и мне попало. И вспоминал всякий раз, как напьётся.
   - И уехать Вам некуда?
   - Некуда, милая. Так уж и буду доживать. А что делать? Хорошо, что ты у меня есть. Есть, кому душу излить.
   - Так если бы от этого толк был? Чем я могу Вам помочь?
Такие разговоры возникали очень часто. Рита никогда не останавливала женщину. Надо же ей кому-то боль свою излить. А бывало, что приходилось и заступаться за неё.
   Бедные женщины! Почему им  так  достаётся? Многие говорят, что сами виноваты. Но легче всего обвинить, посоветовать. А вот понять – гораздо сложнее. Нужно оказаться в шкуре этого человека, прожить его жизнь, пройти  через  то, через  что он прошёл, а уж потом советы давать.
   Рита заперла дверь Анны Степановны и поднялась к себе в квартиру. Спать уже расхотелось. Она залезла в горячую ванну, но раздался звонок в дверь.  Накинув халат, выскочила в коридор.
  -Кто там? – спросила она и услышала за дверьми мат.
"Понятно! Это сынок разыскивает мать".
   - Чего тебе надо? Мать увезли в больницу! Иди домой.
   - Открой, поговорить надо!
   - Знаю я твои разговоры. На бутылку не дам! Уходи, иначе милицию вызову.
   - На хрен мне твои деньги! Дело у меня  к тебе!
   - Я сейчас не могу. Давай через час.
   Сосед ушёл. Рита вновь полезла  в воду, но желание погреться  уже пропало. Да, день начался неудачно. Она быстро оделась, набрала номер телефона больницы. Узнала о состоянии Анны Степановны, и  тут в дверь вновь позвонили.
   -  Ты меня извини, соседка, что разбудил. Но, честное слово, дело не терпит отлагательств.
   - Я не спала. Давай ближе к делу.
   - В  общем, есть у меня хороший друг. Собрался уезжать за границу. Короче, ему нужно продать кое-что.
   - Нет, это не ко мне! Краденые вещи я не покупаю.
   - Да какие краденые? Его личные вещи!  Ведь дёшево продаёт!
   - Вот и купи! А я тут причём? Ты о матери не хочешь узнать?
   - А что с ней станет? Не в первый раз! Так чего? Нести тебе вещи?
   - Я же сказала тебе – мне ничего не надо! Думала, что тебе помощь нужна. Так бы и разговаривать не стала.
   Когда за ним закрылась дверь, Рита опустилась в кресло. "Да-а, трудно Анне Степановне. Но ведь и на улицу не выгонишь. Сын всё-таки! Как-то ей надо помочь".
   На другой день  у Риты был выходной. Она  купила апельсинов  для соседки  и пошла в больницу. Слава Богу, той  стало легче. И первое о чём она спросила, так это о сыне. Вот оно – материнское сердце!
   Рита не стала рассказывать о встрече с Игорем, но пообещала приглядеть за её  квартирой.
   А через два дня она возвращалась с работы. Мороз был под тридцать градусов. Руки коченели, а нос  так замёрз, что казалось, она его не чувствовала. У подъезда стояли какие-то мужики.
   Только она взялась за ручку двери, как один из них оттолкнул её и  проскочил в подъезд. Рита сразу же поняла, что они что-то задумали. Но не стоять же на морозе на улице. На свой страх и риск она пошла к своей квартире, а они остановились возле двери Анны Степановны."Понятно, это дружки Игоря! Пользуются случаем, пока хозяйки дома нет".
   Идти туда Рита не решилась. Но  несколько раз выходила на площадку, прислушивалась. И, вдруг, ей показалось, что  в квартире  что-то  происходит. Там стоял грохот и крики.
   Недолго думая, она вызвала милицию. Оказалось, что вовремя. Дружки разбили соседу голову и собирались вынести телевизор. А он потом, не то чтобы поблагодарить спасительницу, так ещё и выгнал, обматерив её.
   - Мне на тебя ровным счётом наплевать и на твоих дружков! Мне Анны Степановны жаль. Кормит тебя, дармоеда, одевает, а ты  так благодаришь её?  Мужик-то ты красивый! А в кого превратился?  Неужели себя не жаль? Сколько тебе годков уже? Тридцать пять! А ума нет! Наверное, уже и не будет. Я бы на твоём месте завязала с пьянством, устроилась на работу, женщину нашла. Матери пора помогать, а не с неё брать. Да что я тебе всё это говорю? Зачем свиньям бисер бросать? Всё равно в грязь затопчут!
   Рита развернулась и пошла домой. А Игорь вслед ей крикнул: "А вот возьму и брошу пить! Я, между прочим, хорошим токарем был!"
   Рита навещала Анну Степановну два раза в неделю. Женщина шла на поправку. В один из дней она столкнулась в больнице с Игорем. При встрече оба  оторопели. Сосед был чисто одет, выбрит и совершенно не был похож на того пьяницу, которого она видела в последнее время. А он не ожидал её встретить  у матери. Домой они шли вместе.
   - Рита, ты меня прости за моё  хамство! Знаю, я - подлец. Ты вот к матери ходишь, а я к ней в  первый раз пришёл. Знаешь, хорошо, что меня по голове тюкнули. Видно, мозги на место встали. После твоего разговора я спать не мог. Всё думал: неужели я такой пропащий? Решил завязать с пьянством. На работу устроюсь. Только мне надо, чтобы кто-то поверил в меня. Ведь мать  уже рукой махнула. Говорит: чего с тебя взять? Весь в отца пошёл! А я не хочу быть похожим на отца. Нет, он  неплохой был человек, вино его сделало таким злым.
   Рита слушала Игоря и думала о том, что вот сейчас ему, как никогда, нужна  поддержка. А что, если ей помочь ему? И решение пришло само.
   - Игорь, я верю, что у тебя всё получится! Ты - сильный мужчина! Если, вдруг, захочешь поговорить, заходи, чайку попьём!
   - Спасибо! Обязательно зайду!
   Через  полгода соседа было не узнать!  Рита  увидела его совсем другим. Он был на самом деле красивым, хотя, когда она это говорила, сама не была в этом уверена. Анна Степановна нарадоваться не могла.
   - Риточка!  А это ведь ты сделала! Могла бы равнодушно пройти мимо, как делают многие. Но ты дала ему шанс. Спасибо тебе! Теперь мне не страшно и умереть!
- Да что Вы, Анна Степановна! Вам только теперь и жить! Дай Вам Бог счастья!
    Кто бы мог  подумать,  что через год Рита  будет гулять на  свадьбе Игоря. А это случилось! И только потому, что Рита не была безучастна.  Она не смогла пройти мимо  того,  кто нуждался в её помощи, равнодушно смотреть  на то, как один человек пропадает, а  другой - мучается, не в силах помочь.  Нелегко ей давалось воспитание!
    Много раз пришлось ей спорить с Игорем, когда он был готов вновь сорваться, убеждать его, буквально ходить  за ним следом.
   Иногда хотелось плюнуть на всё. Но, посмотрев в глаза Анны Степановны, наполненные болью, ожидающие от неё чуда, вновь бралась за воспитание.
   Он соседку и материл, и из дома выгонял, а она прилипла, как банный лист, и не отступает. Все крутят возле виска,  давая понять, что Рита  сошла с ума, носится с алкоголиком, как со списанной торбой.Она понимала,что все её старания могут быть напрасными, но не позволяла сомнениям  разрушить свою веру в человека.
   Да, большинство алкоголиков заканчивают жизнь плохо. Но есть исключения из правил. И пусть это будет тот особенный случай!
    Рита такого упрямства в себе  раньше не замечала! Лезла, как на амбразуру, защищая интересы Анны Степановны. Это и понятно! С трёх лет она воспитывалась без матери. Сестра заменила ей и мать, и отца, и бабушку.
    Она вспомнила свою жизнь. Оставшись одна, без родителей, начала рано гулять с мальчиками. Школу забросила. Старшая сестра  в то время была замужем, растила сынишку. Мужу надоело, что жена возится со своей непутёвой сестрой, и ушёл от неё. Сестра поплакала в подушку, но Риту не бросила. Заставила её окончить  школу,  и поступить в техникум. Не хватало денег, уставала, но никогда не жаловалась. А если бы она равнодушно смотрела, как Рита сбивается с пути, что бы с ней сейчас было?
    Подвиг сестры был для Риты путёвкой в жизнь. Она тогда усвоила золотое правило: поступай с людьми так, как хотелось бы тебе, чтобы с тобой поступали люди.
   Не везло Маргарите  пока в личной жизни, но она верила, что обязательно будет счастлива!
-