Экзамен по беллетристике

Валерий Заикин
                ЭКЗАМЕН по "БЕЛЛЕТРИСТИКЕ".   

   Судьба преподнесла мне огромный подарок, украшающий жизнь Пожилого Человека: два самых близких студенческих друга живут в каком-то часе езды на автобусе от меня…    И, хотя мы встречаемся не часто, наши встречи превращаются в праздник!
  Последний раз праздник нам устроил четвертый наш друг, так сказать, «Д,Артаньян», приехав к нам из Бостона на встречу к "трем мушкетерам" !
  Мы сразу «помолодели», сбросив полсотни лет, и превратившись в студентов Одесского Политеха, образца  1954-59 годов!  Хохмы, подначки, восклицания, смех, воспоминания! Вова приволок альбом, долго рассматривали фото тех лет, одно нас привело в восторг: вся наша группа Э-33 вышагивает на первомайском параде под громадным портретом Лазаря Моисеевича Кагановича! «Наш человек в Политбюро!» - ухмыльнулись мы…
 Спели хором неувядаемое:
                В первые минуты Бог создал институты.
                И Адам студентом первым был!
                Адам был парень смелый, ухаживал за Евой,
                И Бог его стипендии лишил!
                От Евы и Адама пошел народ упрямый,
                Пошел неунывающий народ!
                Студент бывает весел от сессии до сессии,
                А сессии всего два раза в год!
  Но возраст, таки, проявился: пошли байки про болячки! Вовка пожаловался на память… Мама родная, это Вовка-то! Да у него была память феноменальная: он мог, один раз прочитав страницу учебника, воспроизвести его, буквально, дословно, и не просто, а с комментариями, с развитием мысли, анализом формул! Сдавать экзамены с такой памятью было плевым делом! Это мы с Генкой заталкивали знания в бедную голову , чуть ли,  не кулаками, сутками сидя над конспектами перед экзаменом! А Вовка  был гений!
  «А десять факторов, обусловивших победу советского народа над фашистской Германией» помнишь?» - спросил я.
  Вовка глянул на меня с удивлением, задумался, и вдруг сказал: «А знаешь, помню!!!» И мы расхохотались!

  С этими «Факторами» у меня история была…
  Из всех предметов на курсе самыми ненавистными для меня были те, которые я называл «Беллетристикой»… Всякие «Измы», идеологическая жвачка, которой нас пичкали, воспитывая в нас высокий идеологический дух и преданность Партии… И не потому, что я был какой-нибудь, как позже стали говорить, «Диссидент»!  Просто, лекции по этим предметам вызывали у меня дикую скуку, и. по большей части, я их прогуливал, просиживая над журналами в институтской библиотеке. Но на семинарах я показывал «блестящие знания», благодаря хорошо подвешенному языку, и преподаватели спускали мне эти пропуски…
  Но однажды случился казус!
  Я оказался не в курсе, что на кафедре ОМЛ ( Основы марксизма- ленинизма) появился новый преподаватель, причем, с амбициями, желающий сразу себя заявить. Он начал с дисциплины: требовал абсолютного внимания, проводил переклички после каждого перерыва, одним словом, получил прозвище «Гад» ( Фамилия у него была – Погадовский)…
   Ничего не подозревая, я , пропустив несколько лекций, подошел к концу одной из них, и в дверях аудитории, лицом к лицу, столкнулся  с этим самым «Гадом».
   «Вы куда?» - вдруг спросил он.
  «В аудиторию!» - спокойно ответил я.
  «А вы кто?»
  «Студент этой группы.»
  «Что-то я вас на занятиях не видел!»
  «Не может быть! Я их не пропускаю!»
  «Интересно!» - язвительно сказал он, - « А как ваша фамилия?»
  «Заикин»
  Видимо, он в списках встречал эту фамилию, но на перекличке за меня кто-нибудь откликался, среди девяноста человек потока уследить было трудно…
 «Ладно, Заикин!» - сказал Погадовский, - «Встретимся на экзаменах!»
  И  в интонации его голоса были какие-то нехорошие нотки!
  Я немедленно навел о нем справки у Мишки Пери, дружбана моего, самого дисциплинированного парня на потоке. Занятий не пропускавшего никогда!  Мы с ним снимали одну комнату с первых же дней учебы, и не один пуд соли съели вместе!
 «Это такой педант!» - сказал Перя, - «Он материал дает, раскладывая все по полочкам: первое, второе, третье! И говорит, что на экзаменах будет требовать такой же порядок!»
      Я почувствовал недоброе! Видимо, от него одной трепотней не отделаться!
 Лекции стал посещать, взял у Пери конспекты по пропущенным, и напряг все свои мозги, чтобы удержать все эти « первое, второе, третье..» в бедной своей головушке!
  Особенно  тяжело мне давались «Десять факторов, обусловивших …», и так далее, я уже упоминал название этой темы. У меня было ощущение, что эти «Факторы» отчаянно сопротивляются  расположению в извилинах моего головного мозга, зубрежка не была в моих правилах, но нужно было считаться с характером угрозы со стороны будущего экзаменатора, желавшего нарушить мое победное шествие по ступеням «Беллетристики»!
И я вновь и вновь повторял: «Первое… Второе… Десятое…»
  И вот наступил день экзамена… Вооруженный шпаргалками (А какже!), и при полном отсутствии веры в себя, я выбрал время для себя где-то в середине потока сдающих, полагая, что «Гад» подустанет, и выйдет подышать свежим воздухом, и мне удастся проскользнуть мимо него! Не тут-то было! Время шло, но перерыва не было!
  Деваться было некуда, я вошел в аудиторию и взял билет. Вопросы были несложные, я заметил, что освободился ассистент, и вызвался отвечать без подготовки. Но Погадовский разгадал мой маневр! « Заикин!» - воскликнул он, - «Вы первый, кто готов без обдумывания, я хотел бы послушать!!»  И подпер подбородок рукой, вперив в меня взгляд.
  Я сел перед экзаменационным столом, кашлянул, и начал: «Вопрос первый…» Нет, не зря я так тщательно прорабатывал Мишкины конспекты! Речь моя потекла широкой плавной рекой! Я не торопился, вкладывал в свой голос пафос и елей, благо материал благоприятствовал этому, но всем существом готовился к той «подлянке», которую, я был уверен, была в кармане у «Гада»… И когда я закончил ответ по билету, и внутренне напрягся, ожидая услышать что-то особенное, Погадовский встал, прошелся вдоль стола и, повернувшись ко мне лицом,  произнес:  « Хочу задать вам, Заикин, дополнительный вопрос из того материала, на лекции по которому вы, это я точно знаю, отсутствовали! Каковы «Факторы, которые обусловили…»
  Ну, вы поняли!  Во мне бушевало ликование!  Набрав в легкие воздуха, я торжественным голосом диктора московского радио начал: «Первое!», и уверенно добравшись до десятого, мысленно произнес: «Бурные и долго не смолкающие аплодисменты!»
 Возникла пауза…
Неожиданно Погадовский улыбнулся и сказал: « Ну, Заикин!» Потом повторил: «Ну, Заикин!» И закончил: « Молодец!»
 
Я вас заинтриговал, а?  Вам, наверное, очень интересно было бы узнать, а каковы, действительно, эти десять факторов, решивших исход Великой Отечественной войны!
Войдите в Гугл и поищите! Я же, как только вышел из аудитории с зачеткой в руке, тут же их выбросил из ячеек памяти, причем, напрочь! Нужно было освободить голову для следующего экзамена!
 А фактор, на мой взгляд, был один - НАРОД!
                *                *                *