Они сошлись. Волна и камень...

Спекулянтка Ру
                Они сошлись. Волна и камень,
                Стихи и проза, лед и пламень
                Не столь различны меж собой.
                Сперва взаимной разнотой...
                А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»


Идем по Шамординскому женскому монастырю, восстановление которого идет полным ходом, но много уже  сделано, есть, что посмотреть. Мы с подругой приехали сюда с экскурсией, немного отстали от группы. Останавливаемся перед совсем небольшой иконой на свежеоштукатуренной стене. Икона современная,  вышита мельчайшим речным жемчугом.
Работа такого потрясающего мастерства, что просто не оторвать глаз.
Группа ушла дальше, а мы не можем отойти, молчим...
Потом, не сговариваясь, поворачиваемся друг к другу и одновремено, в один голос, почти выдыхаем: 
Я: "Какое же блаженство заниматься такой работой!"
Она: "Какая же пытка заниматься такой работой!"
Мы рассмеялись и пошли догонять группу.

А я в который раз подумала, какие же мы разные с моей лучшей подругой и одноклассницей Ниной. Ну почти ни в чем  наши мнения не сходятся никогда.
Почему же мы дружим уже 65 лет? Почему не разбежались еще в школе?
Что такое бывает между друзьями, очень непохожими?

У нас ситуация была совсем не та, что у Онегина с Ленским, когда два ни в чем не похожих человека подружились, за неимением выбора, от скуки.
Для непохожести нашей, которая по мере нашего взросления только увеличивалась, казалось, не было никаких оснований.
Учились мы обе хорошо, Нина закончила школу с серебряной медалью, я,естественно, с золотой.
Семьи наши по социальному статусу были очень близки. Ее мама - препод английского в нашем педе,  папа - инженер; моя мама - врач, папа - тоже инженер. Тогда мы не слышали об  IQ, уверена теперь, по этой характеристике мы тоже не сильно отличаемся. Читали мы одни и те же книги и толстые журналы, все тогда много читали, были общие интересы и темы для разговоров. Но всегда, всю жизнь мы о чем-то спорили...
Теперь, мягко говоря, повзрослев, уже не спорим, а спокойно обсуждаем.

Более непохожих подружек трудно себе представить.
Меня всегда ставили в пример,как надо себя вести, а Нину соответственно - как не надо.
Это я все к тому, что у нас было очень много общего изначально, вроде бы. Но  это не сделало нас не только одинаковыми, даже похожими. Если меня, с моим ослиным упрямством, всезнайством и самоуверенностью, маме приходилось постоянно одергивать, чтобы не заносило на поворотах, что стало хорошим уроком на всю жизнь, то нининой маме приходилось прилагать много усилий, чтобы вселить в нее веру в себя, не уверенность даже. Старания ее мамы превзошли все ожидания и мы в свои 10 лет, к моменту нашего знакомства, по этому признаку уже совсем не отличались.
Мы обе не лезли за словом в карман, обе были абсолютно уверены, что мы самые умные, только я была уверена молча, а моя подруга громко, у нее с тормозами было похуже. Я это объясняю тем, что моя самоуверенность была врожденной, для меня естествнной, а для Нины результатом усилий и она каждый раз радовалась достигнутому.

А дело вот, в чем. Моя подруга родилась с некоторым отклонением от нормы, можно сказать, с уродством. Большой, указательный и средний пальцы на ногах и руках оказались сросшимися вместе. Когда мы познакомились, пальцы в результате не очень простых операций были разъединены и имели не только не красивый вид, но и не все позволяли делать. Писать она, конечно, умела, почерк был ужасный, почти такой же как у меня, я до сих пор с трудом читаю свои рукописи:).

Такая вот родилась дочка у двух очень серьезных образованных родителей, к тому времени уже имевших красавчика-вундеркинда сына 5-ти лет. Образованная мама, к тому же работавшая со студентами, очень хорошо понимала, какие проблемы ждут ее дочь в жизни, сколько хлебнет она от окружения, если не сможет за себя постоять.

Решение было абсолютно правильным, можно сказать, единственно верным - Нина должна быть лучше других, быть уверенной в этом. Во всем быть лучшим человек не может, это понятно, пусть в чем-то.
В 5-ом классе у нас начался английский, Нина его уже знала так, что умудрялась поправлять нашу старенькую учительницу, делала она это, по случаю врожденных проблем с тормозами, с непосредственностью человека, почувствовавшего уверенность в себе, без комплексов.
Учителей напрягало такое поведение моей подруги,они ставили меня в пример всему классу, заслуженно:).

Но нинина мама считала, что школьных успехов недостаточно и наняла дочери учительницу по игре на пианино, инструмент уже был куплен. Не знаю уж, что было при этом главным мотивом - просто физическая тренировка изувеченных пальцев или дополнительное основание для того, чтобы выделиться среди других.
Возможно еще, что и какие-то музыкальные данные были замечены. Так получилось, что мы с сестрой(все мы учились в одном классе) тоже захотели приобщиться к музыкальной культуре, Нина предложила нам давать азы музыкальной грамоты, мы ходили к ней после уроков. Надо отдать должное моей подруге, она очень старалась передать нам хоть частичку полученных знаний. И мы в свою очередь очень старались, но скоро поняли, что усилия наши тщетны, убеждали одноклассницу, что все бесполезно, у нас просто нет слуха. В ответ Нина проигрывала какую-нибудь знакомую мелодию и предлагала найти ошибку, мы, не веря собственным ушам, ошибку находили, а подруга говорила, что вот это и есть свидетельство наличия слуха, только нужно больше усилий.

Моя сестра решила, что с нее достаточно и этих усилий, перестала ходить, занялась фигурным катанием.
А я с ослиным упрямством продолжала какое-то время заниматься, не могла поверить, что я чего-то не смогу, если очень захочу. Потом и я сдалась, и в свободное от чтения время занималась любимым шитьем и вязанием, что было совершенно непостижимо для моей подруги, как для меня музыка...

А Нина так с домашней учительницей и получила образование в объеме музыкальной школы, закончила институт нефти и газа, всю жизнь проработала в Коми геологом,стала интереснейшим человеком, сильным, уверенным в себе. Заслугу ее мамы просто невозможно переоценить. Музыкантом ее дочь не стала, но с музыкой не расставалась никогда. В нашем городе постоянно гастролируют многочисленные музыкальные коллективы, серьезные оркестры, Нина не пропускает ничего, иногда ей удается затащить на аркане мужа, очень редко меня.

Только уже много пожив, я поняла, что далеко не все доступно человеку, у каждого есть от природы что-то свое, это свое родители должны заметить в ребенке и всеми средствами развивать.
Ремесленничество можно в себе развить в результате упорных стараний, но оно не доставит той радости, которую получает тот, рядом с тобой, кто с этим призванием родился.
Не надо насильно заставлять себя, а тем более, своих детей делать что-то такое, к чему тебя природа совсем не предназначила. Стоит найти хоть маленькую свою нотку в душе. Не всех природа наделяет талантами, даже просто способностями к чему-то. В этом случае это надо понять, признать и научиться делать какую-то нужную другим работу максимально хорошо. Другого пути нет.

Нашей дружбе уже несколько десятилетий,  мы так и остались разными, вечно о чем-то споря или молча не соглашаясь.
Мы не спешим менять своих убеждений, понимая, что, практически, это и невозможно, мы признаём право другого на свое убеждение, с нашим не совпадающее.
Когда наши мнения сходятся, мы смеемся от неожиданности, так редко это бывает.
Разговоры про одну правду считаю просто устаревшим догматом, если не демагогией.
Правды, по крайней мере, две, если очень грубо.
Давно поняла, что спорить имеет смысл только с единомышленниками или по близким позициям. Если вообще речь идет о серьёзных людях и вещах.

65 лет дружбы с близким человеком, на меня абсолютно не похожим, убедили меня в том, что такая дружба не только возможна, но может быть и очень интересной.
О возможности просто нормального общения между разными людьми даже не говорю. Было бы желание сторон...


Фото автора. Карпаты. Манявский водопад.