Согласно, интересов своих мелочных

Николай Таранцов
(Пьеса для двух персонажей в одном действии)
   
МУЖЧИНА  -  Возраст около шестидесяти. Респектабельный вид, светлый плащ, поднятый воротник.
ЖЕНЩИНА  -  Возраст около шестидесяти. Хрупкого сложения, живая.  Одета не броско, но со вкусом.               
 
Минимум декораций. Полутёмная сцена, на которой, чуть ли не интуитивно видишь линию тротуара.               

(По вечерней улице медленно прогуливаются, мужчина и женщина, сначала в одну затем в другую сторону)

МУЖЧИНА.   Знаешь, столько лет прошло и можно даже сказать, жизнь прошла, а вот вдохнул воздух этот и никакими словами ощущения не передать. Впрочем, кому они нужны ощущения мои, подумаешь, душа болит жизнью пролетевшей, знаешь и не то, что б сказать, что плохо жил, нет, вроде и хорошо, да не так, как хотелось.  Не так как хотелось и не там где хотелось, и дети вот уже выросли и вроде бы и свободен, а куда уже. Уже и привычка, так приехать посмотреть одно, а вот так взять и обрубить с плеча другое, и возраст не тот, и всё, куда ни ткнись, по другому видится, это в молодости горы свернёшь, а старше став понимаешь, что можно и шею не ровен час, свернуть. Иными словами и страх какой-то, банальный страх перемен. Нет, опять же не то чтоб не хотелось остаться здесь, хочется больше чем чего, и умереть хочется на родине, да где-то внутри не готов.
ЖЕНЩИНА.  Да это тебе просто так, кажется, пока ещё с дороги, то, да сё. Да и усталость, да, да усталость. Я сама, знаешь иногда, вот в выходной утром лежишь в кровати и кажется вот, поспи себе лишний часок, а не спится, и вставать нет сил. Вот так лежишь в постели понимаешь, как усталость накапливается, за день, неделю, месяц, год, жизнь. И физическая усталость, и психологическая. Усталость несбывшихся ожиданий и даже усталость счастливой любви. Да, да именно счастливой любви. Если не сачкуешь. Да выкладываешься на полную катушку. Но с другой стороны, если устаёшь, то и жизнь смысл имеет. Значит, живёшь не зря, что-то делаешь, как-то влияешь на судьбы этого мира.
МУЖЧИНА.  Всё то, конечно так. Ты влияешь на мир, мир влияет на тебя, и все мы живём, согласно интересов своих мелочных, своё за рублём гоняемся длинным, а жизнь проходит. Сначала думаешь, что живёшь, так как тебе хочется, потом понимаешь, что хотелось совсем другого. А потом, ещё позже понимаешь, что просто жизнь проходит, и совсем неважно, что тебе хотелось, важно только, что ты жил на свете, а скоро тебя не будет. Скоро тебя не будет, а ты так и не понял, зачем ты жил.
ЖЕНЩИНА.  Как зачем? А детей поднять, дом, вот построить.
МУЖЧИНА.  Дерево посадить, змею убить.
ЖЕНЩИНА.  Да и дерево, кстати тоже.
МУЖЧИНА.  А зачем?
ЖЕНЩИНА.  Ну, жизнь. А как можно по другому жить, какой-то должен же быть смысл.
МУЖЧИНА.  Смысл да. Но я немного о другом. Зачем я здесь? Какой смысл мне искать здесь, когда жизнь моя прошла там. Разве вот только, погулять по вечерней улице города, о котором вспоминал всю жизнь, с девочкой, которую любил всю жизнь.
Женщина.  (смутившись на мгновение) Ну какая я девочка. Я, уже старуха. (вытирает глаза носовым платочком) Боже, это ж надо было жизнь прожить, чтоб это услышать.
МУЖЧИНА.  Да ладно. Всю ещё не прожила.
ЖЕНЩИНА.  Знаешь, а ты совсем не изменился.
Такой же непонятный, и …
                (возникает пауза, отчетливо слышен неровный стук каблучков по тротуару)
МУЖЧИНА. (с нервным смешком) Да я и сам себя порой понять не могу. Может всё и к лучшему.
ЖЕНЩИНА.  Дурак ты, ничего в жизни не понимаешь.  И за что, я тебя дурака … (снова возникает пауза) тебя слушаю. Женщине любую глупость скажи, она и верит.
МУЖЧИНА.  Глупость. Видимо глупость была в том, чтоб сюда вернуться. Веришь, когда ехал сюда, приснилось что кусаю большую, сочную, ярко красную, пахучую дольку молдавского помидора. Просыпаюсь, а вкус помидора во рту. К чему я это рассказал. Глупость.
ЖЕНЩИНА.  Понимаешь, всё не так.
МУЖЧИНА.  Ты имеешь в виду, то, что я рассказал.
ЖЕНЩИНА.  Нет, я имею в виду себя.
МУЖЧИНА.  А мне кажется, у тебя всё так, ты красавица. Конечно, ты немного изменилась, мы не могли, не изменится, но ты именно такая, какой я тебя себе представлял.
ЖЕНЩИНА.  А я тебя тоже представляла, не так часто правда. Знаешь, то работа, то дети. А расскажи о себе. Как ты, всё это время жил.
МУЖЧИНА.  Да как жил. Всё работа, работа.  Испании маслины собирал. В Германии, моторы. Ничего интересного. Зима, лето, зима, лето. Думал, вся жизнь впереди. Всю жизнь цели какие-то намечал, всё деньги откладывал. Мечты конечно, между работой. Дети выросли, жена умерла, похоронил. Вот приехал домой, перед смертью.
ЖЕНЩИНА.  Ну, зачем ты всё испортил.
МУЖЧИНА.  А разве можно что-то испортить, разве от нас что-то зависит. Можно конечно от правды отмахнуться, да разве отмахнёшься.
ЖЕНЩИНА.  Я думаю, кое-что и зависит, и кое-что мы ещё можем.
МУЖЧИНА.  Кое-что может, и можем, а хочется большего. Возможно, это большее и стоит не так уж много по меркам земным, по пониманию же души это всё. Это стимул к жизни. Но есть, разные но, вроде этических и моральных норм. И понимаешь, сколько там той жизни, неужели не доживёшь достойно.
ЖЕНЩИНА.  Достойно. Я не хочу жить достойно я хочу просто жить, я хочу простого человеческого счастья, совсем немного. Ну, неужели я за всю свою поганую жизнь ничего не заработала.
МУЖЧИНА.  А у кого ты собралась счастье требовать, у Господа Бога?  А может всё наоборот Господь Бог требовал от тебя счастья, а не жизни поганой.  А чем собственно поганая, жизнь твоя. Не война.
ЖЕНЩИНА.  Не война. На войне, хоть ясно, где свои, где чужие.
МУЖЧИНА.  К чему это, свои, чужие?
ЖЕНЩИНА.  Да всё то, ты понимаешь. Когда проживёшь с человеком жизнь, и кажется, нет никого ближе и дети, и горести совместные. А потом оказывается, что вы чужие. И войны не было.
МУЖЧИНА.  Войны не было, а вместе с тем что-то и было. Не одним же днём это ясно стало.
ЖЕНЩИНА.  Может и так. Как-то ты всё знаешь.
МУЖЧИНА.  Не всё, эх не всё.
ЖЕНЩИНА.  А, что ты не знаешь.
МУЖЧИНА.  На данный момент?
ЖЕНЩИНА. Пусть будет на этот.
МУЖЧИНА.  Я не знаю, что мне делать дальше.
ЖЕНЩИНА.  А что тебе хочется?
МУЖЧИНА.  А что тебе хочется?
ЖЕНЩИНА.  Честно.
МУЖЧИНА.  Конечно, честно.
ЖЕНЩИНА.  А ты не будешь смеяться?
МУЖЧИНА.  Слово.
ЖЕНЩИНА.  Мне хочется, чтоб ты меня поцеловал. Глупости, да?
                (мужчина нежно целует женщину)
Знаешь, я вообще-то счастливая.
МУЖЧИНА.  Мы все счастливые, только не всегда это понимаем.
ЖЕНЩИНА.  Да, как понимать его, как?
                (женщина незаметно для себя повышает голос, переходя на фальцет)
Его ощущать надо, кожей ощущать, каждой фиброй каждой клеточкой.
МУЖЧИНА.  Это поэзия, жизнь обычно немного другая. Счастье слепить надо, и не просто слепить, а сперва себя слепить, дабы достойным его быть.  А потом жизнь прожить и понять, не то было счастье. А ты то, тот же. А жить некогда.
ЖЕНЩИНА. Да ты прав. Жить некогда.
МУЖЧИНА.  Жить некогда, а ответственности никто не отменял. Ответственности перед своим прошлым.
ЖЕНЩИНА. Ну почему мы не можем просто погулять, просто поговорить ни о чём, просто посмеяться, да забыть хоть на час об этом проклятом прошлом.
МУЖЧИНА. Можем, но это в некотором роде будет подло. Подло по отношению к себе и друг к другу.
ЖЕНЩИНА.  Я устала, у меня болит голова. Давай пойдём домой, холодно что-то, зябко.
                (Мужчина снимает плащ и накидывает его на плечи женщины, они, медленно удаляясь, идут вглубь сцены)

30.01.13.