Комната с цветами

Альберт Шаров 2
Село Великий Двор.Рассказ 2.

     Мы жили в селе Великий Двор Талдомского района Московской области и занимали весь первый этаж большого ,добротного двухэтажного дома.Это была государственная квартира моей матери, которая работала в местной школе сельской учительницей.

     В старые времена в этом селе был большой постоялый двор и почтовая станция, когда транспорт был на конной тяге, а это всем известные русские тройки, кареты, тарантасы, телеги, а зимой различного вида сани, рабочие грузовые и пассажирские. Легкие конные сани на два человека назывались возком. Он имел легкое фанерное полу-закрытие от ветра, удобное сидение и использовался в мое время председателем колхоза, сельсовета и другими руководителями. Или курьерский,
для быстрой доставки груза или пассажира. Это, как сейчас такси. А то и ,как скорая помощь, доставить человека в город , больницу за 10 км с ветерком.
На этом постоялом дворе можно было менять усталых лошадей на других,
отдохнувших. Получить обед, отдых и любую помощь.

     Каждый добротный дом имел впереди светлую комнату,с видом на улицу через все свои 3- 5 окон, украшенных резными наличниками. Эта комната была меблирована лучшим образом, чисто убрана и всегда в идеальном порядке, потому что предназначалась для гостей, которые останавливались на ночлег. Для хозяина это статья дохода.

    В 1901-м году была проложена железная дорога Москва- Савёлово-Рыбинск -Санкт-Петербург и у нас появилась станция Лебзино. Большой, известный и знаменитый резвыми тройками постоялый двор, со всеми своими атрибутами, прекратил своё существование. Однако обычай и этикет, накопленный многими годами, остался.

     У нас в доме была большая кухня с традиционной русской печью и земляным полом , что позволяло в суровые морозы быстро сделать загородку и поместить там, на это время: козу с козлятами и овцу с ягнятами. Собственно доски на полу были, но они были съёмными и их можно было быстро перемещать или убирать.

    Когда зимой,на месяц или больше, в доме помещались эти милые животные, которых можно было погладить или покормить запасёнными летом вениками березы или ивы, то моему восторгу не было предела.

     Впереди, справа у нас была большая, светлая и почти квадратная комната, в которой традиционно с этикетом села, поддерживалась особенная чистота и порядок. Она выражала престиж дома и хозяйки.

    Мебели тогда было мало, в середине комнаты стоял лучший в доме, стол и четыре красивых, гнутого дерева, стулья, в стиле тех времен, и ещё- изящной ручной работы этажерка с книгами матери. Эта комната вся сплошь была уставлена комнатными цветами: пальмы, фикусы, герань и другие. Цветы были в горшках или резных кадках, которые, в свою очередь помещались в плетеные корзины. Некоторые цветы росли почти до потолка. Цветов было так много, что со стороны двери всё это представлялось, как лес. Здесь всегда было интересно , очень красиво и интересно. Я часто бывал здесь, но ничего не трогал, чтобы не нарушить порядок,
который любила мама.

     Позади дома у нас был двор, для домашних животных и за ним большой огород, который давал нам основные продукты. Мать и бабушка были из крестьян и наши грядки на огороде были идеально ухожены и давали весь список овощей, которые в те времена были на порядок вкуснее, чем сейчас.

     А ещё летом много значил для нас вековой добрый лес, в котором было много грибов и ягод. Нужно было заготовить на зиму две бочки отборных солёных грибов и ещё прилично сушеных белых и подосиновиков на суп.

     Наша бабушка Настасья была мастерица собирать грибы и ягоды, она брала меня в лес, который подходил очень близко к деревне. Там она сажала меня на поляну, на одеяло, давала в руку огурец и шла в лес собирать грибы и ягоды, где- то рядом. Работы у неё было полно. Но она была мастер этого дела.

     Зарплата сельской учительницы была тогда небольшая и её хватало в основном на хлеб, сахар, подсолнечное масло и керосин для керосинки. Основные продукты были у нас со своего хозяйства, две овцы с ягнятами, давали шерсть на валенки. Изготавливали новые на зиму мастера в деревне. Очень хорошая дойная коза Люська козье молоко, почти в достатке, но мы покупали ещё молоко у соседе1, у которых было две хороших дойных коровы. Нам нужно было настаивать сметану, творог , а то и сливочное масло. Ещё у нас было десятка два хороших несущих кур ,красивый боевой петух и яйца были даже зимой. А с весны расторопная и опытная курица обзаводилась и гуляла с цыплятами. Картошка с огорода и все овощи.
Но для этого в летнее время нужно было работать от восхода Солнца и до позднего вечера. Всё своими руками.

     Мы имели только старый, ладонями отшлифованный инвентарь: три лопаты и три мотыги,грабли, вилы и топор, и ещё были две косы, для заготовки сена.

     Леса вокруг деревни были тогда в полной силе, вековые, со стволами и кронами, казалось до неба. В лесах было полно всяких зверей и ещё было много змей, в основном гадюки. Да и сейчас их там полно.

    Я в общем-то их не боялся, потому что бабушка умела с ними как- то молча или одним словом разговаривать и они нас не трогали.

    Однажды позже, я был школьник уже, в первом классе, не смотрел под ноги, как говорила мать, шёл босой по лесной тропинке после дождя, брюки были завернуты до колен и услышал шипение. Слева около моей голой ноги в одном сантиметре, свернувшись в кольцо, лежала чёрная гадюка, всё было уже поздно. Один удар и большие проблемы неизбежны, но она меня не тронула. Но я помню это по сей день, как будто это было вчера.

     Ещё позже, что- то в третьем классе я обнаружил гадюку, когда она пересекала лесную поляну по своим делам и я её остановил. У меня в руках была длинная палка и я начал ходить вокруг змеи кругами, а она, свернувшись и заняв оборону, поворачивала за мной голову и следила за моими движениями.

     Вдруг мне стало стыдно за всё это.   Я остановился, сделал два шага назад и прошептал: "Извините".

    Змея развернулась в зигзаг и пошла в лес, постоянно оглядываясь на меня. Она уже не могла доверять хулигану. Но это было позже. Я был уже практически взрослый, всё же в третьем классе.

     А тогда мне было чуть больше года, я сидел в середине лесной поляны, на одеяле и смотрел на лес. Различного роста и вида деревья, давали весь спектр зелёных тонов, от самых легких и светлых, до самых тёмных и загадочных. Шелест листвы белоствольных берез и шепот раскидистых лап  вековых елей, вершины которых подпирали чистейшей голубизны, с белыми облаками, небосклон нашего дальнего подмосковья и выражали сказку наяву. Её дополняли , резной и филигранной работы, одиночные шедевры или целые их букеты ,и даже целые сотни скоплений веселых бутонов и лепестков такого разнообразия красок, особенно белых и красных, на зеленом фоне, что это была- талантливая акварель таинственного лесного художника. Он все это нарисовал здесь для меня и ушел дальше, на другую поляну и там работал над своим новым произведением.

     Гадюки, конечно, проползали какие- то, но они меня совершенно не интересовали.
Но вот из куста ко мне прыгнул небольшой серый пушистый зайчонок, схватил кусок огурца и ускакал в лес.

     Я мгновенно вскочил и припустился за ним. Ходить я уже умел,с 10 месяцев, и сегодня сам шёл в лес с бабушкой, но бегать ещё не приходилось. Заяц показал, как это делается и я старался бежать по заячьи с прыжком. Как это у меня получилось, трудно сказать, но старался.

Я пытался догнать зайчика, но дорогу мне перегородила огромная поваленная  ель  с раскидистыми ветвями вверх и по сторонам.  Кругом был сплошной лес, никаких тропинок , и я не знал уже куда идти, свою поляну я уже давно потерял. Конечно, серьёзно испугался, потому что сюда и волки могут зайти, здесь их всё время видели. Да и не только волки, здесь и других зверей хватает.

    В то время я ещё не знал навигации и совсем не понимал, куда идти.

     Я крикнул несколько раз,- Ау!Ау!Ау!- и увидел бабушку, которая ругаясь , шла ко мне,-
-Опять ушёл.
 Ну. Спасу нет.
 
     У бабушки была полная корзина грибов, она взяла меня за руку и мы пошли домой.  Дома она все рассказывала и они с  матерью смеялись.

     На другой день, когда я проснулся, то на лавке  уже стояла полная корзина грибов и ведро черники. Как можно было столько набрать за короткое утро, я не понимал тогда и тем более сейчас. А ещё веники лекарственных трав. Заполнив домашние полки, половину или больше бабушка относила и сдавала в местный магазин- сельпо, за наличные деньги или бартер, за сахар или ещё что. Ну и ,конечно, мне пряник. Бабушка рано утром уже ходила в лес и вот такой результат.

     Мне нужно было поиграть с зайчиком, я взял огурчик и пошёл в лес, который был в комнате с цветами. Большое количество цветов  казалось мне, что-то вроде леса. Сначала были очень знакомые места и я шёл дальше. А потом деревья становились всё больше и выше  и обступили меня вокруг. Я снова заблудился, уже по настоящему.

     Разные звери пробегали мимо меня очень близко. Здесь уже было не до шуток.Я снова крикнул,- Аууу!
Открыл глаза и увидел, что мать берёт меня на руки и, смеясь, что- то говорит бабушке.

     Оказывается я уснул на цветной дорожке в команте цветов и во сне кричал: «Ау».
     С этого времени мне часто снился один и тот же сон, как я шел в команту с цветами, там бродил по лесу и обязательно потерял дорогу и не мог выбраться оттуда. Но было очень интересно, иногда я видел своего зайчика, но он быстро убегал, а других зверей я боялся, они были большие и сердитые.

     А, когда заблудишься, то испуг и страх бывают настоящими,тогда очень хочется проснуться, но не всегда это получается, особенно, когда это совсем не сон.Однажды я видел, как невдалеке, один за другим,пробежали два серых волка. Они бежали по своим делам и меня не заметили, и я так и не знаю, во сне это было или нет.

     Это был интересный сон, поэтому, как меня найдут, испуг проходил, всё вокруг было светло и красиво, и я снова шёл в комнату цветов и в свой лес.

     А ещё я два раза действительно далеко ушёл от бабушки в лесу и она долго не могла меня найти. В этих случаях я заблудился натурально серьёзно и очень хотел проснуться, но не получалось.

    В наших лесах и взрослые бывало плутали, один мужчина целый день там провёл, только на другой день на дорогу вышел. Говорили, что его  запутывал леший.
 
     А у меня эти события так переплелись, что невозможно было отличить во сне это было или я на самом деле заблудился. Но всегда выходил из леса или просыпался.
 
     Такой сон мне снился долго, пока не стал взрослым, до 4—5-ти лет.

     Года три назад я остановился у того дома. Мощные отборные брёвна и листового железа крыша сохранили его от времени и дождей, да и сработан он был на совесть. Дом был ещё в своей силе и послужит ещё приличное время.

     Новый хозяин разобрал нижние полусгнившие брёвна и опустил второй этаж вниз. Комната с цветами тоже была разобрана и её больше нет. Дом стал одноэтажным. А вот комнаты больше нет.

Она осталась  только в моей памяти, как что- то очень дорогое и не только.
Я вспоминаю о ней одновременно с тихой радостью и грустью. И только иногда, прикрыв глаза, можно вообразить себя в уютной и загадочной комнате с цветами.


Благодарю за внимание.                Альберт Шаров


Фото автора.
Дом детства автора.