Присутствовать ли на родах?

Игорь Сирык
папам посвящается

В статье о самом лучшем человеке в мире я высказал мнение по поводу присутствия папы на родах:

http://www.proza.ru/2013/01/14/548

Поскольку многим этот вопрос может показаться неоднозначным, я публикую эту статью. "По горячим следам" - в виде вопроса и моего ответа на него. Отредактирую до формата статьи чуть позже.

Мой текст в оригинале статьи:
1. Присутствуй на родах. Подготовься морально заранее (только не алкоголем – пусть малыш увидит тебя впервые трезвым, позитивно настроенным и улыбающимся). В родах нет ничего страшного – это обычный физиологический процесс. Твоей жене будет легче рожать при твоей поддержке, а доктора будут более ответственно делать свою работу - значит, меньше риск для здоровья малыша. Помни – это все ради малыша. Когда он родится, ты даже жизнь свою за него будешь готов отдать – что по сравнению с этим дискомфорт от вида крови? Тем более в этом на самом деле нет ничего страшного, а ты будешь вознагражден одним из лучших моментов твоей жизни. Улыбайся малышу и помоги ему добраться до груди – пусть он запечатлеет в сознании тебя, а не акушера-гинеколога. Рождение – стресс для малыша, так преврати его в радость – первые секунды жизни во многом определят, он воспримет мир позитивно или враждебно. Миг рождения может оставить неизгладимый след в душе ребенка.

Рецензия на этот пункт:
Пункт 1. Твой список начинается с очень спорного утверждения о том, что отцу нужно присутствовать на родах. Я принципиально против этого. Эта тема тоже вошла в моду, как японские сенсеи-педагоги. Но я - консерватор, что касается семьи и детей. Я против однополых браков и присутствия отца на родах. Да, сейчас это очень можно, как лет 20 назад модны были роды дома в ванной, например. Но я считаю, что раз уж человечество тысячи лет этот процесс скрывали от мужчин, то так и должно быть. На чей счет много всего написано, повторяться не буду.
А в твоей статье я бы написал: "Если вы с женой так решите, то присутствуй на родах." Тогда у читателя не возникнет желания перестать читать сразу на первом пункте, он не подумает: "О, опять эти новомодные педагоги-демагоги". Почему демагоги? Потому, что аргументы странные.
"В родах нет ничего страшного – это обычный физиологический процесс." Это не значит, что мне нужно с женой ходить в туалет, ведь это тоже обычный физиологический процесс.
"Твоей жене будет легче рожать при твоей поддержке". Физически или морально? Уверен, что не физически. Тогда выходит, что морально. Она просто будет видеть мое лицо, что я тоже переживаю и все такое? А без этого она этого не знает? Все нужно доказывать и показывать? И не было бы ей легче, если бы рядом была ее мама? Почему с мамой не идут рожать, а с мужем. Не потому ли, что мама никуда не денется, а присутствием на родах женщины надеются удержать отца? "Пойдем на роды, докажи, что ты со мной пойдешь через все и дойдешь до смерти..."
"Доктора будут более ответственно делать свою работу." С чего бы это? Я что, акушер? Глядя на их работу я разве могу понять, правильно они это делают или нет? А вот болтаться у них под ногами я точно буду и буду им мешать, что в этот момент лучше не делать.
И т.д. Особенно меня убило: "...пусть он запечатлеет в сознании тебя, а не акушера-гинеколога..." Оно-то и пусть, может быть. Но лично я акушера не помню.
Так что не нужно делать вокруг родов каких-то шаманских танцев. Все в этом деле должны заниматься своим делом: женщина - рожать, врачи - принимать роды, отец (и все остальные родственники) - волноваться.


Ну и - мой ответ на рецензию:

Исходя из того, что ты по этому пункту написал больше всего, ты тоже, как и я, считаешь его очень важным, хоть и в другую сторону. Я написал его первым, конечно, не по причине важности (это далеко не самый важный пункт), а потому, что это первые минуты жизни ребенка в хронологическом порядке. Кстати, ты уже второй раз говоришь о японских сенсеях-педагогах, которыми я якобы увлечен ; Из японцев (а других азиатов я вообще не читал ни одного) я прочел лишь одну книгу, тем более самую тоненькую из всех, впрочем, она же и самая лучшая. Да и то не сенсея-педагога, а бизнесмена – основателя «Сони». Он не является педагогом – просто он понял, почему дети одни умные, а другие глупые, одни «душа компании», а другие забитые молчуны. Сперва он занимался проблемой «студенческих бунтов» в Японии, и решил, что в институте уже поздно исправлять человека. Потом начал изучать школьное образование, и понял, что к школе дети приходят, уже сформировавшимися личностями, со своими характерами, отношением к учебе и способностями. Кто-то умный, а кто-то глупый, и с первого до последнего класса школа этого не изменит. В итоге он понял, что и в детском саду менять человека уже поздно. Все решается в возрасте до трех лет. Так родилась его книга.

Мои неоднократные упоминания об азиатах означают только то, что их образ мыслей и образ жизни существенно отличается от нашего, и я ищу то ценное, что может дать Азия для развития европейского ребенка. Почему не выбирать лучшее из разных культур (разумеется, на базе нашей, ибо другой не имеем)? Мыслить одновременно по-западному и по-восточному гораздо лучше и эффективнее.

Ты сам же подтверждаешь важность первых лет жизни примером себя и своей бабушки, и скорей всего она с тобой так разговаривала не только в том возрасте, который ты помнишь, а задолго до этого. Не было бы этих разговоров – и ты бы по интеллектуальному уровню не отличался от «среднестатистического гражданина». А большинство людей этого, к примеру, не знают. Говорить с ребенком? Да он же ничего не понимает – о чем с ним говорить? Поэтому дело не в «моде» - конечно, я много читаю различных авторов и методик, но не копирую бездумно – написать можно как умную вещь, так и полную ерунду - а просто представляю себя ребенком. Многие консервативные моменты верны, а многие и в корне неправильные. Иначе мы бы уже давно жили в мире счастья и гармонии. Тысячелетия аргументом быть не могут принципиально (я не конкретно об этом вопросе). Землю тоже считали плоской, «но все же прав безумец Галилей».

Вот дополнение насчет общего решения – верное. Но жена не захочет только в одном случае – если увидит, что ты на самом не хочешь этого, боишься, думаешь, что тебе будет неприятно все это видеть и так далее. Ведь ты только прибавишь ей дополнительного стресса. А если увидит, что ты хочешь ее морально поддержать, и делаешь это ради ребенка – будет только рада. И еще – вопреки всем роящимся в мозге опасениям – ни один человек после совместных родов не начал испытывать  отвращение к сексу со своей женой.

Так что на самом деле все зависит от твоего желания и моральной готовности – присутствовать или нет. А сравнение с походом в туалет некорректное – ведь от совместного похода в туалет нет никому пользы и выгоды. Теперь конечно важно – сможешь ли ты сам нормально перенести роды. Безусловно это может быть стрессом для тебя. Если не сможешь переступить через догмы, традиции, страхи, псевдомораль (псевдо – потому что настоящие моральные ценности касаются только непричинения вреда и оказания помощи другим) – не иди – ты и себе доставишь негатив, и, что более важно – заставишь нервничать жену в ответственный момент. Главное – не навреди, а потом уже думай, можешь ли помочь. Не задумывался насчет женских мотивов удержать отца – как по мне, все равно - есть они или нет. Если ты идешь на роды, то делаешь это ради твоего ребенка – самого ценного человека твоей последующей жизни.

Окажет ли моральная поддержка матери ребенка влияние на процесс родов – я согласен, не факт, но может и оказать. Будут ли более ответственно относиться доктора – не факт, но больше вероятность, что они не будут грубить твоей жене (бывают и такие случаи), уделят ей должное внимание и продемонстрируют профессиональные качества. Принимать роды – их работа, и роженицы для врачей по сути то же, что клиенты для парикмахера – просто делают свою работу. А вот если за чьей-то работой наблюдают при его добровольном согласии на это (а врачи не против присутствия мужа на родах) – человек автоматически старается сделать ее хорошо. Это называется «эффект наблюдателя» - человек работает лучше, когда за его работой наблюдают. Конечно, у тебя должно хватить благоразумия вызвать у них положительные эмоции к тебе и твоей жене – вести себя доброжелательно и вежливо. В особенности, если деньги вперед ты не давал, и доктора знают, что их дополнительный заработок зависят от тебя – раз ты здесь, значит, денег дашь им именно ты.

Дополнительный «плюс» - уже лично для тебя – да это ведь интересно! Ну почему бы и нет? Когда еще выпадет шанс увидеть своими глазами, как рождается твой ребенок, и выпадет ли? Я согласен – сам процесс от пребывания при схватках и до рождения ребенка может нести в себе кроме интереса, приятного волнения и прочих позитивных эмоций – также и какие-то неприятные ощущения. Хотя лично у меня неприятных чувств не было – у меня богатое воображение, я приблизительно знал, что такое роды, и нарисовал в уме картинки. Если честно, даже не гуглил на эту тему – просто представил себе как будет, представил и все эти сопутствующие родам неприятности – крики, кровь, даже возможные осложнения (которых, к счастью, не оказалось), вплоть до самых худших вариантов. А страх возникает лишь от неизвестности, но если ты это уже увидел в своем воображении – все идет «как надо», полет нормальный. Наоборот – становятся интересными детали – как если бы ты видел набросок картины, а сейчас рассматриваешь, во что этот набросок превращается. Благодаря этому ты не отвлекаешься на негативные эмоции, и можешь сконцентрировать свои действия на том, ради чего ты собственно говоря пришел – успокаиваешь жену, приносишь ей что-то, короче, разные мелкие хлопоты. А твое спокойствие и уверенность передаются и ей, что, в свою очередь, показывает тебе, что твой намеченный план реализуется. Уже после родов завотделением говорит мне: «Ты так правильно, уверенно и спокойно себя вел. Ты, наверное, врач?». «Нет», - отвечаю – «Ни малейшим образом не связан с медициной». Это его удивило. «Я», - говорит – «Только на вторые роды своей жены пошел, и то стоял волновался, трясся. Тяжело было совладать с собой». Так что при правильном подходе можно и это время провести интересно и увлекательно – не надо воспринимать, что это с твоей стороны какая-то жертва – напротив – удача, выпавшая тебе.

Ну а сам момент рождения ребенка – это просто одна из лучших, если не лучшая эмоция в жизни! Я не так и много могу вспомнить настолько ярких моментов в жизни. Первый в жизни секс, известие о высшем балле при поступлении в институт, когда ты понимаешь, что дальше экзамены сдавать не надо, победа на олимпиаде по математике, лучший в жизни секс, нахождение ответа на вопрос «Кто я? и Что делать?». Ну может еще парочку – навскидку не вспомню. Хороших и интересных много, но сверхярких – единицы. И здесь это происходит в одну секунду – вот не было никого – и вдруг появляется человек – да при этом не как либо кто – а твоя дочка, и раздается громкий крик «Ааааааа». Ну что может быть прекраснее? И в ту же секунду то, что было для тебя неким смутным представлением о том, что ты будешь папой, становится действительностью – в эту же секунду ты начинаешь любить ее больше всего на свете. Веришь, я даже несколько слезинок уронил от избытка чувств, но вовремя устыдился окружающих и вернул себе невозмутимый вид и спокойную голову.

К началу родов комната уже была полна врачей и медсестер – и при этом все были очень позитивно настроены, все ждали этого ребенка, процесс прошел нормально, без осложнений, и малышка в первые секунды своей жизни оказалась окружена счастливыми и радостными людьми. Все смеются, радуются, и она видит, что оказалась в месте, где хорошо и ей все рады. Она в безопасности и в приятной обстановке – если бы она могла думать и выбирать - именно так она бы захотела здесь появиться.

 Вот представь – ты входишь впервые в неизвестный тебе дом, и не знаешь, кто там находится и как тебя примут, ты весь в напряжении и ожидании. Открываешь дверь – а там праздник. Мега-пати. И тебя встречают совсем незнакомые люди, кричат – Ура! Наконец-то! Тебя только и ждали! Присоединяйся, здесь хорошо и весело. Ты наш миллионный посетитель, и весь этот праздник жизни – для тебя. Ты кумир этого движения, сам пока толком не знаешь – почему ты, кто они, и как так вышло – тебе говорят – потом, завтра объясним. А сейчас осматривайся, знакомься, привыкай. Все хорошо.

Первый крик вдоха воздуха тут же затих, она поняла, что не только не происходит ничего плохого, а напротив – «это она удачно зашла». Тут же ее слегка вытерли и положили маме на живот. Я подошел к Лере – она уже имела имя до рождения, держал ее за руку, улыбался и говорил с ней. Рассказывал о том, что скоро она узнает много интересного, как я буду помогать ей, какое замечательное место наш мир. Она еще не умела улыбаться, но довольное выражение лица говорило само за себя. Быстро проголодавшись, она попыталась добраться до груди, начала тыкаться лицом, но не могла понять, куда ей надо, а я словами поощрял ее попытки. Она начала кричать во время этих неудач, но это был не зов о помощи, а крик человека, пытающегося достигнуть цели, но никак не могущего это сделать. Я аккуратно направил голову малышки к груди, и она вмиг присосалась к ней. Немного покушала, и тут же уснула. Конечно, устала. Столько усилий, эмоций и впечатлений!

Все это было обсуждением деталей. А теперь вернемся к главному вопросу. Ты не помнишь акушера-гинеколога? Я, кстати, тоже. Но люди в основной своей массе вообще ничего не помнят из «дотрехлетнего» возраста. А до года-двух – вообще никто и ничего. А что из этого? Просто то, что мы называем «долговременной памятью» у детей такого возраста отсутствует. Но то, что все, происходящее в этом возрасте, не сохраняется как воспоминания, которые ты можешь вызвать, совсем не означает, что оно не хранится каким-то другим способом – в виде невербальных базовых понятий.

Например, если ребенок в 3 года умеет читать и считать, знает, что такое ложка, мама, дерево и собачка, значит, это каким-то образом хранится в его мозге. Когда у двухлетнего ребенка, научившегося считать в полтора года, спрашивают: «Кто тебя научил читать?», он отвечает: «Никто. Я всегда умел». Если малыш вырастает стеснительным и замкнутым, он не помнит, что когда в первый раз подходил к другому ребенку, а тот толкнул его на землю. Но что-то внутри его останавливает – не надо – хотя ему хотелось бы знакомится и играть с другими, но он сам не знает, почему не может сделать этого. Пресловутый Масаро Ибука описывает случай, когда девочка до года жила отдельно от родителей с дедушкой и бабушкой, разговаривавших на местном диалекте. И как удивились родители, говорившие на чистом японском языке, когда в полтора года девочка заговорила на том же диалекте. И акцент «ушел» только в начальных классах школы. Зигмунд Фрейд (хотя ты знаешь, как негативно отношусь я к психоанализу, но в данном случае речь идет просто об установке факта) описывает своего пациента с неврозами, который во время сеанса гипноза, возвращавшего его в детство, начал кричать о том, что чувствует жар, что он как бы горит в огне и не может выбраться. Когда этот пациент поговорил со своей матерью, та рассказала, что на седьмом месяце беременности хотела избавиться от ребенка, и с этой целью залезла в очень горячую ванну. Выкидыша не случилось, но переживание осталось на всю жизнь и спровоцировало невроз. Понятно, что угроза жизни – очень яркое впечатление – но оно произошло за два месяца до рождения!

И теперь следующий вопрос. Дети разные не только после трех лет. Они уже имеют зачатки своего личного характера чуть ли не с рождения. Если не принимать во внимание родовые травмы, сосредоточившись на здоровых физиологическим путем родившихся детях – почему они НАСТОЛЬКО разные? Генетика? Влияет в ничтожно малой степени. При рождении различия между Гитлером и матерью Терезой были настолько малыми, что ими можно пренебречь. Если бы они поменялись местами и временем рождения при своих генах. Даже если бы мать Тереза не стала фюрером Германии, то охранницей в концлагере с любимым занятием водить пленников в газовые камеры – вполне могла бы. А Гитлер даже если бы не ездил с миротворческими миссиями по планете, вполне мог бы работать воспитателем в интернате для глухонемых, а в свободное время покупать полные карманы конфет и кормить детишек в парке. Незначительную роль генетики можно увидеть на том же крестьянине в поколениях Ломоносове, или на многочисленных примерах гениев и их детей, после которых появилось выражение «Природа отдыхает на детях». При этом, конечно, есть немало примеров передачи гениальных способностей – взять хотя бы Карла Витте. Бывают и династии - дедушка, и отец, и сын – один лучше другого. Так может, все-таки многие гении отдыхают на своих детях, а не природа? Про Ломоносова, конечно, могут сказать – вот и пример, как человека не развивали, а гений-таки пробил себе дорогу. Но я против этого выскажу даже не тот аргумент, что крестьян – тьма, а Ломоносовых единицы. А то, что мы не знаем детства Ломоносова в подробностях, но если бы знали – непременно нашли бы то, благодаря чему он стал тем, кем стал. И это не одна деталь, а одна-две определяющих, и очень удачное стечение обстоятельств в небольших деталях. Такие «случайные» Ломоносовы должны изредка возникать по теории вероятностей.

Пренатальное развитие – конечно, тоже играет некоторую роль, чуть большую, чем гены, но сравнительно небольшую. Бытие определяет сознание. Человека формирует поступающая к нему информация, а в период беременности она почти одинакова у всех. Основного источника для человека - зрительной информации - вообще нет, немного вкусовой и обонятельной, что для человека не определяющее, чуть больше тактильной, и больше всего звуковой – но эта вся информация не сильно отличается у детей между собой. Да и исследований на эту тему почти нет. Единственные рекомендации, которые я видел – говорите с малышом и включайте хорошую музыку.

Но максимум информации для ребенка поступает в момент рождения – это просто взрыв информационной бомбы. Из кромешной тьмы, тесноты и одиночества, перемежаемой иногда неразборчивым гулом – в слепящее многообразие мира. Павел Тюленев сравнивает ощущения малыша, впервые увидевшего черную линию на белом листе, со взрослым, впервые стоящим у подножия Эйфелевой башни. Так это всего лишь линия на бумаге. А здесь одновременно невероятный поток информации. И первое, что думает малыш (если бы он мог мыслить словами) – «Кто я? Где я? Что делать?». Этот момент и является очень важным, в некотором роде определяющим всю будущую жизнь малыша. Каким он увидит мир – враждебным или дружелюбным, образы, мелькнувшие перед ним, и его интерпретация этих образов – это и будет база, на которой он будет строить свое дальнейшее мировоззрение и свое поведение и действия. Вот почему малыши уже с раннего детства разные. Конечно, все, что произошло в первый час и день рождения – лишь малая часть от того, кем вырастет ребенок. Даже если у малыша возникли плохие ассоциации и восприятие мира как враждебного – через пару недель правильного, хорошего обращения с ним, он будет улыбаться и радоваться жизни. Но малыш – не компьютер. Полученную им информацию и первый опыт не удалишь – она уже стала частью его, и если бы была возможность абсолютно одинаково воспитывать в будущем двух близнецов, один из которых родился в атмосфере праздника и дружелюбия, а второй – злобы и враждебности, к трем годам они отличались бы друг от друга в большей степени, чем все остальные близнецы того же возраста.

И можно сколько угодно оспаривать эти утверждения, но ты прекрасно знаешь, что я прав. Чем докажу? Тем, что и ты, и любой другой человек на планете, отказался бы от проведения эксперимента – чтобы к твоему ребенку сразу после его рождения кто-то подошел, скорчил страшную рожу, и испустил истошный вопль.

В любом случае, как и всегда в моих статьях – это просто мое мнение. Присутствовать на родах или нет – решать каждому самостоятельно. На одной чаше весов – страх и догмы, на другой – определяющий момент жизни твоего ребенка. Повторю еще раз, чтобы никто не подумал, что присутствовать на родах нужно кровь из носу – надо трезво оценить свои возможности. Если не сможешь – лучше не надо. Не беспокойся – если тебя не будет, акушер не начнет корчить рожи и орать на ребенка. Главное – не навреди.