Усушка и утруска

Валерий Федин
                В. ФЕДИН   

                УСУШКА И УТРУСКА
                из сб. БРАКОНЬЕРЫ ОЗЕРНЫЕ               

   Лично мне рыбалка в Подмосковье нравится. Многие говорят, что в Подмосковье рыбы нет, что если она где чудом сохранилась, то идиоты-любители избаловали ее чудовищными порциями прикорма, и она брезгливо отворачивается от обычного червяка на крючке. Да и рек-то в Подмосковье почти не осталось, говорят такие пессимисты.
   Насчет рек они правы, с реками в Подмосковье не все благополучно. Те вонючие сточные канавы, которые кое-где здесь еще уцелели, можно назвать реками только из чувства местного квасного патриотизма. Когда я слышу или читаю в наших СМИ восторженные дифирамбы чудесной природе Подмосковья, мне так и хочется взять этих сладкоголосых болтунов за шиворот и сунуть их головой в то, что здесь называется реками. Очень интересно, сколько они после этого проживут?
   И все-таки мне рыбалка в Подмосковье нравится. Особенно если рядом есть хороший напарник Вроде моей супруги Валентины Николаевны. Пока ждешь, когда поплавок проявит признаки клева, можно обсудить любые проблемы, и даже кое-какие мировые. Это примерно как у алкашей: неважно, что пить, неважно, где пить, главное – рассудительная, уважительная беседа.
   В тот раз Валентина Николаевна возмущалась лукавством наших торгашей.
   - Раньше сахар фасовался по килограмму. Берешь пакет и точно знаешь, что там килограмм. А теперь пачке то килограмм, то девятьсот граммов, то вовсе восемьсот. А цена растет и растет.
   - А ты не пробовала взвешивать пакет? – скромно поинтересовался я.
   - Еще чего!? Что я, - крохобор? – возмутилась супруга.
   - Что ты, что ты!? – в испуге замахал свободной рукой. – Как можно? Просто в торговле есть законная усушка и утруска. Сыпучие продукты могут просыпаться через упаковку, - вот тебе утруска. А если в них есть влага, - они усыхают. У них специальные норму на усушку и утруску.   
   - Подумаешь, три грамма, - фыркнула супруга.
Я не стал возражать, - это довольно опасное занятие, - а подумал и спросил:
   - Вот посчитай в уме. Ты купила сто кг огурцов. В свежих огурцах содержание влаги 98%. Они у тебя полежали некоторое время и подсохли. Влаги в них осталось 96%. Как по-твоему, сколько теперь весят твои огурцы?
   - 98 кг, - без раздумывания ответила Валентина Николаевна.
Я театрально рассмеялся.
   - 98! – уже с некоторой запальчивостью повторила супруга. – В ста килограммах было 98 килограммов влаги. Осталось 96. То есть, испарилось 2 килограмма воды. Осталось 98 кг подсохших огурцов.
   - Увы, - снисходительно усмехнулся я. – Это обычная ошибка торопливых людей. Думать надо!
   А сколько, по-твоему?
   - Давай решать вместе. У тебя 100 кг огурцов с влагой 98%. Ты решаешь задачу, исходя из переменной - из влаги. А надо решать, исходя из постоянной величины. Что у нас постоянная величина? Сухое вещество. В твоих свежих огурцах всего 2 кг сухого вещества, 2% на сто килограммов. После усушки в огурцах осталось 96% воды. А сухого вещества остались те же 2 кг. Согласна?
   - Ну, допустим, - с сомнением протянула супруга.
    - Но теперь эти два кг сухого вещества составляют от общего веса подсохших огурцов уже 4%. В подсохших огурцах теперь 96 % воды и  4% сухого вещества. Согласна? А теперь составляем пропорцию, как в четвертом класса. 4% сухого вещества составляют 2 кг. А сколько составляют 100%? Посчитай.
   Супруга подумала несколько секунд и с негодованием закричала:
   - Ну, этого не может быть!
   - У тебя получилось, - предельно вежливо поинтересовался я, - что при потере 2% воды огурцы теперь стали весить всего 50 кг?
   - Не может быть! - уверенно повторила супруга.
   - Увы, может. Огурцы потеряли в весе всего 2% влаги, а весить стали вместо 100 кг всего 50 кг. Закон арифметики. Против арифметики не попрешь.
   - Это не арифметика! Это черт знает что!
    - Это великий закон торговли, - усушка. Ни один академик не сможет возражать против арифметики.
У меня, наконец, дрогнул поплавок, и я торопливо закончил увлекательный разговор:
   - Про утруску я тебе потом расскажу. У меня клюет.
Поплавок дрогнул еще раз и  опять надолго застыл. Супруга задумчиво проговорила:
   - Представляю, как обрадовался самый первый еврей, когда вывел этот закон. – Она изобразила еврея: - Сара! Теперь мы богатые! У нас усушка!