Письмо в Линген Анне Нойманн

Варвара Оленина
Четвертое декабря 1999 года. Весь день – хмарь, слякоть, лишь под вечер снежок немного прибрал дворы и тротуары, не прилегающие к большой трассе. Станция "Кропоткинская" – просторная, обычно безлюдная, но сегодня у каждой колонны застыл или переминается с ноги на ногу – ожидающий встречи... а, дождавшись, уже в паре или с целой группой быстрым шагом направляется к  выходу, что ведет к Храму Христа Спасителя.
                Сегодня праздник: Введение Богородицы во Храм. А в Музее Изящных Искусств – Декабрьский вечер "Се Человек".
                В программе – камерный оркестр "Musika Petropolitana"– Петербургский квинтет, в составе:
                Николай Насонов – флейта траверсо,
                Андрей Решетин – скрипка,
                Сергей Фильченко – скрипка, альт,
                Дмитрий Соколов – виолончель,
                Ирина Шнеерова – клавесин.
                В "Белом зале" – выставка деревянной скульптуры Северной Европы 16–17 веков из музеев Германии и Эрмитажа. Отточенность и утонченность, все великолепие Европейского Возрождения.
                В "Галерее" – Пермская деревянная скульптура середины 18-19 веков. Наивное, доверчивое восприятие мира и в его отображении – непосредственность примитива. У Ангелов и всех Святых, включая Апостолов и Христа. – лица народов Севера (коми, ханты)...
                Успеваю бегло посмотреть выставку. Звонок. Выхожу из галереи. Зал полон. Как всегда, создаются дополнительные ряды, для своих. Я – в первом из них, прямо перед сценой, среди приглашенных друзей музыкантов, хотя вижу их сегодня впервые. В программе – А.Корелли, Д.Скарлатти, Иоганн Себастьян Бах и неизвестные мне – И.Пахельбель, Х.Бибер, И.Гольдберг.
                Начинается концерт арией с вариациями для клавесина соло соль минор Иоганна Пахельбеля, немецкого композитора и органиста, как мне стало теперь известно, жившего во второй половине 17, начале 18 века в разные годы в Австрии и Германии.
 С 1692 по 1695 год он служил органистом в городе Гота, на что я, естественно, обращаю особое внимание...
                Ария для клавесина показалась мне скучноватой, звук инструмента – глухим... На клавесине – надпись: "Виртуозы Москвы", видимо, инструмент принадлежал им ранее. Клавесинистка – приятная молодая женщина в длинном, светлом, элегантном платье, с распущенными мелко вьющимися, зачесанными назад и будто приподнятыми волосами, выглядит современной, но – в гармонии с исполняемой старинной музыкой.
 За арией последовала соната да кьеза (церковная) для двух скрипок и басо континуо соль минор Арканджело Корелли, весь зал поначалу пассивных слушателей сразу перестал кашлять, скрипеть стульями.
               Мне трудно судить – музыка ли итальянца, мастера трио сонаты, главы кардинальской капеллы, Корелли (кстати, ровесника Пахельбеля) интереснее, богаче для восприятия, или даже нельзя и сравнивать звучание скрипок, виолончели с клавесинным, более однообразным, но не только я, весь зал заметно оживился (судя по направлению глаз и вытягивающимся профилям слева от меня) и замер, впитывая... внимая... Притягивала к сцене не только сама музыка, но и чисто внешняя зрительная манера игры.
 Особенно любопытно было наблюдать за ансамблем в целом, когда исполняли Скарлатти "Сонату для флейты, двух скрипок и бассо континуо", то есть, когда появился новый исполнитель – флейтист (он же, я думаю, руководитель всего коллектива). Флейта траверсо наверное означает поперечная, горизонтальная, по аналогии с понятием траверса в технике (пример, направление, перпендикулярное курсу корабля) в отличие от блок–флейты. Но флейта у Насонова деревянная, одноствольная, двух– или трехступенчатая. О ней мне обещали подробнее рассказать позже. Флейта и две скрипки на фоне баса и клавесина дают полное насыщение страждущему слуху...         
           Но я и слушаю... и вижу... зал и музыкантов. Попробую описать картину на сцене.
 Представь: скрипачи, стройные молодые, в черном до пояса и белых легких кофтах–рубашках со свободным рукавом и лифом, не только оживляют скрипку, но и сами, своими движениями, одновременно рисуют ту или иную музыкальную фразу. Их изгибающиеся фигуры, то приподнимающиеся на носки, то на шаг отступающие, то рвущиеся вперед – как два дерева, чуткие, под порывами ветра склоняющие или отводящие свои руки-ветви, головы... Все – порыв, извив, музыкальный танец. И в лицах, в страдании или в блаженстве – бесконечное движение чувства...
             Контрастом – бас, он лишь создает фон, continuo... Он в спокойном удивлении касается смычком струн своей виолы, чуть вскидывая голову, на акцентах слегка покачивая ею...
             Контраст излома чувства и в голосе скрипки, и в красивых слаженных движениях скрипачей – с иронической, игривой, спокойной уверенностью баса... и басиста, без возраста, в темной короткой бородке, с небольшими глазками, носом – картофелинкой, жидким хохолком на голове, а в целом – лица, очень к себе располагающего...
 Флейтист же, в очках, с густой, коротко стриженной бородой, высоким лбом и пышными черными волосами, забранными в хвост, что создает сходство с париком при косичке сзади... в белом блузоне, отличающимся от других кружевами на воротнике и манжетах... прямой, невысокого роста, как крепкий дубок средних лет, лишь иногда, в конце музыкальной фразы, делает легкие движения всем торсом или вытягивается в след звуку...
 У каждого музыканта свой рисунок – свой образ на сцене. Это так же интересно в данном случае, как и сама музыка.
              Всю программу описывать не буду. Скажу только, что меня поразило, сколько в старинной церковной музыке 17-18 веков и чувственности, и игривости одновременно.
 Можно сказать – гвоздем программы было исполнение сонаты для перестроенной скрипки и бассо континуо ре минор "Нисхождение Святого Духа" австрийского композитора конца 17 – начала 18 века Хайнриха Игнаца Франца Бибера. Бибер использует скорзатуру (для расширения диапазона, изменения тембра и силы звука), двойные ноты, а также другие приемы виртуозной скрипичной техники, и Андрей Решетин блестяще продемонстрировал свои виртуозные возможности, а может быть, и сама тема настолько увлекла зал, что почти все цветы, заранее приготовленные, достались этому скрипачу.
              На "бис" сыграли часть из Скарлатти. Уже после концерта случайно услышала, выходя из зала, что у ансамбля нет руководителя, что все его участники закончили Леинградскую консерваторию, что скрипач Решетин ранее выступал с Гребенщиковым, что в 90-ом году на конкурсе в Манчестере ансамбль, едва сформировавшись, сразу стал победителем, что позже несколько раз был награжден разными премиями вЗальцбурге и в Голландии, что услышанная нами программа в Музее была ансамблю навязана, а их собственная программа значительно интереснее…
              Вот и все, что хотела я рассказать... Ансамбль чаще выступает в Европе, чем в России, так что у вас есть возможность с ним встретиться.