I. Метафизический символизм Бу. I. 6

Сергей Гулевич
I.6. Пять уровней Бу.

Необходимо осознавать, что всё, о чём говорилось, т. е. о качествах Бу, различных путях и проявлениях находится как бы одно в другом, пронизывая и наполняя друг друга.

Следующим шагом будут представлены пять уровней Бу, которые также необходимо включить в общую схему, в общий контекст. Только в таком случае получится правильная, гармоничная, более или менее сбалансированная картина.

Определим эти уровни как Солдат (Хэйся ;;), Боец (Сэндзя ;;), Воин (Буси ;;), Мудрый (Хофу ;;), и Совершенномудрый (Мэйдзин  ;;).

Необходимо ввести качественное понимание этих уровней. Выберем шаблонную ситуацию и постараемся проиллюстрировать поведение, образ мысли и отношение к ней представителя каждого из пяти уровней.

Ситуация, обычная для февральской Одессы: человек выходит из дома, идет по улице, и на него с крыши неожиданно падает сосулька.

Итак, находясь на уровне Солдата, человек не может реагировать самостоятельно. Только если крикнуть ему: «Осторожно!, Берегись!», есть шанс избежать этой неприятности. Такова сущность Солдата - он руководим.

Боец, в отличие от Солдата, в той же ситуации сможет без посторонней помощи защитить себя. Он сам почувствует опасность и технично её устранит, так как уже обладает некоторыми знаниями и техническими навыками. Он более самостоятелен, нежели Солдат.

Воин поведет себя несколько иначе. Мало того, что он почувствует опасность, он к тому же определит направление агрессии, её качество, и вовремя предпримет адекватное действие, т. е. сделав полшага в сторону, либо замедлив на мгновение своё движение, он избежит попадания в опасную зону. После чего пойдёт дальше, куда шёл.

Первые три уровня - Солдат, Боец, Воин - напрямую можно соотнести с понятиями, рассматриваемыми в Кэн-но Сан Ё - Ги, Дзюцу, Ряку - соответственно.

Ги, как понятие технической базы; Дзюцу - возможность её применения и использования; Ряку - стратегическое решение задачи.

В классическом Бу-До и Бу-Дзюцу они соотносятся с понятиями Сёдэн, Чудэн, Окудэн, Кайдэн и Содэн. Они не совсем сходятся с оговоренными выше уровнями, но смысл приблизительно тот же.

В той же ситуации с сосулькой, Мудрец, выходя из дома, интуитивно знает, что в этом месте в это время будет какая-то агрессия. Пойдя другой дорогой, он заведомо избегает опасности.

Совершенномудрый, выходя из дома, интуитивно знает, что там, на краю крыши висит сосулька, которая скоро должна упасть. Он поднимется на крышу, уберет сосульку и пойдет себе дальше, обезопасив тем самым себя и других, т. е. тут налицо проявление Добродетельности, Гуманности и Заботы о всех живых существах.

Опять же, нужно понимать, что «чистых» уровней практически не существует. Они даны как некие ориентиры, благодаря которым появляется возможность определить свой статус на Пути Бу. К тому же, первые три уровня, т. е. Солдат, Боец и Воин являются не стабильными ориентирами в контексте временного континуума. Это зависит от многих причин: от душевного состояния, физического тонуса, состояния здоровья, времени суток, времени года, сосредоточенности либо рассеянности внимания в тот момент и т. д. Однако, присутствие таких ориентиров весьма желательно.

В качестве примера можно провести аналогию с оценкой технического уровня адептов той или иной школы. Наличие черного пояса (1-го Дана) у учеников в пределах одной школы не является свидетельством того, что техническая подготовленность у них будет совершенно одинаковая. В пределах одного уровня (Кю или Дана) всегда есть те, чье мастерство гораздо выше, чем у остальных. Сдача экзаменов, получение очередного пояса – это всего лишь та условная формальность, которая помогает адепту более или менее объективно себя оценивать на Пути Бу-До или Бу-Дзюцу.

Мудрец и Совершенномудрый, хотя и являются условными категориями, однако они более стабильны во времени, так как здесь намного глубже задействован духовный мир индивида. Здесь шкала ценностей имеет уже более объемную, более многогранную конфигурацию. Решений в контексте одной и той же проблемы может быть великое множество, и все они будут верными лишь по своей сути, а не по форме.