О литературе и литературщине

Эдуард Тубакин
   Прежде договоримся о терминах. Вот несколько, на мой взгляд, наиболее точно передающих суть рассматриваемых явлений.

   Итак, литература это -

1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений.
Толковый словарь Ожегова.
2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова.
Толковый словарь Ефремовой.

   Литературщина это -
1. Плохой вкус в литературе, выражающийся в вычурности стиля, в отсутствии простоты и художественной правды.
Толковый словарь Ожегова.
2. Отсутствие литературного вкуса проявляется в вычурности слога, в пристрастии к шаблонам в образах и речи при тривиальном содержании.
Большой толковый словарь русского языка. 1-е издание: Спб.: Норинт.

   Теперь позволю себе дополнить и расширить эти понятия. Часто бойкость пера и дешевую популярность принимают за профессионализм и талант пишущего. Точнее, бойкость пера очень хорошо имитирует профессионализм, дешевая популярность - талант. Они есть основные характеристики литературщины. Ибо очень трудно распознать автора, в полной мере, а иногда и в совершенстве владеющего литературными приемами в составлении связных абзацев, наработавшего стиль, словарный запас, передающего письмом информацию в интересной форме, которую путают с оригинальностью и самобытностью.

   Литературщика подводит "чутье". За красивым фасадом из фраз скрываются конъюнктурные, сиюминутные заметки. Жанровыми произведениями назвать их трудно. Ведь они не имеют художественной ценности, познавательного и общественного значения тоже. И наоборот, за простым, рубленным слогом прячут текст, претендующий на классику, выражающий вечные темы: сыновью преданность, дочернюю неблагодарность, самопожертвование, любовь к Родине, Богу, семье, родственникам, друзьям, жене, любовнице и животным. Список можно продолжать до бесконечности. Автор старается, пишет сердцем, стремится донести сермяжную правду с лапотным уклоном. Делится опасениями, пристрастиями, увлечениями, трагедиями, победами глобального и локального характера. В текстах могут присутствовать каламбуры, выдаваемые за афоризмы, примитивное философствование, укрытое флером религиозных и умозрительных идей. Громоздятся заумные эпиграфы, цитируется Святое Писание, высказывания любимых писателей, поэтов и музыкантов. Часто пропагандируются и популяризируются научные знания, изречения знаменитостей, что само по себе не плохо, но отсутствие чувства меры не позволяет отнести подобные конгломераты из букв к литературным. Подводит язык. Несмотря на кажущуюся простоту и ясность, он содержит многочисленные канцеляризмы, штампы, заезженные обороты речи и фразеологизмы. Стиль напоминает газетный, отдает официозом. Читатели женского пола над такими прозаическими провалами плачут и обнимаются, мужчины грустнеют и пьют горькую. Другой тип литературщика пытается писать непонятно, называя свое творчество экспериментальным. Кажется открывателем стиля, жанра, лексики. Автору возразить трудно. Предмета для дискуссии нет. Приходится только догадываться по косвенным признакам (тональным, смысловым, образным) о чем идет речь.
   Остается надеятся: взыскательный вкус читателей и критиков, а также время отбракуют подделки, оставят потомкам истинно художественные литературные произведения.

  ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ!