Меч, роскошь или сор?

Ольга Ролич
Ольга РОЛИЧ/«ЗАРЯ», г.Брест


МЕЧ,  РОСКОШЬ  ИЛИ  СОР?

                «От слов своих оправдаешься,
                и от слов своих осудишься». (Мф. 12, 37).

          Я долго думала, как начать этот разговор. С одной стороны, об этом уже так много сказано и сказано людьми авторитетными и умными: святыми отцами Церкви, философами, классиками литературы. С другой стороны, промолчать - значит, согласиться с тем словесным мусором, который обрушивается на нас каждый день. Вот сегодня утром, идя на работу, слышу от молодой женщины, ведущей малыша в детский сад: «Ты что – кашляешь? Не вздумай. Если заболеешь – убью!»…

          У апостола Павла в Послании к Ефесянам (6 гл.) есть такое предупреждение: «Дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять… возьмите... меч духовный, который есть слово Божие». Вот тебе и слово-меч, данный нам для отражения зла! Казалось бы, в словах матери прозвучало беспокойство за здоровье ребенка, но почему-то стало страшно и жутко, представив, как съежилась душа мальчика, если даже моя испуганно отшатнулась. И слова-убийцы необязательно глаголы, побуждающие к какому-то негативному действию. Ими могут быть и другие слова (существительные), которые мы используем в обиходе, если говорим их с раздражением, ненавистью, агрессией. Как часто мы применяем слова не по назначению, а, напротив, для нанесения глубоких, а то и смертельных ран своим же ближним.
          Поэтому я решила просто напомнить о величии и силе того дара, который дан человеку. Лишним такое напоминание не будет, так как по утверждению русского филолога, историка культуры, библеиста, философа и поэта С.С. Аверинцева (1937 – 2004): «Любая тема — предлог, чтобы еще и еще раз поговорить о самом главном: о том, ради чего люди живут и остаются людьми...».  Так что речь пойдет о словесной сущности человека, о словах, которые мы говорим, что они для нас значат и чем являются: меч, роскошь или сор?

          Евангелист Матфей напоминает нам сказанное Христом: «Всякий кто скажет ближнему своему «безумный», подлежит геенне огненной» (5 гл., 22 стих). А мы? Какие только  ни употребляем слова в обращении с людьми?! «Дурак», «курица», «безмозглый», «стерва»... - та же констатация отсутствия ума. Я уже не говорю о гнилых, бранных (матерных) словах, которые сегодня разве что от младенца не услышишь. Не говорю о проклятиях и заклинаниях, которые разрушают  прежде всего самого говорящего. И эти лживые, гневные, язвительные слова часто провоцируют слушающего на отчаянные поступки, оставляя нас виновниками духовного права. А мы почему-то, произнося их, не содрогаемся, не каемся, не просим прощения? Почему слово «стерва», которое обозначает труп околевшего животного (попросту – падаль, мертвечина), умиляет девочек-подростков, вживляя в них уверенность, что «стервой быть стильно»? Им что, никто не объяснил значения этого слова?
          Умело сказанное слово способно изменить мир человека. А наше слово, которое всегда должно быть благодатным (Кол. 4, 6), которое должно утешать и лечить  человеческие души, часто производит обратный эффект. Но ведь слово материально. Сегодня  это уже и ученые доказали: в зависимости от слов, произнесенных над водою, изменяется ее структура, от позитивных слов оживают растения и т.д. А человек в среднем на 70 % состоит из воды! И каждый на собственном опыте знает, как он реагирует на оскорбление и как нуждается в добром и поощрительном слове. В связи с этим уместно напомнить и о свойствах святой воды, которая освящается словами молитвы, и об исцелениях больных посредством слова (молитвы), о чем свидетельствует не только Евангелие, но и сегодняшняя жизнь, и о весьма полезной практике у верующих - чтении молитв перед принятием пищи. 
          Словом Бог сотворил весь материальный мир. И самого человека сотворил словесным, одарив его способностью к речи, в отличие от бессловесных животных. Надо ли говорить, как страдает человек, который теряет речевую способность? Но с какой опрометчивой легкостью мы этим даром разрушаем всё сотворенное Богом - странная форма благодарности (или неразумности?). Но и слово имеет свойство возвращаться. Кто-то называет это «законом бумеранга», я озвучу правильное определение: подобное притягивает подобное. Это - духовный закон, который действует неизменно, как химический или физический. И в моей личной жизни есть немало примеров, когда слова одобрения, поддержки, любви хранили и грели сердце человека многие годы спустя. И, наоборот, желающий смерти кому-то из близких внезапно умирал сам и пожелавший кому-то недоброе и худое  заболевал или терял очень многое... И нет здесь никакого «наказания Божьего» - Бог любит каждого человека и милостиво ждет его покаяния. Человек сам, вернее его язык, - судья многим своим словам и поступкам.
          Как не превращать свое сердце - место рождения слова - в мусорную яму? Ведь только из чистого сердца произрастают чистые мысли, слова, поступки. («Блаженны чистые сердцем...»). Как научиться обуздывать свой язык, который, как штык, всё пронзает?  О проблеме обуздания языка красноречиво рассуждал апостол Иаков в своем Соборном послании. Как удилами управляется конь, а небольшим рулем - большой корабль, так и от нашего языка зависит наша жизнь. Возможно ли, чтобы человек одним и тем же органом речи (языком) прославлял Бога и проклинал сотворенного по Его образу и подобию человека?! Ведь это ненормально, чтобы из одних и тех же уст проистекало злословие и благословение, как невозможно из одного источника пить сладкую и горькую воду одновременно. Но обуздать уже распущенный язык собственными усилиями человеку не удается. Только при помощи благодати Божией человек может укротить свой язык. Вот почему святые советуют сразу же после невоздержанности  своего языка мысленно произносить: «Каюсь, Господи,  помилуй и прости!». Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу говорил, что  «не столько вреда причиняют дикие звери, сколько порочные языки».
          Интересное мнение о рождении слова, которое должно происходить в процессе благоразумного молчания,  прочитала я и у владыки Филарета (Вахромеева). Он отмечает, что сегодня молчание у многих является чаще неспособностью внятно и слаженно говорить, так называемое «коммуникативное косноязычие». «И эту коммуникативную «гугнивость» наглядно демонстрирует общение людей в Интернете, где «всему свету» показывается бедность своего словесного запаса и шаблонность мышления. И это даже не всегда «гугнивость», иногда это, напротив, безудержная трескотня и бесконечный поток слов ни о чем, свидетельствующий не о смысле, а скорее о том, что говорить-то, собственно, не о чем. Вот оно — «молчание» как указание на пустоту в человеческих отношениях. И это даже не просто молчание, поскольку молчание предполагает возможность говорения. Это — немота!».  (Из доклада митрополита Минского и Слуцкого Филарета «Свидетельство: путь от молчания к слову и от слова к безмолвию», XII Международные Успенские чтения, 2012 г.).

          Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери утверждал, что «единственная настоящая роскошь - человеческое общение». Вот и у меня как-то возникла острая потребность в этой роскоши и я зарегистрировалась на одном из литературных интернет-сайтов. Тогда казалось, что знакомство с современниками, пишущими стихи и прозу, будет интересным и полезным. Сейчас, по прошествии некоторого времени, понимаю, что сильно обольщалась. Нет, не потому, что в виртуале нет думающих, чутких и рассудительных людей, - они, несомненно, есть! Но в таком малом количестве, что, чтобы их обнаружить, приходится столько хлама перелистать...  Открываешь, к примеру, тексты в рубрике «Любовная лирика» с искренним желанием прикоснуться к высокому полету красивых и вечно живых чувств. И уже после двух-трех стихов хочется бежать, не оглядываясь, от низменного непотребства, грязи и пошлости поэтически воспеваемой «любви». И эпитетом «святой, -ая»  называют там то, что и во дворе у Святости не гостило... Да и в философских текстах почти то же самое (философия - «любовь» и «мудрость»). Редко встретишь что-то похожее на стремление человека познать себя (свою троичность), мир вокруг, вселенную... Чаще какой-то детский лепет, а смотришь на страницу, где указаны данные автора (а иногда и фото), - взрослый человек, с признаками развитой личности и образования.
          Кстати, регистрируясь сегодня на разных сайтах, обращайте внимание, какой логин у вашего собеседника. Это поможет вам понять истинные мотивы общения вашего собеседника. Обычно человек, выбирая код, ник или логин, закладывает в основу пароля то, что ему ближе всего. Например, фамилию, имя, год рождения, номер телефона, памятные даты или - позицию своего мировоззрения, состояние души, жизненное кредо. Кто-то ощущает себя мудрецом, кто-то философом, кому-то интереснее быть муравьем или... Это - нормально. А иногда он явно спекулирует вашим добродушием для удовлетворения каких-то своих эгоистичных мотивов: чувства превосходства, уничижения, обиды... Недавно среди своих интернет-читателей я  встретила автора с логином  quisling (фамилия норвежского нациста, которая стала символом предательства). Стало как-то не по себе: не хочется открываться тому, кто изначально намерен вредить. Так что не спешите дружить в интернет-пространстве со всеми сразу, тем более - строить доверительные отношения. А если встретите незнакомое слово, то найдите его перевод, подумайте над смыслом. Ведь всё имеет свои последствия. А реальность наших дней, к сожалению, слагается и из виртуальности в том числе.

          А сколько пустых, ничего не значащих слов произносит человек! По одной из статистик, говоря целый день, он произносит в среднем около 7000 слов. Если представить, что человек этот далек от духовных, нравственных и этических норм жизни, то вообразите, какая пугающая бездна пустоты образуется! «Фальшивые копии слов счастливых» - как точно назвал их поэт. И здесь впору напомнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Праздное слово - пустое слово.
          Такая же ситуация и в современном эстрадном жанре. Сколько пошлости звучит на разного рода ток-шоу и в юмористических передачах! Какие пустые и банальные звучат сегодня песни. А в кино?.. Недавно, по совету одной моей знакомой, посмотрела  фильм, который вышел на экраны в конце 2012 года  и заявлен был как интересное решение «духовных поисков» главного героя - 29-летнего успешного топ-менеджера. Первые кадры оповещали большими буквами, что фильм создавался при поддержке Министерства культуры РФ. Это обнадеживало. Но досмотреть его до конца удалось с огромным усилием воли, и сожалею об этом до сих пор.  С самого начала и до конца киноленты на зрителя обрушивается такой шквал негатива: необузданные чувства, наркотики и откровенная матерщина – непременные атрибуты современной «золотой молодежи», которая купается в роскоши светской жизни.  Деньги, карьера, гламур  и - названные «духовными» поиски героя заканчиваются пробуждением его на загородной мусорной свалке,  из которой он, протрезвев, благополучно выбирается. Безусловно – сильная аллегория. И очень хочется верить, что герой, после обнаружения в своей душе такой же помойки, задумается и о духовном (духовное начало предполагает все-таки присутствие Духа!) поиске, о котором в самом фильме не было и намека…

          У академика С.С. Аверинцева есть замечательное стихотворение «Молитва о словах», которым я хочу закончить свои размышления:
          Боже, слова отбегают
          от утлого жилья человека
          к чувству нашему плотскому
          неразгаданно, безучастно;
          на глухонемом безлюдье,
          как псы одичалые воют:
          лучше им к Тебе возвратиться,
          к Твоей приникнуть святыне...

          Мы молимся к Тебе, Слово,
          вначале бывшее у Бога,
          выговаривающее без речи
          безмолвия Его глубины…
          Победи силою Твоею
          беса глухого и немого,
          подай несмутимую внятность,
          благую членораздельность...



© Ольга РОЛИЧ, 2013
  Публикации: "З" - 02.02.2013 г.,
                "Церковное слово" /Минск/ - февраль, 2013 г.
                "Духовный Вестник" /Брест/ - апрель, 2013 г.