Марокканские каникулы. Главы 13, 14, 15

Елена Эль Хаддад
Глава 13.

     Ночью Светлану мучили кошмары и, проснувшись ранним утром, она обнаружила, что на ее подушке, мокрой от пота, много выпавших волос. Голова гудела. Быстро одевшись, она тихонько постучалась к Ясину и попросила побыстрее отправиться в Тарудант, чтобы забыть неприятности  прошлого вечера.

      Ясин и сам был рад поскорее покинуть Агадир, чтобы провести этот день наедине со своей очаровательной гостьей. В Таруданте у него была аптека, где работал нанятый им фармацевт. Юноша планировал заглянуть туда, чтобы проверить, как идут дела, и большую часть времени посвятить экскурсии по старинному городу.

      Дорога от Агадира проходила среди живописных холмов, поросших зеленой травой и полевыми цветами. До окончания зимы оставался еще один месяц, но в Марокко весна уже вступила в свои права, радуя яркими красками и буйной растительностью.  Светлане запомнились козы на деревьях аргана, с жадностью объедавшие молодую листву.

      Утро, 9.30. Света и Ясин приехали в Тарудант. Прошлись по узким улочкам мимо мечети. Мало прохожих, школьников развозят желтые автобусы. Подростки, учащиеся лицея уже на занятиях, некоторые стоят у стен лицея. На девушках белые рубашки поверх повседневной одежды, они напоминают учащихся медучилищ.  Подростки, сидящие в кафе напротив, шумно о чем-то беседуют, и пьют газированные напитки. Через открытую дверь лицея можно увидеть огромное количество велосипедов, припаркованных учащимися – наиболее популярный вид транспорта молодежи, наряду с мопедами и мотоциклами, на которых они носятся с бешенной скоростью. В здании напротив  лицея размещается центр реабилицации инвалидов по зрению. Каждый день здесь можно встретить мужчин в черных очках с тростями, выходящих на прогулку за пределы центра. Обычно они ходят по двое, один поддерживает за руку другого. Время для прогулки выбирают до окончания занятий первой смены в лицее. Если пройти по этой улице в полдень, можно увидеть, что поезжая часть заблокирована неспешно выезжающими велосипедистами.  Они почти не обращают внимания на автомобилистов, спешащих на обеденный перерыв. В Марокко почти все офисы и учебные заведения закрываются на перерыв с 12 до 14 часов.
 
        Поведение велосипедистов и мотоциклистов вызывает недоумение – они занимают середину проезжей части, которая и так недостаточно широка. Водителям автотранспорта приходится постоянно объезжать этих «королей» дорог, рискуя сбить прохожих, идущих по той же проезжей части, так как тротуар в этой  части города отсутствует. Белые  трехместные такси снуют, как мыши, по городу. То и дело слышится цоканье копыт – это лошади, запряженные в экипажи зеленого цвета везут пассажиров. «Кучи», с ударением на последний слог, как их называют тут месные жители, стали еще одной достопримечательностью города. Они пользуются спросом у туристов, желающих посмотреть город и прокатиться с ветерком. У каждого кучи имеется индивидуальный номер.

       Света решила не упускать возможности проехаться на кучи. Они подошли к плошади и прилегающей к ней стоянке такси и кучи. Ясин собрался договориться о цене за проезд по городу. Худощавый марокканец по имени Хасан принял Ясина за туриста,  видя Светлану рядом, и как полагается, удвоил обычную цену. Им пришлось прибегнуть к хитрости, сказав что они из Марокко, в результате недолгого торга цена была снижена почти в два раза.

-Бисмилля, - спокойно проговорил Хасан, хлестнул лошадь плеткой, и «такси», плавно покачиваясь, тронулось с места.
Слово «бисмилля » или по-русски «с Божьей помощью» правоверные мусульмане произносят перед тем как начать какое-нибудь дело, будь то молитва, обед, осмотр пациента, прививка ребенку, подпись важного документа. Вы можете встретить продавца в магазине, который прежде, чем вручить вам покупку, обязательно произнесет это слово. Не удивляйтесь, если услышите пассажира такси и самого таксиста, говорящего «бисмилля». И не падайте со стула, если за обедом к вам присоединился марокканец, который не сядет на свое место, не сказав священного слова. Мало ли что, а вдруг ножка его стула подпилена? А вот сказал он «бисмилля», и все в порядке, и Всевышний спасет его от всех неприятностей.



Глава 14.

      Итак, экипаж отправился от городской площали к центру города. Надо сказать, от квартала, по которому  проезжали наши герои, веяло древностью: узкие улочки, однотиптые трехэтажные дома цвета глины застройки середины прошлого столетия, сохранившие, однако, дизайн 16 века. Нет скамеек и детских игровых площадок перед домами. Первые этажи полностью отведены под магазины, которые здесь называют «ханутами». Ханут - это небольшое помещение, в котором можно найти продовольственные товары, канцелярские принадлежности, и предметы гигиены, игрушки, при этом продавец помнит цену каждого товара, а их тут около сотни. По утрам, особенно в жаркую погоду, продавцы разбрызгивают воду перед  ханутами, чтобы уменьшить количество пыли, которой в Таруданте в избытке.
День был солнечный, в воздухе смешался  неповторимый аромат цветов апельсиновых деревьев и эвкалиптов. В это время года запах  апельсинов бывает особенно терпким и удушающим ночью. Светлана увидела пожилую пару – туристов, говорящих по-французски, которые что-то фотографировали. Дама в шортах и широкополой шляпе обратилась к своему спутнику:

  – Снимай скорее, Поль, это же аисты ! Какие красивые !

          На высоченных пальмах, которым было уже более сорока лет, свили гнезда четыре красивые птицы. Невольно вспомнилась байка о том, что детей приносят аисты. В Таруданте с его многодетными семьями эта милая сказка  стала реальностью, или, наоборот, все вокруг было настолько удивительно, что походило на одну из сказок Шахерезады. В глазах рябило от ярких женских нарялов: красные, синие, изумрудные, белые, черные джеллаба, расшитые замысловатой тесьмой, придавали их хозяйкам сходство с диковинными птицами. Вот несколько полных марокканок шумно обсуждают последние новости. Их речь громкая, гортанная, хриплые голоса перекрикивают друг друга, на лицах улыбки. Закончив разговор, они расцеловали друг друга четыре раза в обе щеки и разошлись по своим делам.  Появились девушки-подростки на велосипедах в плотно облегающих ноги джинсах. Волосы их распущены,  на лице легкий макияж. Одна из них помахала рукой, добродушно улыбнулась, пожелав доброго дня туристам, ехавшим в экипаже. Молодежь в современной одежде – как ниточка в настоящее, рассеивает предположение о том, что этот город ничем не изменился со времен его основания. Марокканские парни, в пестрых пляжных шортах, неутомимо эксперементирующие со своими прическами - еще большее подтверждение того, что на дворе 21 век.

     Ясину нравилось наблюдать за русской гостьей, с интересом осматривающей городские пейзажи. «Эта поездка сделает нас ближе, и я сделаю ей официальное предложение, когда вернемся в Агадир », -  думал марокканец, украдкой глядя на руки Светланы. Он так  хотел подержать ее ладонь в своей, но природная скромность не позволяла ему торопить события.
Наконец, Светлана увидела апельсиновую аллею, откуда доносился аромат цветов. Они въехали в древние ворота, которые раньше были частью древней касбы. Город, окруженный крепостной стеной высотой семь метров, протянувшейся на шесть километров, насчитывает девять ворот, шесть из которых древние, остальные были сооружены сравнительно недавно для  удобства передвижения транспорта.  Глядя на крепостную стену, Светлана вспомнила:
      -Одна моя знакомая, впервые увидев городские стены и их квадратные бастионы, сказала, что чувствует себя, как в каменном мешке.
     -Это спорное предположение, -ответил Ясин и продолжил, - вечером, когда огромный солнечный диск клонится к закату, они кажутся красными и величественными. Глядя на них, чувствуешь себя защищенным от внешних врагов, будто бы ты вернулся во времена войн и междуусобиц средневековья.
    -Расскажи мне об истории возникновения города, - попросила девушка.
    -Хорошо, только давай остановим кучи и прогуляемся по городскому парку.

      Они заплатили извозчику за ожидание у ворот парка и неторопливо направились к фонтану, обошли это десятиметровое прямоугольное сооружение и углубились в парк. Он показался настоящим оазисом, где росли огромные пальмы,  туи и раскинул свои пушистые ветви древний кедр. Розовые кусты и невысокие пышные мимозы радовали глаз, отовсюду доностлось пение птиц - хотелось ущипнуть себя, чтобы понять, в раю находишься или это просто сон.

     - Ну, слушай. Расскажу тебе о Таруданте, что знаю. Город является столицей целой провинции с одноименным названием. Само  слово « Тарудант » неоднозначно. Согласно одной легенде, здесь когда-то жила сирийская принцесса, именовавшая себя « Королева Рудана ». Другая легенда гласит, что во время мощного наводнения реки Сус, пересекающей долину, в которой расположен город, одна берберская женщина, стиравшая белье на берегу, прокричала « Taroua ddante », что означало « Детей унесла река ». Невероятно плодородная долина Сус окружена двумя горными цепями: Высоким Атласом на северо-востоке и Средним Атласом на юге.  На территории провинции Тарудант находится самая высокая вершина Северной Африки, гора Тубкаль, высотой 4167 метров. Прямо с того места, где мы находимся, можно увидеть эти вершины гор, сейчас покрытые снегом.

Это один из древнейших городов Королевства, основанный более тысячи лет назад. Здесь находился передовой пост римской армии, именуемый Вала. Он был построен римлянами в ответ на ожесточенное сопротивление берберов  против оккупации. В 11 веке Тарудант был столицей небольшого шиитского государства, в 1056 году попал под влияние Альморавидов, в 1306 году был разрушен Меренидами. Своего расцвета город достиг в 16 веке, превратившись в столицу династии Саадитов, которые построили крепость против набегов  португальцев, захвативших Агадир. С этого времени Тарудант стал центром производства риса, хлопка, сахарного тростника и индиго. Более того, он лежал на пересечении торговых путей.
Жители Таруданта испытывали трудности в связи с закрытием порта Агадир, начиная с 1760 года во времена французского нашествия. Город был изолирован до той поры, пока в 1912 году один из повстанцев Эль-Хиба начал сопротивление  против французов, которое продолжалось два года.  В те далекие времена  город населяли многочисленные еврейские общины,  эмигрировавшие впоследствии  в Израиль. Здесь сохранились древние захоронения их предков. С 1994 года Тарудант стал побратимом  французского города Романс. Еще один интересный факт : в небольшом поселке, расположенном в 20 км на юго-восток от Таруданта, лежат развалины крепости Тиут. Здесь в 1952 году Юл Бриннер снимал фильм «Али Баба и сорок разбойников».

         Занимательный рассказ Ясина был прерван двумя мальчишками, которые подбежали к нам и начали просить деньги, при этом добродушно улыбаясь :
-Добрый день, мадам ! Один дирхам, пожалуйста !

      Вид у них был жалкий : худые и бледные в поношенной одежде дети заглядывали в глаза и вертелись вокруг Светланы, как две маленькие собачки. Только девушка дала каждому по монетке, вдруг буд-то из под земли появились другие двое с той же просьбой.
    -Ступайте, да хранит вас Аллах, - поспешил вмешаться Ясин.
    -Почему ты их отогнал, я бы дала им денег хотя бы на хлеб, - удивилась Светлана.
    -Они тут каждый день караулят таких простушек, как ты, дорогая моя. Напротив городского сада расположен отель «Palais Salam», построенный в 16 веке. Туристы частенько прогуливаются в тени пальм, а эти маленькие попрошайки зачастую из полных семей не стесняются подходить к добрым европейцам по нескольку раз в день. Нам уже пора возвращаться к экипажу, извозчик скучает.

    -Спасибо тебе за интересный рассказ о городе, думаю, наплохо было бы перекусить.
    -Как насчет марокканского чая с мятой и слоеных лепешек ?
    -Звучит заманчиво, - с иронией произнесла Светлана.
    -Не волнуйся, мы пообедаем, но позже, после прогулки по местному рынку.

Глава 15.
 

       Путешественники вернулись к экипажу, поблагодарили Хасана за ожидание и поехали через другие ворота города к небольшому кафе, которое располагалось недалеко от муниципального рынка Жнан Эль-Жаама. По дороге Светлана уведела полицейского, стоящего в тени пальм на перекрестек дорог. За его спиной раскинулась большая клумба с великолепными кустами роз.   
         У девушки возникло желание запечатлеть сурового стража порядка на фоне благоухающих цветов, но Ясин, видя, на кого его она наводит объектив камеры, бысто остановил ее:
- Полицию и военных в Марокко снимать запрещено.
- Суровые у вас законы, - озадаченно сказала Светлана и поспешно спрятала фотоаппарат в сумку.
- Не расстраивайся, сфотографируй лучше меня на память, это абсолютно законно, - рассмеялся Ясин.

      Через несколько минут их кучи остановился около небольшого кафе. Они заказали чай с мятой и мсемен с медом и сливочным маслом. Мсемен – те самые слоеные лепешки, о которых говорил Ясин. Света  взяла себе также небольшой коржик из манной крупы. Все показалось по-домашнему вкусно. Чай подали в небольших металлических чайниках. Горячий напиток в Марокко наливают наполовину в стеклянные стаканы, при этом высоко поднимая чайник, чтобы в стакане образовалось пышное кольцо из пены. Местные жители говорят, что это корона монарха. Вкус такого ароматного чая вы никогда не забудете, благодаря пучку свежей мяты, которую кладут в чайник или прямо в стакан.
 
        Так они завтракали, наблюдая за прохожими из окна кафе. Вот мужчина небольшого роста ведет осла, придерживая его за гриву. На животном нет уздечки, но оно покорно бежит рядом со своим хозяином. Внезапно послышался звук бензопилы – это один из работников кафе начал срезать длинные ветви дерева, мешающие прохожим. Марроканец так ожесточенно размахивал бензопилой, что походил на героя фильма ужасов, при этом люди старались обойти стороной этого разбушевавшегося садовника. Процесс отрезания веток продолжался около десяти минут, после чего можно было наблюдать другую не менее занимательную сцену.
Один из прохожих в серых брюках и свитере со слишком длинными рукавами внезапно разбежался и сделал сальто прямо перед едущим автомобилем. Светлана смотрела во все глаза, ожидая, что водитель выйдет и выругается, но нет – он объехал странного пешехода, даже не посмотрел в его сторону. Реакции не последовало и со стороны прохожих.
 
- Этот человек – душевнобольной, его тут все знают. А еще он попрошайка. Смотри, сейчас к нам подойдет, - прокомментировал увиденное Ясин.
Не прошло и минуты, как уличный акробат появился в дверях кафе. Он по-свойски поздоровался с официантом и тут же направился в столику Ясина и Светланы.
 
-Добрый день, добро пожаловать в Тарудант ! Пожалуйста, дайте несколько монет, - сначала по французски, а потом по-английски проговорил мужчина, дружелюбно улыбаясь, при этом его маленькие серые глаза, как буравчики, сверлили лицо Светланы.
Она почувствовала легкий дискомфорт, но старалась не показывать виду, что общение с этим господином не доставляет ей ни малейшего удовольствия. Светлана натянуто улыбнулась и протянула руку к сумке, чтобы достать мелочь, но Ясин раньше сунул в руку попрошайке один дирхам и велел ему уходить. Тот раскланялся, как актер, удачно сыгравший свою роль, и быстро вышел из кафе.
- Я думаю, нам пора на рынок, пока еще кто-нибудь не пришел за милостыней, - сказала Светлана.
- И правда, засиделись тут. Но, признайся, ты же не скучала? Калоритный персонаж этот бродяга, ¬  рассмеялся Ясин.
- Ладно, пойдем на рынок.
       Не успели они сделать несколько шагов, как  услышали сначала громкие крики , а потом из переулка вылетели двое мальчишек, которые гримасничали и размахивали руками.  За ними быстро шел худощавый пожилой  человек странной наружности. На улице было жарко,  а он был одет в резиновые сапоги до колен с заправленными в них спортивными брюками.  На голове у мужчины была небольшая вязаная шапочка, рукава шерстяного свитера закатаны до локтя. В  левой руке он держал хорошо заточенную палочку,  примерно двадцати сантиметров длиной. Она располагалась перпендикулярно его бедру, угрожая поранить любого, подошедшего слишком близко. Мальчишки нарочно провоцировали его, то приближаясь к бедняге,то отскакивая от него, в тот момент, когда он пытался уколоть сорванцов. На перекрестке, где все это происходило, к счастью, дежурил полицейский, который невозмутимо отогнал распоясавшихся детей и уважительно обратился к пожилому мужчине. Светлана с Ясином находились недалеко, но слов полицейского не было слышно из–за сигналов скопившихся машин и кучи, которые не могли разъехаться на узкой улочке.

- Ты знаешь что нибудь об этом странном человеке, и что это за оружие самообороны у него в руке ? – с любопытством спросила Светлана. 

- Нет, впервые его вижу. Пойдем спросим полицейского. Он–то, наверняка, с ним знаком.
И, подождав несколько минут, пока движение на улице нормализуется, они подошли к стражу закона, оказавшимся довольно приветливым и говорливым марокканцем. Он поприветствовал спутников и особенно лучезарно улыбнулся иностранке, пожелалав ей приятного пребывания в Марокко. На вопрос Ясина о странном незнакомце он охотно ответил:

- А это  профессор, бывший преподаватель местного лицея. Когда-то он был уважаемым человеком в городе. Теперь ходит в любую погоду в  резиновых сапогах, боясь городской пыли, и  держит в руке острую палочку или кисточку с краской. Видимо, опасается агрессии прохожих.
В это время худощавый профессор в больших круглых очках нервно озирался по сторонам, как-будто готовясь к защите. Прохожие не обращали на него внимания, и, вскоре он скрылся из виду.
 
       Светлана с облегчением вздохнула, когда профессор исчез, подумав, что это, вероятно, была последняя встреча с душевнобольными за такой короткий промежуток времени, но ее ждал еще одни сюрприз.  Недалеко от лавки мясника они увидели высокого худого человека с длинной палкой в руках.
- А это что за «Дон Кихот» ? ¬ спросила Светлана.

      У мужчины, действительно, был вид героя Сервантеса, вернувшегося после битвы с ветряными мельницами: на грязных ногах в стоптанных сандалях красовалось несколько царапин и синяков. Он был одет в разодранные шорты и нечто, похожее на пончо. Подойдя поближе, они разглядели квадратный соломенный ковер с дырой посередине, надетый через голову бродяги. В дождливую погоду он вполне мог защитить его владельца от влаги, а сейчас, наверное, служил барьером от солнечных ожогов.  Мужчина громко говорил, обращаясь к прохожим, при этом энергично жестикулируя. У его ног находились пустые пластиковые бутылки, которые он то и дело переставлял с места на место.   Спеша удовлетворить любопытство подруги, Ясин расспросил о нищем торговца подержанной техникой. Его магазин находился на противоположной стороне улицы. Как выяснилось, этот бедолага когда-то был образованным человеком, прекрасно разбирался в философии и политике, но любовь к алкоголю сделала свое черное дело – он потерял работу и семью. Сейчас «Дон Кихот» скитается по городу, спит где придется, живет на подаяния и громко рассуждает о политике, экономике, женской неверности, бытовых проблемах и много еще о чем, вызывая усмешку и раздражение у прохожих.