Интервью с Лидией Гржибовской

Попова Марина
Лидия ГРЖИБОВСКАЯ: "Я счастью душу распахнула.."

 
- Тебя ждут большие трудности! Люди в ответ на твое добро будут подозревать тебя, и видеть лишь корысть во всех твоих добрых делах!

Помни, что Господь в твоем Сердце пребудет всегда! А мы, все Силы света, будем сопровождать тебя во всех твоих добрых делах! Светлые мысли и дела – станут лучшей твоей защитой! - так напутствовали воина света, отправляя на Землю...

- И родилась добрая девочка, которая распахнула свое Сердце и душу людям. И прошла земную жизнь ни разу не сбившись со своего светлого пути!

И эту удивительную женщину нам с вами посчастливилось встретить на нашем сайте Парнас.

Принимайте, дорогие друзья, всеми любимую поэтессу, добрейшей души женщину,  которой благодарен каждый парнасовец за её заботу и внимание Лидию Гржибовскую!

Интервью ведет писатель, художник Марина Попова.

- Рада приветствовать Вас, уважаемая Лидия, на Парнасе!
Спасибо, что откликнулись на приглашение!

Уважаемая Лидия, большая часть Вашей жизни протекала в СССР. Расскажите, пожалуйста, о себе. (М.П.)

 
- Здравствуйте, дорогие читатели!

Я в поэтессы не стремлюсь,
Просто строки из души летят,
Я их записывать не ленюсь,
Такими, как в душе звенят...(Л.Грж.)

- Я родилась на Урале, и сколько себя помню, всегда была окружена хорошими друзьями. Мне было всё интересно. Я ходила в цирковую студию, занималась антиподом. Антипод – вращение ногами различных предметов. Ходила в школу бальных танцев. Была октябрёнком, пионеркой, звеньевой и председателем совета отряда и дружины, комсоргом и секретарём комсомольской организации школы. Участвовала в соревнованиях на приз газеты «Заря Урала» по летним и зимним видам спорта. Играла в футбол и хоккей, стояла на воротах. (Л.Грж.)

 
- Похоже, жизнь в детстве и юности у Вас была богата впечатлениями. (М.П.)
 
- Да, до семнадцати лет у меня была бурная и интересная жизнь!
Но всё когда-то заканчивается и куда-то уходит. На смену идёт взрослая жизнь, которая иногда меняет все наши планы и мечтания…
После операции на ноге, меня родители перевезли в Краснодарский край, где у меня началась другая жизнь, но не менее интересная. (Л.Грж.)
 
- Уважаемая Лидия, можно узнать, кто Вы по специальности? Нравилась ли вам Ваша профессия?
 
- Поступила в вечерний техникум лёгкой промышленности на вечерний факультет, и пошла работать на швейную фабрику. Вначале была простой  швеёй мотористкой, но не любила сидеть на одном месте, бегала по разным операциям, училась всему. И дошла до начальника цеха. (Л.Грж.)
Но в душе хранила мечту о работе в школе, с детьми. Окончив заочно КУбГУ я пришла в школу. И попала в свою стихию! И двадцать четыре года радовалась каждому дню общения с детьми, пока по решению врачей меня «не списали» из моего прекрасного праздничного мира. (Л.Грж.)

- Двадцать четыре года счастья! Как написал Томас Эдвард Лоуренс в своей книге Семь столпов мудрости:
- Мечтают все: но не одинаково. Те, кто по ночам грезит на пыльных чердаках своего ума, просыпаются днём и обнаруживают, что всё это было тщетой; но те, кто мечтает днём, опасные люди, ибо они могут проживать свою мечту с открытыми глазами, воплощая её. 
Значит вы, Лидия, относитесь к тем людям, что проживают свою мечту с открытыми глазами...
Как часто в жизни встречаются отемненные недовольством лица людей. А оно так разрушительно для здоровья человека!
Склонна считать, что счастье и недовольство – плоды нашего воображения. Мне близки мысли Ивана Ефремова в его произведении Лезвие бритвы:
- Счастье не ищут, как золото или выигрыш. Его создают сами те, у кого хватает сил, знания и любви.
Радуюсь за вас, Лидия, что Вы сумели воплотить свою мечту в жизнь!
И как часто бывает в жизни, что для одного человека есть несчастье, для другого – светлая мечта! В годы Великой Отечественной  войны люди довольствовались самым малым... и умели быть счастливыми, радуясь победам нашего народа.
Уважаемая Лидия, Вы много пишете о войне. (М.П.)

- Учась в школе я очень любила ходить в библиотеку, для меня это был храм – царства книг. Любила расставлять книги по полочкам, и конечно же читать стихи! Неплохо декламировала. И на всех вечерах и праздниках что-нибудь читала. Особенно мне удавалась военная тематика. Я видела реакцию ветеранов и слёзы на их глазах, мне хотелось всегда обнять их и утешить, чтобы они не плакали…
Сейчас, когда я знаю о войне достаточно много, и о жизни моей мамы в годы войны, и о том как воевала баба Соня на фронте, эта тема затрагивает мою душу ещё больше. (Л.Грж.)

- Лидия, Вы помните своё первое стихотворение? (М.П.)

- Первое стихотворение… оно родилось, как и у большинства девчонок, в пору влюблённости, да ещё безответной, да ещё в мальчика старше меня на два года… И запомнилось на всю жизнь только потому, что почти каждый вечер я шептала его, как молитву:

Ты меня не любишь…, ну и пусть,
Я об этом вовсе не жалею,
Лишь ночами наплывает грусть,
Лишь ночами сердцем я болею…

Это с ней сидишь по вечерам,
В парке на скамеечке, укромной,
Только раз тебя я повстречала,
Одного, без той девчонки модной…

Я в тебя влюбилась давно,
Ты же ходишь и меня не замечаешь,
Иль тебе быть может всё равно,
С кем ты зорьку алую встречаешь…
Сейчас вспоминаю и улыбаюсь этим строкам. Детство оно так прекрасно!   (Л.Грж.)
 
- Вы с одинаковой легкостью слагаете стихи и создаете рассказы. Что вам больше по душе? (М.П.)

- Я даже и не знаю, как это получается, откуда и как всё приходит. Иногда перечитывая написанное, мне не верится, что это сочинила я. Да и поэтом я себя не считаю, я просто человек, который пишет рифмованными строками.
Я себя поэтом не считаю,
просто рифмой говорю,
Я свои творения слагаю,
и друзьям своим дарю...
***
На бумаге строчки отражаются,
Буковки-крючочки ох как маются,
Исстрадалось сердце, изболелося,
Почему же душеньке не пелося....
Хочется сказать словами-строчками,
Всех осыпать добрыми цветочками,
Подарить в стихах немножко счастья,
Оградить друзей от горя-несчастья! (Л.Грж.)

- Здесь так кстати высказывание Фаины Георгиевны Раневской:
«Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.»...
Существует мнение, что писать на волнующие темы является своего рода спекуляцией этих тем. Ваше мнение? (М.П.)


- Я никогда не стремилась завлечь читателей волнующей темой. Да и вообще я пишу то, что диктует душа, а иногда она у нас и волнуется, отсюда и темы не всегда радостные. Так, например, в прозе на осенний конкурс «ОСЕНЬ! Я БУДУ ХОДИТЬ!», образ Алины был позаимствован с девушки, с которой я проходила курс химиотерапии. Я наблюдала за ней. Девятого мая она впервые сделала свой первый шаг после парализации обеих ног, а уже в сентябре она ходила только с палочкой! Я брала с неё пример стойкости. Это наша жизнь диктует нам всем волнующие темы. (Л.Грж.)

- Уважаемая Лидия, создается впечатление, что доброта - корабль, на котором Вы плывете по жизненному морю. Вы от ума создаете светлые произведения, или иначе не можете? (М.П.)

- Каждый человек с годами меняется, но чем больнее меня била жизнь, тем добрее я становилась, и это замечали мои друзья, удивляясь и не понимая, почему я не злюсь и не кричу в ответ…
Думаю, что каждый человек, перенёсший две клинические смерти... начинает ценить каждую секундочку жизни и дорожить ей.
В произведении «ДУША ЖИВЁТ, А ТЕЛО УМИРАЕТ» я описала все свои ощущения в момент моей операции. И теперь в этом я и признаюсь…

Если чувствую я,
     что в человеке душа живёт,
То душенька моя -
     ликует и песенки поёт!
Если чувствую я,
     что зла в человеке так много,
Мне с ним не по пути -
     другая у меня дорога....
И Вас друзья прошу -
     Вы злую душу обходите,
Жалейте душеньку свою
     и злом дурным не бередите...
В этих строках я вся и есть…  (Л.Грж.)

- В древнейших текстах на Санскрите читала схожие слова – Благословляйте встречу с добрым человеком и избегайте общения со злым!
В Мире сейчас так много всего, мягко говоря, плохого. Как вы считаете, Лидия, должны ли авторы каким-то образом реагировать на происходящее? Должна ли у авторов быть гражданская позиция?
Помните слова Николая Алексеевича Некрасова:
Ах, будет с нас купцов, кадетов
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан! (М.П.)


- Читая стихи и прозу многих авторов нашего сайта, можно понять, что их душам не безразлично то, что сейчас творится в окружающем нас мире. Мне   понравилось стихотворение автора Василия Терехина «Реплика»:

Не "Обезображенные" интеллектом лица
Мелькают часто на экранах теле.
И хочется сквозь землю провалиться!
Конечно, мы не этого хотели...
Но помним. Многие
                восторженно визжали,
Чертя историю вновь с чистого листа,
Когда, задрав штанишки, побежали
Сдавать Страны Советов паспорта!

А что теперь? - Такая наша доля:
Трудов бездарных жалкие плоды
Сжинать, надеясь, что Господня воля
Спасёт нас снова от большой беды...
*******
Моим ответом стали вот эти строки:

Благослови нас Боже на добрые дела,
Чтобы Святая Вера в душе у нас жила,
Благослови нас Господи, на сердца доброту,
Пусть Надежда и Любовь, заполнят пустоту...
А слова Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, /Но гражданином быть обязан» актуальны и в наши дни. (Л.Грж.)
 
- Принимали ли Вы, Лидия, участие в конкурсах, если да, то в каких? (М.П.)


- Считая свои произведения всего лишь строчками моей души, я всегда стеснялась выставлять их напоказ. Единственный раз меня уговорили съездить на фестиваль поэзии который проходил в Сочи, от общества инвалидов, где я получила свой первый диплом. Поселившись на нашем доброжелательном сайте Парнас я вроде как осмелела, и теперь участвую в конкурсах, получаю дипломы… Люблю читать конкурсные работы. Люблю вести конкурсы, выдавать дипломы, и радуюсь, радуюсь победам авторов!!! (Л.Грж.)

 - Ваши стихи и проза проникнуты большим уважением и благодарностью к своей маме. Какую роль она сыграла в вашем становлении как поэта, писателя? (М.П.)


- Мама! Мамы всегда играют большую роль в нашей жизни. Но, увы, моя мама не сыграла роли в моём становлении, но я ей благодарна за то, что она мне подарила жизнь!
Нас у мамы трое, я младшая. Мы рано остались без папы, и все тяготы и заботы о нас легли на мамочкины плечи. Она работала на двух работах для того, чтобы мы жили в более или менее каком-то достатке. Мама это прекрасный пример для всех стойкости и работоспособности. (Л.Грж.)

 
- Полагаю, большое счастье для человека, когда его мать остается на всю жизнь самым близким другом. (М.П.)


- Да, мамочкины ласковые руки, её нежный голос, любовь к нам, детям, всё это и есть купание в материнской любви. И то, что сейчас, моя мама, которой восемьдесят шесть лет, живёт со мной, это не случайно, так должно было быть и так есть. Я возвращаю её любовь, берегу каждую минутку, стараюсь отдать ей всю душу и тепло. И считаю, что это естественно.
Мамуля со мной «ходит» по страничкам сайта, мы с ней читаем, обсуждаем произведения авторов. Иногда печалимся, порой плачем, но больше радуемся. Пусть она будет со мной подольше. От того, возможно, и рождаются тёплые строки о маме. Она мой самый главный судья и ценитель.

- О, Мама, чудное творенье,
От Бога данное судьбой,
Всё понимаешь без сомненья,
Тепло и радостно с тобой!
Меня ты нежно обнимаешь,
И в тихой осенней ночи,
Лишь много здоровья желаешь,
Пред огнём зажженной свечи...
Тебя я нежно обнимаю,
На ушко я Люблю шепчу,
От жизни ты устала, знаю...
Но рядом с тобой я лечу...
Лечу, раскинув крылья-руки,
Ты даришь радость и тепло...
И все мои страданья, муки,
Воспринимаю я легко!
Живи моя родная дольше,
Мне радость счастия дари!
Нет ничего на свете горше,
Чем потерять родник твоей любви!  (Л.Грж.)

- Лидочка, в вашей семье есть ещё поэты или писатели? Расскажите, пожалуйста, о своей семье, если можно. (М.П.)

- Я живу в двадцати шести километрах от города Краснодара, в красивом посёлке городского типа под названием Афипский. Семья у меня дружная. В доме нас живёт шесть человек: моя мамочка, я, моя дочь, зять и двое внуков.  Недалеко от нас живёт и мой сын со своей семьей. На все праздники, торжества, да и просто посиделки в выходные дни, мы собираемся всей семьёй. Всегда    интересно и весело проводим время отдыха.
Моя семья – это мои плечики, на которые я всегда могу опереться в трудную минуту. Нет, в моей семье я единственное «отклонение» от нормы (улыбается).
Я свою Питерскую родню не знаю. Возможно, были по папиной линии. Дедушка: Гржибовский Антон Иванович и бабушка: Гржибовская Юзефа Францевна работали в газете «Ленинградская правда». Их арестовали в 1937 году. Дедушку расстреляли 21 января 1938 года. А вот о бабушке ещё документы не рассекречены, поэтому о ней я ничего не знаю. Допускаю, что и у них были поэтические склонности. (Л.Грж.)

- Каждому автору Вы дарите именные открытки. Это такой большой труд! Вы их создаете сами? Это же работа дизайнера! (М.П.)


- В моей семье с уважением относятся к моей любви – к моему дорогому сайту Парнас, поэтому все всегда в курсе того что у меня здесь и как. Моя дочь Наташа занимается фотошопом, и для всех конкурсов дипломы делает она. Всех авторов доченька считает творческими людьми, поэтому и дипломы делает согласно теме конкурса. Все элементарные картинки мне подписывают внуки Соня и Женя в «пинте». Ролики и плэйкасты освоила самостоятельно. (Л.Грж.)

- У такой разносторонней личности вполне могут быть ещё какие-то любимые занятия, увлечения.(М.П.)

 
- В связи с тем, что я сейчас веду «домашний» образ жизни, то моим хобби стал компьютер, и мой любимый сайт Парнас. Я, как модератор, с большим удовольствием встречаю вновь прибывших авторов, с удовольствием дарю им подарки, и в сообщениях посылаю небольшой путеводитель по сайту… Много увлечений, которыми я занималась раньше, но увы, в настоящее время мне здоровье не позволяет осуществлять все желания души.  (Л.Грж.)

- Лидочка, Вы учились в музыкальной школе? Слушала песни в вашем исполнении. (М.П.)

- К сожалению, мне не довелось учиться в музыкальной школе. Все песни, что я сочиняю и пою, пришли откуда-то свыше, причём моментально, и записаны они с разбегу, пока в голове вертелась мелодия .
Мне нотный ряд не поддаётся.
Память моя далеко ушла...
Но из души-то песня льётся,
О жизни, что так хороша,

И я упрямо струны мучаю,
Себе твержу, что научусь,
Девчонкой я была везучею,
Без гитары спою свою грусть....

Поэтому прошу авторов простить меня за некоторую шероховатость в исполнении…
Мне хотелось бы выразить свою огромную благодарность: Евгению Никитину, Сергею Морозову, Виктору Панову, Фархату Саитову, за то, что в моих стихах они рассмотрели мелодию моей души, и написали прекрасные песни. (Л.Грж.)
 
- В жизни практически каждого человека случаются встречи с людьми, которые оставляют яркий след в сердце, в судьбе. А у Вас, Лидия, были такие встречи? (М.П.)
 
- Когда мне исполнилось тринадцать лет, мама вновь вышла замуж за доброго и прекрасного человека, сыгравшего в моей жизни не только роль отца, но и добрейшего дедушки. Это был головастый и рукастый человек, никогда не сидевший без дела. Он и меня, и моих детей обучал всему, что умел сам. И я  благодарна судьбе, что он был в моей жизни и помог мне стать такой, какая я есть сейчас.
Его уже нет, но память в моей душе и в сердцах моих детей будет храниться всегда.
В моей жизни огромную роль сыграла Мостовая Софья Константиновна. Эту женщину я могу по праву назвать моей второй мамой. Так случилось, что в 1972 году мои родители уехали жить в Ростов, а я уже замужняя, но молодая и дурная, осталась жить с мужем в нашем доме… И кто как не мама должна подсказывать как быть в затруднительных семейных передрягах… Но мама далеко, вот бабушка Соня, учитель начальных классов от Бога, стала моим прекраснейшим наставником, учителем моей жизни. Она дала мне возможность получить высшее образование. С моими детьми возилась, считая их своими внуками,  отдавая своё тепло души и всю свою любовь!
В честь неё мы назвали одну из внучек Сонечкой. Дети бабушки Сони (двойняшки) погибли в войну под бомбёжкой, она до дома не успела добежать, то есть практически на её глазах. Она сразу же ушла на фронт, где была ранена, а уже это ранение сказалось на том, что более детей у неё не было. Все её медали и ордена хранятся в нашем семейном архиве, мы часто их достаём и внуки знают историю каждой медали.  (Л.Грж.)
 
- Вспомнились любимые с детства строки из стихотворения ленинградской поэтессы Полины Кагановой "Мой сын":
...Мне кажется, что сердце холодело,
Как с фабрики бежала я домой
В тот день, когда от черного обстрела...
Погиб мой сын, погиб ребенок мой.

Остались в памяти - изломанная рама,
Обломки стульев и осколки ваз
И теплое, святое слово "мама",
Услышанное мной в последний раз.

И всё... Ни боль, ни горечь, ни усталость
Меня не позовут теперь домой.
И я ушла на фронт, на грозный бой
За город, где тоска моя осталась,
За город, где погиб ребенок мой.

- Можно, Лидия, пару слов о Ваших друзьях. (М.П.)

- Друзей у меня много, но друзей для души и сердца двое, это семейная пара, Олюшка и Саша. Олюшка пришла к нам в школу после окончания университета, и как когда-то меня бабушка Соня окружила теплом и вниманием, так и я Олечку стала опекать. Мы с 1981 года с ними неразлучны, везде вместе, и в горе, и в радости поддерживаем друг друга. Хотелось бы пожелать всем людям таких прекрасных друзей души! (Л.Грж.)
 
- Мой традиционный вопрос - Зачем человек творит? (М.П.)

- Потребность творить в нас заложена с рождения. И у каждого задатки разные, одни пишут прозу, другие стихи, третьи – рисуют, но каждый человек в этой работе находит всё, что дано ему Богом и для души. Таких как я, на Стихире, многие авторы называют графоманами, но мы творим для своей души, и не жалуемся…

Я - графоман! Что в том плохого,
Кому же я мешаю жить?
И рифма пусть моя не нова...
Легко по жизни с ней мне плыть...

Я - графоман! И это счастье!
Ваять с утра, иль вечерком...
Обходят душу все ненастья,
И меньше думаешь о том....

Что убегает жизни речка,
И ты у краешка стоишь,
Здоровье плавится, как свечка...
Ночами от тоски не спишь...

Я - графоман! Зовусь по праву,
И графоманом кто-то должен быть,
Я не ищу большую славу
Со "строчками" мне так спокойно жить! (Л.Грж.)
 
- Вы верите, в победу добра на Земле? (М.П.)

- Возможно, кто-то посмеётся над моим ответом, но я оптимист по натуре, и я верю, что добрых и отзывчивых людей намного больше, чем мы порой считаем. Мне везло на людей с добрыми сердцами. У меня есть верные друзья с которыми я дружу более тридцати лет.

                Да, я верю, что добро ПОБЕДИТ!
***
Будьте добрее милые люди,
К душам, истерзанным судьбой,
Мир светлее и ярче будет,
Сохраняя счастье и покой -
                Души чужой!  (Л.Грж.)
 
- У Вас есть мечты, которыми Вы хотели бы поделиться с читателями? (М.П.)


- У меня одна мечта: чтобы не было войн на Земле, чтобы люди были добрее, берегли друг друга, помогали друг другу в трудную минуту, ценили то, что дано нам Богом. Берегли и Природу, она нам многое прощает, но в последнее время и она бунтует природными катаклизмами…

Пока живу – я буду жить,
Людям добро души дарить,
Отдавать частичку тепла,
Чтобы радость дольше жила...  (Л.Грж.)

- Уважаемая Лидия, спасибо Вам большое, что согласились принять участие в беседе, уделив нам так много своего драгоценного времени! О чем бы Вам хотелось сказать на прощание своим читателям, слушателям? (М.П.)

- Счастлив тот, кто покоя не знает,
Ошибаясь, стремится вперёд...
Человек этот - счастье познает,
Дорогу свою - всегда найдёт!

Господь ВСЕГДА благословит!
Надеждой новой окрылит!
До той поры, покуда - живы!
Будьте люди - все счастливы!

Я благодарна судьбе, что я нечаянно натолкнулась на прекрасный сайт, мой милый, дорогой Парнас! Я пришла сюда, когда сайту было всего девять дней отроду, и осталась здесь, на всю свою оставшуюся жизнь... Он даровал мне радость новых встреч, общение с новыми авторами! В мои трудные минуты он, родник тепла и душевности, поддерживал меня морально! Со многими авторами я «встречаюсь» не только на страничках сайта, или в личной переписке ведём общение, но мы ещё и переговариваемся по скайпу, узнавая друг друга лучше.
Спасибо мои милые Администраторы, Вы создали прекраснейший сайт, где мы отдыхаем душой, радуемся новым победам авторов, участвуем в конкурсах, а все это можно назвать, одним словом ЖИЗНЬ! (Л.Грж.)

- Мне остается присоединиться ко всем благодарностям Лидии Гржибовской и добавить большое спасибо Лидии за мудрость и искренние ответы!

Благодарю и всех читателей за внимание! Хочется верить, что вам с нами было интересно.

Всех вам благ, дорогие друзья!

Беседу вела Попова Марина.