Нормандия-Неман

Роберт Качев
                К 70 — летию легендарного авиаполка.               

               

    В июне 1940 г. большая часть Франции была оккупирована фашистской Германией. Руководство страны капитулировало, вооружённые силы были распущены. Однако многие офицеры и солдаты не смирились с этим положением. По лондонскому радио выступил генерал де Голль и призвал соотечественников продолжить борьбу с Германией. Было объявлено о создании движения Свободная Франция и формировании вооружённых сил. Военные, пошедшие за де Голлем, подвергались очень большому риску. В случае появления на территории Франции они подлежали немедленному аресту. На международной арене Свободную Францию признал только Лондон. Москва сначала не поддержала её. И только после нападения Германии на Советский Союз отношение нашего руководства к де Голлю изменилось. 27 июня 1941 г. Советский Союз признал генерала «как руководителя всех свободных французов, где бы они ни находились» и выразил готовность оказать помощь возглавляемому им движению.
 
                КАК  ВСЁ  НАЧИНАЛОСЬ

    Начальник штаба ВВС  Свободной Франции генерал Марсиаль Вален предложил послать на советско-германский фронт подразделение французских лётчиков. Де Голль поддержал эту идею. Её практическая реализация началась в апреле 1942 г., когда на авиабазе Раяк в Ливане приступили к формированию авиачасти, которой предстояло отправиться в СССР. Возглавил её ветеран Первой мировой войны майор Жозеф Пуликен. По его инициативе группе было присвоено наименование «Нормандия» в честь одной из провинций Франции. В состав деголлевских ВВС она вошла как 3-я истребительная авиагруппа «Нормандия», включающая в себя 3 эскадрильи. 25 ноября бригадный генерал Пети как полномочный представитель Национального комитета Сражающейся Франции (так стало именоваться движение Свободная Франция) и заместитель командующего ВВС Красной Армии генерал-лейтенант Ф.Я. Фалалеев подписали соглашение об участии французских авиационных частей в боях против гитлеровской Германии на советско-германском фронте в составе советских авиасоединений.

    «Нормандия» состояла исключительно из добровольцев. Лететь в СССР выразили желание 14 лётчиков. Это были боевые отчаянные пилоты, имеющие отличную лётную подготовку и опыт участия в боевых действиях. Кроме них, в новой авиачасти числились штабные офицеры, техники, механики. 10 ноября «нормандцы» на трёх транспортниках перелетели в Багдад, оттуда поездом и автотранспортом — до Тегерана, где их ожидали советские транспортные самолёты, доставившие французов в Баку.  29 ноября майор Пуликен и часть лётчиков поднялись на борт Ли-2 и после пяти часов полёта прибыли в г. Иваново. Через два дня к ним присоединились остальные.

                НА  ИВАНОВСКОЙ ЗЕМЛЕ

    Французов поселили в местном военном городке, обеспечив зимним обмундированием. Для обучения полётам на советских истребителях за ними закрепили инспектора по пилотированию 6-й запасной авиабригады капитана П.И. Друзенкова. «Нормандцам» предстояло освоить истребитель Як-1Б. На французский язык были переведены все необходимые документы, для облегчения общения привлекли переводчиков. 4 декабря вышел приказ о включении в состав советских ВВС французской авиачасти как отдельной эскадрильи «Нормандия». В середине декабря начались полёты сначала на учебно-тренировочных УТ-2, а затем на учебном Як-7В. Через месяц французы стали летать на «семёрке» самостоятельно. В январе «Нормандия» получила первые шесть Як-1Б, а в марте — ещё восемь. Девять истребителей обслуживали французские механики, а пять — советские. Эскадрилья также получила связной У-2. На нём обучили летать начальника штаба лейтенанта Жана де Панжа. К этому времени командиром эскадрильи стал майор Жан Тюлян, заменивший ушедшего с этой должности по состоянию здоровья  Пуликена. К середине марта 1943 г. обучение на Як-1Б завершилось. Всего было выполнено 536 полётов. 14 марта в Иваново для проверки готовности «Нормандии» прибыли генерал Пети и представитель командующего ВВС Красной Армии полковник Левандович. Инспекторская проверка боевой готовности эскадрильи производилась на Северном аэродроме г. Иваново. Лётчики показали отличную готовность  по всем элементам подготовки. Комиссия признала, что по своим боевым качествам и моральному состоянию эскадрилья пригодна к отправке на фронт.
 
                «НОРМАНДИЯ»  НА ФРОНТЕ

     22 марта 1943 г. французы перелетели на аэродром Полотняный Завод, что в 25 км от Калуги. «Нормандия» поступила в распоряжение командующего 1-й Воздушной армией Западного фронта генерал-лейтенанта С.А. Худякова. Официальной датой начала боевой деятельности «Нормандии» стало 26 марта 1943 г., когда лейтенанты Дюран и Дервиль вылетели на перехват немецкого разведчика, не позволив ему углубиться в советский тыл. Через несколько дней, прикрывая бомбардировщики Пе-2, «нормандцы» одержали свою первую победу, сбив два «фокке-вульфа».

    Эскадрилья понесла первые потери. Документы сбитых лётчиков попали к немецкому командованию, после чего фельдмаршал Кейтель подписал приказ, согласно которому «нормандцы» при пленении подлежали немедленному расстрелу. Опасности подвергались и семьи лётчиков. Так поступили с семьёй сбитого лётчика Ива Безьена. Арестовали и бросили в концлагерь отца, мать и обоих братьев. Выжил лишь младший брат.

    В середине апреля эскадрилья вошла в состав 303-й истребительной авиационной дивизии генерала Г.Н. Захарова, в которой и оставалась до конца войны. Во время сражения на Курской дуге «Нормандия», как и вся 303-я дивизия, была введена в бой 12 июля с началом советского контрнаступления. У эскадрильи было немало побед, но и потери она понесла большие. Советское командование отмечало, что, обладая отличной техникой пилотирования, французы стремились вести бой поодиночке, они говорили: каждый за себя, один Бог за всех и пренебрегали коллективной взаимовыручкой. Погиб командир Жан Тюлян, 35-летний потомственный авиатор, ветеран боёв в Ливии. Вместо него был назначен майор Пьер Пуйяд. Указом Президиума Верховного Совета СССР орденами Отечественной войны были награждены Тюлян и Литольф (посмертно), Дюран, Лефевр, Дюпра. В «Нормандию» прибывало новое пополнение. Началось переформирование эскадрильи в полк. Французы были переведены в тыл на аэродром Городечно. Здесь происходило становление новой авиачасти — 1-го отдельного истребительного авиаполка «Нормандия». В его состав вошли 4 эскадрильи. Командиром стал майор Пьер Пуйяд. Инженерно-технический состав и штаб полностью состояли из советских солдат, сержантов и офицеров. На вооружение полка поступили новые истребители Як-9.

    В последние дни августа 1943 г. «Нормандия» вернулась на фронт и приняла участие в Смоленской наступательной операции. Фронтовая жизнь приносила ей новые успехи и утраты. Всего с начала боевой работы французы записали на счёт полка 75 побед, в боях пали 16 человек, в строю осталось 25 пилотов. Французская военная миссия обратилась к советскому командованию с просьбой отвести полк на  зимние квартиры. В ноябре полк перебазировался в тыл, в район Тулы, временно войдя в состав Московской зоны ПВО.

    25 мая 1944 г. «Нормандия» вернулась в состав 303-й дивизии 1-й Воздушной армии. Снова боевые вылеты, участие в наступательной операции «Багратион». Полк прикрывал переправы через реку Неман. Вскоре французам предоставили отдых, во время которого они осваивали новую технику, так как 13 августа прямо с завода получили 20 самолётов Як-3. 28 ноября приказом Верховного Главнокомандующего полку, отличившемуся в боях при прорыве обороны немцев на  Немане, было присвоено наименование «Неманский». По французской традиции полк стали называть «Нормандия-Неман». Звания Героя Советского Союза были удостоены старшие лейтенанты Марсель Альбер и Ролан де ля Пуап. 9 декабря в Москве в Центральном Доме Красной Армии французским лётчикам вручил награды командующий ВВС главный маршал авиации А.А. Новиков, а присутствовавший на торжестве де Голль объявил, что все пилоты «Нормандии-Неман» стали кавалерами ордена Почётного легиона.  На фронте полк продолжал выполнять вылеты по прикрытию советских войск, перешедших границу Восточной Пруссии. Всего в течение 1944 г. полк находился на фронте 8 месяцев, за которые его лётчики совершили 3000 боевых вылетов, провели 78 боёв, сбили 126 самолётов противника. В декабре 1944 г. командиром  полка стал подполковник Луи Дельфино. 23 февраля 1945 г. московское радио передало Указ о награждении 44 французских офицеров «Нормандии-Неман» различными орденами, а самого полка орденом Красного Знамени.
 
    25 февраля французы перелетели на аэродром Фридланд под Кенигсбергом. Это место было связано с историей боевой славы Франции. Почти 138 лет тому назад Наполеон одержал здесь победу в войне 1805 - 1807 гг., разбив русскую армию во главе с графом Беннигсеном. 20 марта в расположение «Нормандии-Неман» прибыли генералы Пети, Захаров и Левандович. Состоялось торжественное построение, на котором полку вручили орден Красного Знамени, награды лётчикам и механикам. 9 апреля был освобождён Кенигсберг. Вылеты продолжались, но воздушный противник встречался всё реже и реже. Последний раз истребители «Нормандии-Неман» применили оружие в ходе Второй мировой войны 25 апреля. Это был налёт на Пиллау. В общей сложности за время пребывания на советско-германском фронте французские лётчики совершили 5240 боевых вылетов, уничтожив 273 вражеских самолёта. Полк потерял 45 лётчиков. День Победы «Нормандия-Неман» встретила на аэродроме в Эльбинге. Французы вместе с советскими однополчанами отметили его грандиозным празднованием. 1 июня «нормандцы» вылетели в Москву и праздновали Победу с москвичами. 4 июня вышел Указ о присвоении звания Героя Советского Союза старшим лейтенантам Марселю Лефевру (посмертно) и Жаку Андре. «Нормандия-Неман» начала готовиться к возвращению во Францию. Сталин решил сделать французам подарок, отправив полк на родину в полном вооружении. «Нормандцам» был передан 41 Як-3. 11 июня французский полк взял курс на запад, а 20 июня в Ле Бурже состоялась их грандиозная встреча, на которой присутствовал генерал де Голль.

                ПОСЛЕ  ПОБЕДЫ

    После окончания войны «нормандцы» в течение двух лет служили во Франции, летали на «яках», затем на «фокке-вульфах» и снова на «яках». Впоследствии, пересев на английские «Москито», летали в Марокко и Тунисе. С октября 1949 г. участвовали в боевых действиях во Вьетнаме, совершив за два года 4977 боевых вылетов. Затем была ещё одна «горячая точка» -  Алжир. Вернувшись во Францию в 1962 г., эскадрилья летала на всепогодных перехватчиках «Вотур»2N, а с 1973 г. - на истребителях «Мираж»F-1C. В 1992 г. «Нормандия-Неман» по случаю 50-летия части нанесла визит в Россию, побывав в нескольких городах, в том числе в Иваново.
 
    В 2006 г. в Париже на аэродроме Ле-Бурже президент России В.В. Путин и президент Франции Ж. Ширак открыли мемориал, посвящённый российско-французскому братству по оружию. В нескольких городах России, в том числе в Иваново, есть улицы, названные в честь  прославленной части.

    Попав под сокращение в 2009 г., «Нормандия-Неман» через два года была вновь развёрнута на авиабазе «Полковник Розанов» в Мон-де-Марсан, получив на вооружение новейшие истребители «Рафаль»F3. В сентябре 2012 г. во время пребывания  российской  делегации во главе с главнокомандующим ВВС во Франции на праздновании 70-летия эскадрильи была достигнута договорённость о проведении совместных учений с участием «Нормандии-Неман».

На фото: асы "Нормандии", октябрь 1943г. (Снимок из интернета)


                Р. Качев

                18.12.2012г.