Записки огородника. Мобильный огород

Елена Зарядова
       Этим способом пользуюсь давно,он мне нравится и думаю,что пригодится всем,у кого маленькие участки земли.
       А началось всё от излишков рассады кабачков и патиссонов. Встал вопрос - куда её посадить? Все гряды заняты. На одних растут многолетники,на других уже посажены огородные культуры,на третьих - луковичные цветы: тюльпаны,нарциссы,лилии. Я стояла в середине огорода и оглядывала свои угодья - свободными были только крайние межи - границы с соседними участками,цементные дорожки около фундамента дома и поверхность тюльпанных гряд,к этому времени у луковичных частично отмерла часть стеблей и листьев.
       И тут мой взгляд упал  на груду чёрных,пластмассовых,решетчатых ящичков,размером 40*30*20см.,что были составлены друг на друга у стены сарая. А что если посадить в них? А их уже можно будет поставить - у дома,у сарая,у забора и можно попробовать поставить их на поверхность тюльпанных гряд.
       Я решилась,и работа закипела. Вложила в ящички прохудившиеся большие пакеты майки,дополнительно проделав в днище ещё пару-тройку дырок,для стока лишней воды,и приступила к засыпке. Кроме пакетов в ход пошли старые тряпки и газетные пласты - их ставила к боковым стенкам ящичков,чтобы можно было засыпать земли повыше. Газеты прекрасно держали борта и их хватило на один сезон,пока росли культуры высаженные в ящиках.
       Отдельный вопрос - что засыпать в ящички? Лишней плодородной земли нет,из гряд не возьмёшь. В ход пошло всё - на дно мелкие камешки,битый кирпич и щепки. На них немного провяленных на солнце сорняков от прополки и уже потом кубики дёрна,нарезанных с крайней межи,землёй наверх,ну и чуточку земельки с подчищенных лопатой,проходов - это чтобы засыпать щели между дёрном.   
       Вот такой слоёный пирожок!
       Меня конечно одолевали сомнения,как себя будут чувствовать растения? Но это всё же лучше,чем просто взять и выбросить рассаду кабачков в компостную кучу. А она такая крепкая,хорошая,рука не поднимется её уничтожить.
       Я подготовила в этот день первые десять ящичков. У каждого,из них,сделала в центре ямку,вывалила из стаканчиков по одному растению,обжимая цилиндр корня рукой,подгребла земли,полила и замульчировала верхний слой грунта опилками,чтобы не испарялась влага.
       По очереди,на тачке,вывезла ящички в огород и расставила их на грядке с посадками тюльпанов и нарциссов,в шахматном порядке,в 20 см.,от углов ящиков. Мужу дала команду,чтобы он привёз таких ящиков ещё. У нас,в нашем городе,такие ящики можно найти на рынках и у магазинов.
       За три дня я высадила всю свою лишнюю рассаду,выставив ящики везде,где было мало-мальское свободное местечко - и у дома,и у сарая,у забора и на грядах с тюльпанами.
       И если вдруг мне мешал какой нибудь из этих ящиков,то я его перевозила на тачке,на другое место. А за способность двигать их с места на место,я окрестила этот метод - "Мобильный огород".
       Рассаду высаживала в ящички 25,26,27 июня и уже через месяц сорвала первый плод. Растения развивались нормально,я их ничем не подкармливала,считаю,что ничуть не хуже,чем на обычных грядках.
       Осенью распотрошила ящики,чтобы посмотреть отработанный грунт,он переплетён корнями кабачков,часть закладки разложилась,часть нет. Я рассортировала их содержимое: перегной - в гряды,камни и щепки - ссыпала в вёдра,потом использовала их на следующий год.
       Луковицам тюльпанов и нарциссов,стоящие на грядах ящики,вреда не причинили,они цвели на будущий год,как обычно.
      
       На другой год,в эти ящики я высадила огурцы и томаты,с новым наполнением - пластами дёрна,только камни и щепки использовала прошлогодние.
       Для огурцов и томатов сделала опору,вбив в землю колья,на них прибила бруски,сделав Пэ-образную перголу,сразу для нескольких ящиков. Колья вбивала в землю,рядом с ящиками,и только в крайней меже - границе соседних участков. К этим перголам подвязала огурцы,чтобы плети не валялись в проходах.
       В тюльпанных грядках огурцы стелились и росли куда хотели.
       У дома и у сарая - огурцы росли тоже вертикально. Тут я аккуратно забила в обшивку дома два гвоздя,накрутила на них толстую проволоку,из конца в конец,и уже к ней подвязывала растения огурцов или томатов. Со стороны смотрелось очень красиво,создавалось впечатление живой,вьющейся изгороди или же огромной беседки увитой,как бы "виноградной лозой". А осенью,убрав ящики,подмела мусор и с помощью щётки,сполоснула цементную дорожку около фундамента дома.
      
       Этим "Мобильным" способом пользуюсь много лет,он меня очень выручает и отказываться от него не собираюсь.
       А если,где-то в городе,вижу бесхозные пластмассовые ящички,я их прихватываю и везу к себе на участок. А если часть из них ломается,то я их не выкидываю,а ремонтирую,стягиваю проволокой трещины и опять сажаю в них кабачки,только в этом случае,сразу на постоянное место,где он не будет мне мешаться.
      Кстати - у заборов,у стен домов и сараев - огурчики и кабачки растут превосходно и грязи совсем нет. Здесь они защищены от ветра,есть опора и в тоже время укрывают собой не очень приглядные стены. Могут закрыть компостники или иные некрасивые места.
      А у кого нет огорода и есть только балкон,то для вас это просто находка. Вы можете сделать на нём мини-мобильный,свой собственный,оазис огородных культур.
      
      От вас - растениям необходим только полив в засушливую погоду.
      А от погоды - солнце и тепло!

      Обильных вам урожаев!

09.02.2012.