Где сидел Иуда на Тайной вечере?

Андрей Дятлов 2
 Если это понять, то становится очевидным: «предатель» был не предателем, а «доверенным лицом» Христа
В истории нас пленяют тысячи сюжетов. Но уже двадцать веков ни один из них не завораживает, как несколько дней в истории человечества - дни распятия и воскрешения Иисуса Христа. Мы находим в Евангелии трагедию и радость, верность и предательство, жестокость и смирение. Перечитывая эту книгу, мы иногда, как зернышки, вдруг выклевываем из ее строк совершенно неожиданные жемчужинки, которые заставляют нас удивиться и по-другому взглянуть на события и людей, о которых рассказывает великая книга.
Есть много намеков на то, что Иуда, предавший (если верить каноническим Евангелиям) Христа, был для Иисуса не просто одним из апостолов, а даже и наоборот - одним из любимейших учеников. Возможно, даже более любимым, нежели Иоанн, Павел и Петр.
Во всяком случае у многих литераторов мы читаем версии о том, что Иуда не предатель, а наоборот - единственный человек, который исполнил волю Христа (а значит, волю Божью), предавая учителя. Потому что без этого предательства не могло быть ни распятия, ни искупления наших грехов: кто-то должен был «запустить механизм» этого искупления по воле Божьей.
И вот, если внимательно читать Евангелие, а особенно описание Тайной вечери, вдруг абсолютно наглядно открывается простая вещь (только не падайте в обморок): Иуда был не просто учеником, а любимейшим учеником Христа, и доверить «предательство» Иисус мог только ему.
И об этом говорит, как во многих исторических расследованиях, обыкновенное описание жизни и быта в те далекие времена.
В частности, вечерней трапезы с приглашением друзей или учеников.
Давайте быка - за рога. Всем известная «Тайная вечеря» да Винчи - чистый вымысел. Во всяком случае то, как ее изобразил гений. Дело в том, что так сидеть за столом могли только современники этого самого гения.
В Иудее времен Христа даже в зажиточном доме (а Христос собрался с учениками именно в таком - там было два этажа, иначе невозможно объяснить застолье в «горней» (верхней) комнате), так вот, даже в зажиточном доме мебели было очень мало.
В обычном доме иудеи ели, как на столе, на сундуке, служившем заодно и хранилищем ценностей. Были низкие стульчики. Но их было очень мало, и представить себе, что в скромном доме обнаружилось сразу 13 штук (12 апостолов и Христос), невозможно. Это немыслимая роскошь. Значит, их заменяли ковры, подушки, валики.
Во всяком случае в римской традиции тех лет во время пиров гости располагались на коврах или низких лежанках, укладываясь на левый бок, чтобы правой рукой брать яства.
Древние римляне не только на общих пирушках или званых ужинах ели лежа, но, например, в повседневной жизни так же читали и писали. Стульями пользовались: хозяин при приеме визитеров в своем кабинете (на богатых виллах), женщины, больные и те, кому стул нужен был при какой-то работе.
Для званых вечерних ужинов невысокие лежанки для мужчин - клине - римляне заимствовали у греков. Лежанки расставляли по три в виде буквы «П» вокруг «трапезы» - небольшого столика (слово и сам предмет греческого происхождения).
Почти так же было и у древних иудеев периода римского владычества. Изначально евреи ели, сидя у стола на низких стульчиках, но потом и к ним пришел «римский», а скорее греческий обычай трапезничать возлежа.
Итак, где же возлежал Иуда?
В Евангелиях сказано по-разному.
Вот у Луки (22:21):
«Но посмотрите! Рука того, кто предаст Меня на одном столе с Моей».
То есть Иуда ест как минимум за одним столом с Иисусом.
Но апостолов было двенадцать. И могли быть два варианта: общий большой стол, что трудно представить в иудейском доме тех лет. Или несколько небольших столов, делящих ужинающих на группы.
Марк (14:20) сужает это пространство:
«Один из двенадцати, макающий хлеб в ОДНО БЛЮДО со Мною».
То же и у Матфея (26:23):
«Меня предаст человек, опустивший руку в ОДНО БЛЮДО со мной».
Ага! Иуда не только возлежит за одним столом с Христом, но и возлежит рядом с ним или напротив него: он свободно дотягивается до блюда, стоящего перед Христом, хозяином вечери (в блюде обычно соус, в который макают хлеб и мясо). Именно дотягивается, потому что во время трапезы никто не вставал со своих лежанок и не подходил к столу с общим блюдом, все-таки не шведский стол.
То есть Иуда возлежал бок о бок с Христом или напротив него. Длина руки у нас - примерно 70 сантиметров.
Почему это так важно?
Потому что в любом застолье соблюдалась четкая иерархия. Рядом с главой застолья (или хозяином дома) располагались два самых дорогих и почетных гостя - справа и слева. Иногда еще один почетный гость возлежал напротив хозяина (там, где на схеме обозначен проход для прислужника). Но это бывало редко. И получалось, что главное блюдо, поставленное перед хозяином, могли достать рукой только два (или три) особо дорогих гостя. Но никак не двенадцать человек.
Если принять гипотезу о том, что любимым учеником Христа был Иоанн (то есть одно место подле учителя занято), то второе остается только Иуде, который мог спокойно обмакнуть хлеб в одно блюдо с Иисусом.
Значит, этот «предатель» был Христом очень уважаем и приближен. Что, впрочем, вытекает и из того, что Иуда в общине апостолов носил денежный ящик, то есть был казначеем, министром финансов этой организации.
И теперь - главная интрига: почему Иисус, точно зная, что именно Иуда его должен предать, сажает его, как обычно, обок себя, за главный стол?
И было ли это вообще предательство, если Христос так вот запросто сообщил об этом за столом, где сидели, кроме Иуды, еще 11 человек, способных растерзать любого, кто покусился бы на жизнь их учителя? Ведь отважился же Петр броситься за Христа на храмовую стражу с мечом во время ареста Иисуса в Гефсимании!
Но это совсем другая история.