Бабушка Жанылганым

Амина Укбасова
  Биография бабушки Жанылганым –это страничка истории нашего края. Она родилась в посёлке Лощина Житкурского района. По канцелярскому ли недогляду, или в силу необразованности родителей в свидетельстве о рождении нет ни числа, ни месяца, только 1935 год. Отец Абэль работал у бая, в годы колхозов-скотником. В 1943 году ушёл на фронт, в 1946 году вернулся без чинов, званий, но для семьи самая большая награда была, что он жив. В 1950 году отца не стало.


  У отца Абэля и матери Сарипы было две дочери: Улмекен и Жанылганым. Последняя в двенадцать лет пошла в школу, окончила три класса, за пятнадцать километров ходила на учебные занятия, если было поздно оставалась ночевать на квартире у знакомых или родных.


   Сколько себя помнит бабушка, семья всегда держала хозяйство, работали в колхозе, совхозе. Жили в посёлке Красная деревня. Взрослые были скотниками, табунщиками лошадей, пасли овец, коров.

 На каждой чабанской точке рыли колодцы. На это уходила неделя или десять дней. Выкапывали их колодезники. Искали по особым приметам или по интуиции возможное нахождение воды. Мастеру с помощниками привозили дерево крепкой породы для выкладки сруба колодца, необходимые инструменты. По мере выкапывания на глубину от 25 до 50 метров, излишки земли поднимались наверх. Дойдя до воды, сруб выкладывали внутри колодца и, подняв на определённую высоту, выводили края, то есть карниз колодца. Чабаны устанавливали на нём деревянный стояк, который прикреплялся к железному шарниру ролика. По нему шёл десяти-двенадцатиметровый трос, на одном его конце прикреплена ручка деревянной бадьи на шесть-восемь вёдер (или бурдюк-брезентовый мешок), а другой конец троса привязан к верблюду или быку. Кто-то из взрослых смотрел за тросом, чтобы он не слетел с ролика и направлял, придерживал бадью. Верблюда погонял кто-то из детей. Он вёл его задним шагом  в сторону   колодца. Трос спускал бадью в  воду, направляющий зачерпывал её, давал команду на подъём.


 Погонщик вёл верблюда вперёд, когда бадья оказывалась на уровне карниза колодца, направляющий давал команду остановки и, слегка подтянув бадью, выливал воду в жёлоб, прикреплённый под определённым углом к карнизу колодца. Вода наполняла деревянные многометровые корыта, откуда поили сначала коров, потом овец. После войны начали устанавливать скважины, насосы. Ручной труд автоматизировался.


   Отчётливо помнит бабушка Жанылганым, как ходили в хутор Пресный за белой глиной, которой белили дома, кошары. С детства мама Сарипа учила девочек вязать, шить, готовить, заниматься с пряжей. С молока снимали каймак, ставили в погреб, пахтали масло. Мясо солили, сушили, укладывали в холщёвые мешочки, раскладывали продукты на приспособленных полках. Ещё не по стаявшему снегу рыли погреб, на ночь оставляли открытым, днём закрывали.


   В годы войны мама с дочерьми вязала двупалые варежки при свете луны (лампу не зажигали, бомбардировок боялись). После сбора урожая, собирали оставшиеся колоски, сдавали в колхоз. Из десяти  один килограмм  отдавался семье. Через термен мололи муку, через дранку просеивали крупу.


    Праздники и обычаи в посёлке Красная деревня и для казахов, и для украинцев, проживавших здесь, были общими. «Курман-Байрам», «Ураза-айт», «Бет-ашар», «Ат коят», «Сау кесу», общие садака и, конечно, свадьба. Перед торжеством приглашались гости в дом невесты. Каждый шёл с подарком,  показывали и собирали невестин сундук (сандык салар). Самое счастливое событие для молодых родителей- рождение ребёнка. Когда ему исполнялось сорок дней, подстригали ногти, брили волосы. Бабушка с сумкой, наполненной чаем, конфетами убегала от догоняющего( ит жгырту). Затем чай пили с гостинцами.


   В 1953 году бабушка Жанылганым вышла замуж за односельчанина Мухтубаева Мутуна. Вырастили 6 детей: Ербола, Акслу, Ерсаина, Сагиру, Балзиру, Багилю. До пятого класса они учились в малокомплектной школе в Красной деревне, затем жили в интернате в Эльтоне. Дети определились, создали свои семьи. В 1980 году дедушку Мутуна парализовало. В 1985 году бабушка Жанылганым ушла на пенсию. Сейчас в кругу 19 внуков, 9 правнуков счастливо живут бабушка Жанылганым и дедушка Мутун. Мир их дому!