Мое Константиново

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущее: http://proza.ru/2018/08/14/1240

Константиново – одна деревень Кимрского района Тверской области, которая мало чем отличается от других русских деревень: те же бревенчатые дома, наличники, проселочные дороги и поля. Однако эта деревня является родной деревней моего отца, и пока я была ребенком, почти каждый год мы ездили туда летом на каникулы.
Историю нашей деревни мне рассказывал отец моего отца и мой дедушка, который был военным строителем и который умер в 2012 году. По его словам свое название Константиново деревня получила по фамилии помещика, давшего деревне вольную в начале XIX века при императоре Александре I. Также по его рассказам мне известно, что наши предки жили в разных деревнях Тверской области по берегу речки Медведицы.
Медведица – красивая речка с песчаными отмелями, глубокими омутами и живописными островками. Вдоль берега Медведицы растут раскидистые ивы, местами можно увидеть и кусты ежевики. Водятся в Медведице разные рыбы: пескари, плотва, окуни, щуки и т.п. Когда-то водились в Медведице и раки.
До прихода советской власти деревня Константиново была зажиточной, и семья моего прадеда тоже была зажиточной. В те годы у каждого дома было по два земельных надела, амбар и гумно. Однако в советское время нашу деревню раскулачивали, как и многие другие зажиточные деревни. Что-то было отнято, что-то стало коллективным, колхозным – общим. Наверно, тогда же был разрушен хутор, который находился отдельно от других домов в лесу. «На хутор» я ходила вместе с родителями за ягодами, однако в те годы там уже не было никакого признака жилья, а вся поляна заросла высокой травой.
По рассказам моего дедушки в деревне было около ста домов. Однако в те годы когда я ездила в Константиново оставалось около двадцати домов, а в соседней деревне Шумилово, в котором до замужества жила моя бабушка по отцовской линии, всего два-три дома.
Семья моего прапрадеда по отцовской линии жила в Константиново в доме, который был построен в начале XX века и сейчас стоит на краю деревни. Через дорогу от него ближе к лесу в советское время стоял скотный двор. В те годы, когда я ездила в деревню на скотном дворе держали овец, а позднее лошадей. В годы перестройки скотный двор был ликвидирован и разобран.
По словам моего дедушки на краю леса около скотного двора когда-то еще стояла кузница.
У других моих родственников были свои дома в деревне.
Также в Константиново жили наши дальние родственники Кожановы, и когда мы приезжали летом в деревню, их маленький песик Рекс выбегал со двора, встречая нас радостным лаем.
В деревне я много узнавала от деревенских жителей, многому училась, возилась с домашними животными, ловила рыбу в речке и пруду, который находился рядом со скотным двором. У соседей мы часто покупали парное молоко. Парное молоко с черным хлебом и ягодами: земляникой и черникой – очень вкусное. Была в деревне своя пасека. Во дворах многие держали собак, кур и гусей, а в доме кошек. Когда-то во дворах держали и свиней.
Вдоль деревни за проселочной дорогой есть поле, на котором раньше сеяли овес, а на другом конце деревни за проселочной дорогой было поле, на котором выращивали лен. За этим полем на краю леса находится деревенской кладбище, на котором были похоронены мои предки.
Своего магазина и храма в деревне не было. Ближайший магазин и клуб находились в деревне Алешово в трех километрах от нашей деревни на трассе «Калязин - Кашин - Верхняя Троица - Горицы – Кушалино». Однако после 1993 года магазин в Алешово разобрали, и по деревням стала ездить лавка-машина с продуктами.
Ближайший известный мне храм – это храм Казанской иконы Божией Матери в селе Красное, построенный в 1668 году. Когда был разрушен храм, мне не известно. В те годы, когда я ездила в деревню и была в Красном, он стоял почти разрушенный, без куполов, заросший кустами и деревьями.
Насколько мне известно, также в Красном находились школа и почта.
Была в свое время в деревне и мельница, которая находилась не в самой деревне, а на берегу речки Медведицы. Дорога туда идет вдоль соснового леса около берега реки. Среди жителей деревни это место называется «фабрикой». Там до сих пор из воды торчат остатки бетонных и деревянных свай. Мы частенько ходили гулять по этой дороге на речку и в лес.
Сосновый лес подходит довольно близко к деревне. Чуть дальше от деревни, если идти на «фабрику» лес становится смешанным, в нем растут и красивые высокие сосны, и ели, и березы и другие деревья, кустарник. Есть в лесу и густые малинники. Можно набрать черники, брусники и грибов. Местами между деревьев попадаются муравьиные кучи, ползают ужи и гадюки. Достаточно близко к проселочной дороге можно в одном месте увидеть и болото.
Эти места довольно глухие. Зимой в деревню проехать довольно сложно, зимой кабаны подходят к самим домам. Если приехать в деревню весной или рано летом, можно увидеть разрытую кабанами землю у заборов и около леса. Если отойди подальше от деревни в лес за «фабрику», можно наткнуться на лежку кабана. В лесу бродят лоси и волки.
Для меня Константиново – моя вторая родина, родной край.

______________________

Фото автора.

Продолжение: http://proza.ru/2018/08/14/1245