Пcихотерапия в намазе

Марат Спартакович Муратов
                Предисловие к первому изданию

          Работа посвящена самой актуальной проблеме-защите психического здоровья.
          В настояшее время в психологии,психиатрии и других науках о человеке признана биопсихосоциальная модель человека,в которой нравственности и духовности придается ведущее значение.Приведеие под контроль нравственных норм всех форм поведения и видов деятельности является единственным способом для восстановления единства в душе человека и обществе.
          В работе проводятся параллели между религиозными представлениями и обрядами и психотерапевтическими техниками.
          Восстанавливается единство медицины и религии на смысловом и методическом уровнях,что отражает единство мира и всего,что в нем происходит.
          Работа представляет интерес для психотерапевтов и религиозных деятелей,гигиенистов и соотечественников,пропагандирующих здоровый образ жизни.
          Рекомендуется к продолжению исследования и публикации.
5.11.04
                Карпов А.М.
                Зав.кафедрой психиатрии,наркологии и психотерапии КГМА,
                доктор медицинских наук,профессор.


         Во имя Аллаха,Милостивого,Милосердного!

I. Введение
Мы живём в стране,в которой ежегодно заканчивают жизнь самоубийством около
70 000 человек , в которой за последние 5 лет рост психических заболеваний соста-
вил 30 %,в которой за те же 5 лет на 17 % выросло количество рождённых слабоумными детей. Помимо этого,алкоголизация и наркотизация населения России достигла небывалого размаха . Ежегодная смертность от алкоголизации в России –около 400 000 человек.60 –70 тысяч ежегодных смертей происходит от отравления различными веществами,принимаемыми с целью опьянения,а также от сопуствующих опьянению причин ( травмы,утопление ).60-70 % убитых в России находились в состоянии опьянения,а 77% российских убийц во время совершения ими убийства были пьяны.
Естественная убыль населения (т.е превышение смертности над рождаемостью) составляет около 1 млн. человек в год.Такая « естественная »убыль населения больше всего напоминает потери в войне.
Для сравнения:боевые потери Российской империи в Первой мировой войне 1914-1918 годов составили 8 млн. человек,то есть в среднем по 2 миллиона в год.Получается,что в мирное время Россия теряет населения «всего» в два раза меньше,чем во время участия её в таком мировом побоище,в котором широко применялось даже химическое оружие.
Хотя,если считать наркотики и алкоголь химическим оружием(каковым они,в общем-то,и являются)то для уничтожения населения России они применяются с большим успехом.Одних только наркоманов в России сейчас насчитывается 2 миллиона.
Для сравнения-это больше,чем численность всей армии,которая была у Советского Союза в последние годы его существования.
ВИЧ-инфицированных в России-около 500 тысяч(а ВИЧ-инфекция в России сейчас в большинстве является прямым следствием наркомании).При нынешнем уровне медицины эти люди уже практически обречены на смерть…
В результате таких прямо-таки убийственных процессов продолжительность жизни мужчин в России в 2002 году–в среднем 56 лет.Такая продолжительность жизни более характерна для отсталой африканской страны,да ещё такой,где идёт непрекращающаяся гражданская война,чем для «развитой европейской страны,живущей в мирное время» какой принято считать сегодняшнюю Россию.
По прогнозам аналитиков,если такие темпы смертности будут и дальше продолжаться , к 2050 году население России сократится наполовину,а к 2080 году должно вообще изчезнуть.
Так как же спасти нас и наш народ?Можно ли найти пути спасения?А может
быть,и не надо искать?Может быть,уже есть рецепт выживания,только мы о нём забыли ? Насчитывает же история одного только татарского народа,живущего в Поволжье(центральная часть России) уже более 1100 лет и бед таких в ней не описывается.По моему мнению,главная причина такого благополучия татарского народа – Ислам,и о механизмах благотворного воздействия Ислама на людей пойдёт рассказ в этой работе.

II. Основная часть
Сказано в Коране-Священной Книге Аллаха:


«Хвала Аллаху , который ниспослал своему рабу Писание и не допустил в нём неправды, и сделал его правильным , чтобы предостеречь неверующих от тяжких
мучений от Него и сообщить верующим , совершающим праведные дела , благую
весть о том , что им уготована прекрасная награда , в которой они пребудут вечно». (сура «Аль Кахф»,1-3 )
«Аллах - покровитель тех,которые уверовали .Он выводит их из мраков к свету … ». (сура «Аль–Бакара»-257 )
Как видно из этих аятов , Всевышний Аллах ниспослал Своё слово,Священный Коран, через лучшего из людей,Пророка Мухаммеда(с.г.в.)для того, чтобы сделать верующих счастливыми,обрадовать их,вывести к свету,поставив на правильный путь развития.
Есть выражение:«Аллах поместил счастье двух миров(дунья вэ ахират)-в Исламе».
То есть,Ислам–это тот путь,идя по которому,человек может обрести подлинное счастье . Мы знаем,что слово «Ислам» имеет общий корень со словом «Салям»,которое означает в переводе с арабского языка«мир».Ещё одно значение слова «Ислам»-это «покорность Богу».Исходя из этого перевода становится ясно,что Ислам –это путь обретения душевного мира через покорность Аллаху,Свят Он и Велик .
Таким образом, мусульманин (в переводе с арабского-«человек, приняв-
ший Ислам »),следуя по пути, указанному Аллахом в Коране и Сунне(пример про-
рока Мухаммеда,да благословит Его Аллах), обретает главную ценность – душевный покой.
В то же время,обретение человеком душевного покоя ставит себе целью
психотерапия – одна из самых современных и бурно развивающихся направлений
медицины XX-XXI веков.
Слово « Психотерапия » состоит из двух греческих слов: psycho –душа и
therapia – лечение.Таким образом,психотерапия–это «лечение души».Задача психотерапии –лечение психических (т.е.душевных ) расстройств немедикаментозными, психологическими методами .
Вот здесь мы понимаем сходство целей, задач и направлений работы Ислама и психотерапии – упорядочение душевного состояния и лечение душевных расстройств без применения лекарств, операций и каких – либо других инструментальных воздействий.
Только - слово и внушение.Так работает психотерапевт,так же работает и мусульманин. Но главное отличие в том,что психотерапевт работает с другими людьми путями и способами,которым он научился в течение 20-летнего образования ( весьма дорогостоящего и достаточно серьёзного).При этом психотерапевт берёт с пациентов приличную плату,поскольку проведение психотерапии-процесс весьма энергоёмкий для самого психотерапевта и требует индивидуального(как сейчас любят говорить-«эксклюзивного»)подхода и внимательного отношения к каждому больному.
А мусульманин(в большинстве случаев)работает сам над собой-путями и способами,которым его научил Сам Всевышний Аллах через Коран
и Сунну.Причём абсолютно бесплатно.
Надо только уверовать во Всемогущего Творца, Милосердного Аллаха и повиноваться Его приказам.А это и есть Иман (в переводе с арабского- вера).

Вера(Иман) как первый столп Ислама и её значение для здоровья человека.

Как известно,Ислам состоит из пяти столпов . Посланник Аллаха ( с.г.в.) говорил :
« Ислам стоит на пяти столпах:
1.Свидетельство того,что нет бога , кроме Аллаха и Мухаммад – посланник Аллаха,
2.Выстаивании намаза,
3.Выплате закята,
4.В посте в месяц Рамазан,
5.В совершении Хаджа(паломничество в Мекку)-хотя бы раз в жизни для тех,у кого есть такая возможность»
( хадис от Абдуллаха ибн Умара,сборник Муслим )
Таким образом,Иман подразумевает сознательное признание Аллаха своим
Господам и признание Мухаммада (с.г.в.) посланником ,через которого был ниспослан Коран (теория) и показана Сунна ( практика ) Ислама.
Хотелось бы остановиться лишь на одном аспекте веры – она даёт человеку правильное понимание смысла жизни. Незнание и непонимание смысла жизни многие учёные – психиатры,такие как В.М. Мясищев, Франк и другие считали главной причиной возникновения неврозов , так называемых « пограничных психических расстройств». Главное отличие неврозов от других заболеваний-при неврозах нет поражения внутренних органов человека.А главная причина возникновения неврозов чисто «душевная» – этакий «беспорядок в мыслях»,который происходит от непонимания своего места
в этой жизни и смысла самой жизни человека.
Верующий же,читая Коран , находит в нём такие аяты:
«Благословен Тот(Аллах ),в Руках Которого Власть и Он над всякой вещью властен.Который (Аллах) сотворил смерть и
жизнь для того,чтобы испытать,кто из вас лучше по вашим делам,и Он –Великий,
Прощающий».
(сура « Аль- Мульк », 1-2)
Исходя из этих аятов мусульманин понимает очень важн вещи:
Смерть и жизнь – это лишь испытания, созданные Аллахом для людей.
А любое испытание , как мы знаем – временное . Т.е. всё это пройдёт , а за ним поступит Вечность, в который место человека будет определено по его делам.
Испытание под словом « жизнь » проводится с целью определить,кто же луч-
ший из людей , кто из них достоин лучшего места в Вечности ( Ахирате ) то есть
Рая, а кто – худшего,т.е Ада.
Такое понимание смысла жизни буквально « расставляет всё по своим местам »:
есть Аллах –Он Главный,после Него примером для подражания является Пророк Мухаммед(да благословит Его Аллах).Надо выполнять то,что Приказано
Аллахом,и избегать того,что Он запретил.И тогда можно надеяться,что Аллах простит нам наши мелкие прегрешения – ведь «Он(Аллах) –Великий и Прощающий»…
Кроме того,понимание временности жизненных испытаний придаёт силы верующему , направляет его энергию в нужное русло . Научно доказано , что утомление и переутомление наиболее быстро возникают в тех случаях , когда трудящемуся
непонятна цель его усилий,неизвестно,сколько это будет продолжаться и неизвестен дальнейший порядок хода событий.
В царской России,в тюрьме Петропавловской крепости,одним из самых тяжёлых
наказаний для заключенных было следующее:
узников заставляли копать землю и переносить её в угол двора.После того,как в углу образовывалась куча земли,эту землю заставляли переносить обратно и засыпать только что вырытую яму. В результате такого наказания многие узники не выдерживали и сходили с ума,поскольку воочию видели всю бессмысленность своей тяжёлой работы.
Такой же опасности подвергается современный человек,который не знает смысла своей жизни.Ведь он ежедневно что-то делает,где-то работает,куда-то спешит-но,в конечном итоге,не знает-для чего вообще он существует.
Неудивительно,что современная психотерапия уделяет огромное внимание постановке правильных целей для человека.Правда цели,которые намечают психотерапевты,более ограниченные – излечение от невроза,выход из стресса,избавление от алкоголизма или наркомании.
Для улучшения осознания своей цели существует известная методика,называемая « Декартов квадрат».Следуя этой методике,пациент задаёт сам себе 4 вопроса:
-Что будет,если я вылечусь?
-Что будет,если я не вылечусь?
-Чего не будет(не случится),если я вылечусь?
-Чего не будет(не достигнется),если я не вылечусь?
Такая всесторонняя постановка вопросов позволяет более полно сконцентрироваться на желаемой цели и увидеть её «во всей красе».Выражаясь компьютерным языком,цель предстаёт перед нами в формате 4D.
Подчеркивая важность правильной постановки цели,известный психотерапевт С.М.Ковалёв пишет:«Самолёт,летящий из пункта А в
пункт Б,скорее всего,достигнет своей цели.Самолёт же летящий из пункта А
неизвестно куда,вряд ли прилетит благополучно.Скорее всего,он прилетит к аварийной посадке где-нибудь в тайге».Человек,у которого нет цели в его жизни,находится в опасности прийти в конечном итоге,к какой-либо жизненной катастрофе.
Таким образом,правильное понимание цели своих усилий имеет огромное
значение,т.к. даёт возможность планировать , распределять усилий на этапах её достижения и т.п .
Пророк Мухаммед(да благословит Его Аллах),говорил: «Не ходи без цели».
Что же говорить о том,что правильное понимание мусульманином цели своей жизни облегчает ему саму жизнь ?А какова же его цель?Цель жизни мусульманина-путём совершения праведных дел и благочестивой жизни добиться довольства Всевышнего Аллаха и услышать Его слова:
« О ты,душа успокоившаяся!Прийди к своему Господу снис-
кавшей довольство.Прийди в Мой Рай ».
( Коран,сура «Заря»,аяты 27-30)

Намаз ( Ас- Салят )
Открывая Книгу Аллаха ,Священный Коран,мы читаем на самой первой странице :
« Во имя Аллаха , Милостивого , Милосердного !
Хвала Аллаху , Господу миров , Милостивому , Милосердному, Властелину Дня
Воздаяния!Тебе Одному мы поклоняемся и Одного Тебя молим о помощи ».
( Сура «Аль –Фатиха», 1-5 )
Каким же образом надо поклоняться Аллаху и просить его о помощи ? Об этом Аллах , Свят Он и Велик , говорит дальше , на второй странице Корана:
« Это Писание , в котором нет сомнения , является верным руководством для богобоязненных , которые веруют в сокровенное , совершают намаз и расходуют
из того , чем Мы их наделили …
( сура « Аль Бакара », 2-3)
Таким образом , уже на первом развороте Священной Книги,Всемогущий Аллах говорит нам о намазе(молитве),учит нас , как к нему обращаться , и как поклоняться. Как говорится:« sapienti sat » -« для умного достаточно »( лат ). Для остальных , сомневающихся в необходимости и важности намаза , Аллах приводит далее огромное количество аятов , например :
« О, люди ! Поклоняйтесь вашему Господу , который сотворил Вас и тех ,кто был до Вас – быть может ,вы устрашитесь ».
( сура « Аль Бакара »-21)
« Поклоняйтесь»-от слова «поклон».Мусульманин,если у него правильное вероубеждение,совершает поклоны только одному Аллаху – и в основном в намазе .В структуре намаза есть поясные и земные поклоны .
Кроме того , в этом аяте Всевышний Аллах обращается напрямую ко всем людям :
« О, люди ! Поклоняйтесь вашему Господу …»
- в Коране такое обращение встречается довольно-таки нечасто.Добавим , что обращение Аллаха идёт ко всем людям – независимо от национальности,пола,цвета кожи и других отличительных признаков.
Уже в этом обращении становится видна важность намаза и необходимость его выполнения для каждого человека.
Приведу ещё лишь один из множества аятов Священного Корана о намазе:
« А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху , служа ему искренне , как единобожники , соверщать намаз , и выплачивать закят . Это – правая вера ».
( сура « Ясное знамение »-5 ).
Аллах говорит : « … было велено …» , т.е. он приказывает читать намаз . Совершенно понятно , почему намаз является фарзом ,т.е.непреложной обязан-
ностью для каждого мусульманина . А исходя из аята 21 суры «Бакара»,можно заключить,что и всем остальным людям , если они хотят быть угодными Богу , требуется поклоняться Единому Господу.
Другим подверждением обязательности выполнения намаза,после Священного Корана,являются хадисы - высказывания Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует ), которых на эту тему также имеется огромное множество.Вот лишь некоторые из них :
«Передаётся от Абу Абдрахмана Абдуллаха ибн Умара ибн Аль – Хаттаба: «Я слышал,как
Посланник Аллаха ( с.г.в.) сказал: « Ислам стоит на пяти столпах:Свидетельство,что нет бога,кроме Аллаха и Мухаммад - посланник Аллаха ,выстаивание намаза,выплата закята,и пост в месяц Рамазан»( Муслим , Бухари )
Таким образом,Посланник Аллаха (с.г.в.)определил намаз как один из пятистолпов веры.
От Абу Абдуллаха Жабира ибн Абдуллаха Аль Ансари:«Один человек спро-
сил у Посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует):« Как ты думаешь , если я буду выстаивать все обязательные намазы , соблюдать пост в месяц Рамазан , считать дозволенное дозволенным,а запретное–запретным,а больше не буду делать ничего – войду ли я в Рай?»Он (с.г.в.)сказал :«Да»
(передаётся в сборнике хадисов Муслима).
Из этого хадиса становится ясно,что Посланник Аллаха (с.г.в.) определил выстаивание намаза как одно из условий достижения довольства Всевышнего Аллаха , в результате которого человек может попасть в Рай.А Рай-это место вечного наслаждения души.
Говоря другими словами,одним из главных методов,которые Ислам определяет для достижения гармонии человеческой души, является выстаивание(по другому-«чтение») Намаза.
А теперь рассмотрим поподробнее,что представляет собой Намаз с точки зрения психотерапии и вообще – современной медицины.
Аллах в Священном Коране говорит:
«Воистину,религия перед Аллахом-Ислам»
(сура «семейство Имрана»)
Как известно,Ислам -это точная,стройная,структурированная и гармоничная система мировоззрения и образа жизни.Как сам Ислам имеет свою
структуру(пять «столпов» Ислама),так и все его структуры(«столпы»)также
имеют свои «столпы»,т.е.подструктуры.В этом-ещё одно доказательство совершенства Ислама,ведь в нём «всё разложено по полочкам»,а на каждой «полочке»-свой строгий порядок.
Посланник Аллаха Мухаммед(с.г.в.)сказал:
«Всё созданное Аллахом - совершенно,хотя люди не всегда это понимают».Поскольку Ислам создан самим Аллахом для людей,то он также является совершенным.
Таким образом,у Намаза есть свои столпы-одни учёные выделяют их шесть,другие-восемь,но это не имеет принципиального значения,т.к. те авторы ,
которые считают восемь столпов в Исламе,ничего не добавляют , а просто вы-
деляют некоторые разделы « шестистолпового » намаза в отдельные столпы .
Остановимся на шести столпах намаза и начнём разбирать каждый из них . Это:
Такбир,Кыям,Кыйраат,Рукуг,Сажда,Кугуд.


ТАКБИР

«Такбир»-это вступление в намаз. В этот момент мусульманин поднимает кончики пальцев к мочкам ушей и в момент касания призносит:«Аллах акбар»
(Аллах превыше всего) Это-внешние проявления такбира.Внутренне же перед этим верующий должен утвердится в намерении («ният»)совершить намаз:сосредоточится на том,что он сейчас будет поклонятся своему Господу и постараться добиться максимального отвлечения от своих мыслей и окружающей обстановки.Таким образом,в момент такбира мусульманин стремится к максимальной концентрации на самом акте поклонения,каким является намаз,с отбрасыванием всего суетного и мешающего. Молящимся мусульманам также рекомендуется представить,что они сейчас будут находиться перед судом Аллаха,на котором им предстоит отвечать за все свои дела .
А справа от них - Рай,прекраснее которого ничего нет. А слева от них-Ад,ужаснее которого ничего нет.И только от решения Аллаха зависит, куда мы попадём.
Другими словами можно сказать,что намаз -это«репетиция Судного Дня».
И в момент такбира - это очень важный момент «начала репетиции».
Пророк,Мухаммад( с.г.в.)говорил:«Когда мусульманин произносит такбир вместе с имамом(предводителем в намазе),то в этот момент грехи слетают с него как листья с дерева(осенью при порыве ветра)».
Вот такое значение Пророк( с.г.в.)придавал такбиру .Есть также риваяты(предания),
что ближайшие сподвижники Пророка (с.г.в.)говорили похожие слова. Абу Бакр
например,говорил ,что если бы у него было бы золота такого же размера,как гора
Ухуд,и он бы всё это золото отдал на милостыню,то аджра( награды)за это было бы меньше,чем за вступительный такбир намаза.
Почему же такое значение придавал Пророк( с.г.в.) и его сподвижники та-
кому малозаметному , казалось бы , жесту ?
Ответ мы находим в современных исследованиях психотерапии.
В разделе « Нейролингвистическое программирование»(НЛП) большое значение уделяется так называемым методикам «ресурсного якоря». Следует отметить , что НЛП
имеет свою(иногда весьма загадочную терминологию).Так что же такое «ресурсный якорь»?
НЛП утверждает ,что каждый человек может запрограммировать себя на любое психическое состояние ( чаще всего,к сожалению,люди программируют себя на болезнь,или «зацикливаясь» на пустяках,или годами вспоминая застарелые обиды ).
Уже доказано , что язвенная болезнь , гипертоническая болезнь , сахарный диабет ,
псориаз , бронхиальная астма и некоторые другие заболевания ( исследования в этой области непрырывно пополняют список ) вызваны « психогенными причинами » . Т.е. причинами возникновения этих тяжёлых , а иногда и смертельных заболеваний является неадекватная психологическая реакция на какую-либо стрессовую ситуацию . Так и назвали эти болезни «психогениями»(что означает «болезни,порождённые психологическими причинами»).
Другими словами , человек своим неправильным реагированием , « застреванием » на стрессовой ситуации программирует себя на болезнь.Дело в том,что каждое воспоминание о стрессе вызывает в организме такую же «физиологическую бурю»,как и в тот момент,когда он произошёл.Естественно,это рано или поздно приводит к возникновению какого-либо заболевания.
Как тут не вспомнить слова Аллаха:
«Всё хорошее,что постигает тебя,приходит от Аллаха . А всё плохое , что постигает тебя , приходит от те6я самого …»
( Коран , сура « Ан- Ниса », аят 79).
Так вот,основатели НЛП разработали методы,по которым человек может программировать себя на хорошие (в НЛП это называется « экологичные»)
поведенческие реакции и психологические состояния . Проще говоря , используя эти методы , обученный человек может вызывать у себя состояние радости , покоя , сосредоточения , уверенности тогда,когда ему это будет нужно.Вот эти «хорошие», экологичные состояния в психотерапии НЛП назвали « состояниями ресурса» ( ресурс покоя , ресурс радости и т.д. ).
А « ресурсный якорь » позволяет этот « ресурс»(радость или покой) « зацепить »(Как якорь корабля зацепляется за грунт на дне моря.А «извлечь» это состояние можно будет тогда,когда это будет нужно тебе самому.Только надо « достать ресурсный якорь ».
А что такое «якорь»? Попросту говоря,« якорь » - это ощущение . Или
память через ощущение .
Всем известно , что человек ( в основном ) запоминает тремя путями , т.е.
у него « три вида памяти »:
1.- ЗРИТЕЛЬНАЯ ( визуальная )
2.- СЛУХОВАЯ ( аудиальная )
3.- ТАКТИЛЬНАЯ ( кинестетическая ) через осязание - т.е. « когда трогаем ». Или можно сказать - « моторная ».
Так вот у каждого запоминание происходит по разному . Одни « помнят глазами » , другие - « ушами », третьи - « движениями » . У каждого есть все
три вида памяти , но какой - то один - преобладает . По этому поводу есть целая наука - как определить , « чем человек помнит ». Это необходимо для налаживания контакта с человеком - чтобы говорить с ним на « одном языке ».
А если это правило игнорировать , то собеседник вас будет плохо понимать.
Пример : Учитель в школе – «визуал» , т.е « помнит глазами » ( как и большинство учителей). А ученик-первоклашка – «кинестетик» , т.е. помнит движениями ( он ведь только что с улицы прибежал , а там - сплошь ощущения : дерево шершавое , песок сыпучий , вода мокрая и холодная , отцовский ремень …(у каждого своё ощущение от ремня).
Поэтому-то Лукман Хаким(Мудрый),история которого упомянута в Коране, говорил : «Удар родителя ребёнку - как удобрение для посева ».
Получается так,что через ощущения детям проще понять ...
Так вот,первоклашка ёрзает на парте –он так запоминает,мелкими движениями . А когда надо будет вспомнить – опять начнёт ёрзать , почёсываться и т.п. – ведь он так «зашифровал информацию». А учитель ему : « Ты чего ёрзаешь ? Смотри мне в глаза ! »
А ученик так запоминать ещё не умеет .Трудно ребёнку сразу перестроиться на другую систему запоминания.
Но Аллах - Премудрейший. Нормальный человек , в зависимости от условий , может поменять « систему запоминания ». Только нужно время для этого.
Так вот,для того,чтобы человек хорошо что-то запомнил,надо задействовать все эти три вида памяти-«поставить» свой «якорь».
А делается это так :
Допустим , надо « заякорить » ( т.е. « запрограммировать » ) состояние радости .
1. Пациенту предлагают вспомнить какое–либо радостное событие из его жизни ,
затем вспомнить все подробности этого события , а особенно « картинку » -ту обстановку,которая его окружала,как всё это выглядело:цвета,освещение,мебель и другие детали.
«Картинка»-это визуальный,зрительный «якорь» - то,что человек будет представлять себе перед глазами,когда ему надо будет вспомнить состояние радости.Затем просят вспомнить(для полноты эффекта) все остальные ощущения - звуки,запахи,температуру и т.п.
2. Затем пациента просят придумать «звуковой пароль»- кодовое слово(или название) этого состояния радости.Например,он назовёт его «торт».Вот это слово будет аудиальным,т.е. слуховым якорем.Когда будет надо,он его произнесёт вместе с воспроизведением « картинки» и …
3. Сделать «кодовое движение»:какой–либо жест или ощущение прикосновения,чтобы «включить кинестетический якорь». То есть при этом будет задействована « моторная память».
Таким образом ,пациент создал себе три составляющих « ресурсного якоря » :
-зрительную « картинку » ;
-слуховой « пароль » ;
-моторный жест .
4. Теперь « ставим якорь ». Для этого пациенту надо « вспомнить всё » - т.е вспомнить это радостное событие до мельчайших подробностей , мысленно перенестись туда , начать переживать его заново ( а как часто,к сожалению множество людей переживают нечто другое) и в тот момент , когда ощущение радости возникнет в нём , он его вспомнит и одновременно представит « картинку » произнесёт слово и совершит прикосновение . Якорь поставлен!
Со стороны это будет выглядить примерно так : шепнул что – то человек , прикоснулся к другой руке , носу или уху-и всё.
Но если якорь был поставлен правильно,если человек сознательно и старательно всё совершил-в это самое время он испытает ощущение той радости,о которой он вспоминал. Методика простая. Рекомендую.Побочных эффектов нет.Надо только почаще «тренировать ресурсный якорь»-повторять эти действия:
- совершение движения(«моторный якорь»)
-произнесение слова(«аудиальный якорь»)
-представление зрительного образа значимого события(«визуальный якорь»)
Если стараться при этом , сосредотачиваться , то вам вполне будет достаточно ежедневной тренировки . А пять раз в день - ещё лучше . А если с кем –то одновременно , да ещё серьёзно и старательно - то ещё лучше.И тогда можно будет с лёгкостью,в нужный момент,«привести себя в порядок».
Ничего не напоминает?
Вот он встал в один ряд с единомышленниками,задумался,что–то предста-
вил,поднёс руки к мочкам ушей и-одновременно со всем рядом,вслед за стоящим впереди имамом,прикасается к мочкам ушей и говорит:«Аллах акбар!»
Он-мусульманин.Он-самый счастливый из людей на земном шаре.И самый лучший!
Ведь Аллах в Священном Коране сказал:
«Воистину,те,которые уверовали и творили праведные дела-они лучшие из творений Аллаха»
(сура «Ясное знамение)
Ведь только самым лучшим из своих творений , самым любимым из своих созданий Творец , Образователь форм и видов , Всезнающий и Милосердный подарил это счастье - возможность приводить себя и свои мысли в порядок ежедневно,пять раз в день . Поэтому он,мусульманин – счастливейший из людей.
Ему не надо куда-то ехать,кому-то платить за обучение этой методике.Ему Аллах это дал бесплатно-то есть даром.Только делай и очищайся .
«Как вы думаете,если перед домом какого-либо человека будет протекать чистейшая река и он будет пять раз в день в ней омываться,останется ли на нём какая-нибудь грязь?» - спросил Благородный Пророк Мухаммад( да благословит Его Аллах и приветствует )у своих сподвижников .
-«Нет , о Посланник Аллаха ( с.г.в.) »– ответили они .
-«Так вот и мусульманин,совершая намаз пять раз в день,очищает свою душу от грехов и не остаётся на нём(на его душе) никакой грязи».
Описание одной только методики НЛП заняло несколько страниц.А сколько ещё таких методик содержится в намазе ? Наука только развивается , но уже найденного только в одном столпе намаза психотерапевтического потенциала достаточно, чтобы
понять:Ислам -это бесценный дар,он поистине неоценим . Он похож на прекрасный бриллиант.Как грани бриллианта начинают искриться и играть в лучах солнца,так и каждый столп Ислама начинает сверкать при рассмотрении его в свете науки.
Тот кто владеет «бриллиантом Ислама»-Иманом и понимает его ценность-счастлив .
Жаль только,что множество «этнических мусульман» получивших этот бриллиант в подарок,по наследству от своих праведных предков,пропивают и прогуливают его,в угоду сатане-главному врагу человечества.
Такие «этнические мусульмане» похожи на тех индейцев, которые продали колонизаторам остров Манхэттен (на нём сейчас расположен один из фешенебельных районов Нью–Йорка) за пять стеклянных бус …
Бриллиант,доставшийся от родителей,они меняют на стекло.Стекло от бутылки водки…
Но этот вопрос требует отдельного рассмотрения. А сейчас-о следующем столпе намаза .

КЫЯМ ( стояние )

Сказав такбир , молящийся отпускает руки и складывает их одна на другой в области пупка . В этом положении он затем будет читать Коран . Но и само по себе положение тела молящегося заслуживает внимания . Если верующий правильно совершил такбир , то он сейчас находится в положении … транса . Что же такое транс ?
Это-состояние изменённого сознания . Другими словами , мусульманин здесь находится в отрешенном от окружающего мира состоянии . Он - в сознании , т.е. слышит , видит , чувствует,даже может двигаться , но его разум не занимается сейчас отработкой сигналов от органов чувств .
Его разум сейчас - на встрече с Господом Миров.Идёт сеанс связи с Создателем .
И положение тела,которое принимает читающий намаз мусульманин,как оказывается,идеально подходит для этой цели.И вот почему.
Существует древнекитайская дыхательная гимнастика Цигун-её ещё называют «гимнастикой долголетия».Такое название гимнастика Цигун получила благодаря тому,что люди,которые регулярно ей занимаются,сохраняют хорошее здоровье на протяжении всей жизни,которая у них обычно бывает достаточно долгой.
Для совершения различных дыхательных упражненийу чителя Цигун рекомендуют принять такое положение тела:«Встаньте прямо,ноги на ширине плеч,свободно опираясь на обе стопы,голова чуть-чуть наклонена вниз,плечи приспущены,всё тело расслаблено, а руки сложены в районе пупка или немного отодвинуты от живота-положение тела такое,как будто вы обнимаете столб. Представьте,что этот столб-энергетический и он соединён с космосом.Представьте,что по этому столбу к вам идёт энергия Вселенной».
«При этом ваше тело как бы становится своеобразной антенной для связи с Космосом»-так говорят те,которые занимаются дыхательной гимнастикой Цигун.
В этом положении,по утверждению адептов Цигун,мы получаем «энергию Вселенной»,которая оздоравливает весь наш организм- если мы всё делаем правильно и с правильным внутренним настроем .
Любопытно,не правда ли? А вот Пророк Мухаммад(да благословит Его Аллах и приветствует),о Цигуне ничего не знал.И в Китае никогда не бывал.Но рекомендовал стоять во время намаза именно в таком положении.
И ещё - взгляд.Во время намаза взгляд должен быть направлен в точку саджда - туда , куда мы будем делать земной поклон . Взгляд не пристальный,немного «расфокусированный».Веки при этом немного прикрыты .
Что же психотерапия говорит о таком типе взгляда?
Психотерапевты,использующие в своей работе так называемый «лечебный транс» говорят:« В транс можно входить в любом положении , даже стоя . Для этого надо направить взгляд в одну точку , его (т.е. как бы «расслабить»его),немного прикрыть веки и сосредоточиться на своём дыхании.При этом надо отрешиться от окружающего вас мира «отключив» некоторую часть сознания ».
Пребывание в состоянии лечебного транса нормализует артериальное давление, стабилизирует работу сердца,расслабляет мышцы и даёт им отдых,снимает чувствительность к боли,нормализует работу внутренних органов,снимает нервное напряжение и стресс.
Перечень лечебных эффектов транса можно продолжать ещё долго. Добавлю лишь ,что методикам вхождения в транс обучают бойцов спец.подразделений,разведчиков,пожарных и людей других опасных профессий . Описаны случаи,когда пожарные выпрыгивали в состоянии транса через стекло 4–го этажа и не получали при этом никаких порезов и травм.А бойцы спец.групп, входя в транс, даже останавливали у себя артериальное кровотечение .
Мы же,мусульмане,можем вспомнить,как одному из сахабов(сподвижников и учеников Пророка Мухаммада(да благословит Его Аллах)попала в ногу стрела,которую никак не могли извлечь.Обратились за помощью к Пророку (с.г.в.).Он посоветовал достать эту стрелу из ноги в тот момент,когда раненый будет находиться в состоянии намаза.Когда сахабы попытались извлечь стрелу из мусульманина во время чтения им намаза,она вышла с лёгкостью-что говорит о расслабленности мышц вокруг раны.Сам же раненый при этом даже не шелохнулся.Выйдя из намаза,он удивился,что стрелы в его ране уже нет,так как даже не почувствовал,как её выдергивали из его ноги.
Помимо всего сказанного,можно добавить,что стояние в кыяме способствует отдыху позвоночного столба,так как в этом положении все его изгибы принимают нормальное , физиологическое положение .


КЫЙРААТ ( чтение Корана )

Мусульманин,встав в положение кыяма,начинает читать Коран.Мы уже знаем,что положение Кыяма рекомендуется :
1. Для гимнастики Цигун(которая является оздоровительной дыхательной методикой);
2. Для вхождения в лечебный транс.
1).Соответсвенно,когда человек принимает положение,наиболее удобное для занятий дыхательными упражнениями и начинает читать Коран,что сопровождается глубокими вдохами и долгими выдохами,включением вспомогательной дыхательной мускулатуры(мышц живота и верхнего плечевого пояса),становится понятно,что одновременно с чтением Корана как раз и происходит самая настоящая дыхательная гимнастика(ничуть не хуже Цигуна).Добавим ,что во время чтения Корана вдох короткий по времени и глубокий -ведь мусульманин должен набрать полную грудь воздуха,чтобы правильно произнести довольно длинные аяты.При этом включается в работу диафрагма(мышечная перегородка между грудной и брюшной полостью),которая массирует затем органы брюшной полости , улучшая в них кровообращение и активизируя их работу . Кроме того , расправляются отдалённые отделы лёгких,например:задне-нижние их сегменты,в которых чаще всего происходит застой бронхиальной жидкости.А застой в легких является фактором риска для развития бронхитов и пневмоний.Кроме того , вслед за быстрым и обьёмным вдохом,при котором человек старается максимально заполнить лёгкие воздухом , следует долгий и постепенный выдох. При этом происходит более продолжительная вентиляция легких с наилучшим наполнением крови кислородом. Воздух выходит мягко и постепенно-в связи с чем опять же создаются условия для более полного выхода воздуха из всех отделов лёгких,особенно из тех где наиболее высока опасность возникновения застоя бронхиального секрета.
Таким образом,при чтении Корана в намазе просходит прекрасная вентиляция лёгких.Причём в тот момент,когда происходит выдох«на максимуме»,диафрагма лёгких максимально подтягивается вверх,создавая разрежение в брюшной полости , благодаря чему внутренние органы подтягиваются вверх и опять-таки мягко массируются .
Но это ещё не всё.Правильное произношение арабских букв при чтении Корана («махрадж»)требует максимального привлечения к работе всех органов голосового аппарата:голосовых(звуковых)связок,голосовой щели,мягкого и твёрдого нёба , язычка,всех отделов языка,губ.Например,горловые звуки помогают улучшить кровоснабжение горла,очищение миндалин,что способствует профилактике простудных заболеваний.
2). Помимо чисто дыхательных составляющих чтения Священного Корана,следует отметить ещё две его составляющих:
а.Звуковой эффект ;
б.Смысловая нагрузка ;
(а) О звуковом эффекте чтения Свящённого Корана известно каждому мусульманину. Прослушивание чтения Корана помогает успокоиться и расслабиться.Поэтому чтение Корана применяется для лечения многих заболеваний …
Что касается психотерапии,следует отметить,что существуют такие её направления,как музыкотерапия и звукотерапия - когда прослушиваются расслабляющая музыка или записи пения птиц,шум леса или морского прибоя.
Все эти звуки помогают расслабиться и в итоге опять-таки погрузиться в лечебный транс.
Таким образом в намазе,помимо положения тела,которое помогает войти в транс,взгляда,который помогает войти в транс, дыхательной гимнастики,которая тоже помогает войти в транс прослушивается чтение Корана,которое само по себе обладает успокавающим нервы и целебным эффектом.
Естественно,что мусульманину буквально Сам Бог Велел пребывать в намазе в отрешенном от всех проблем и забот состоянии.
Аллах Милостивый и Милосердный соединил в намазе сразу минимум четыре трансовых методики,чтобы верующие могли войти в транс и полечится , и очистится , и … не только- (б). А ещё и научиться мудрости Небесного Писания,понять смысл Корана,вняв Словам Аллаха,и принять Его Наставления!
Ведь Коран по своей информационной насыщенности не имеет себе равных.Ни одна кассета,ни одна дискета,ни один компьютерный диск или «винчестер» никогда не уместят в себе столько информации,сколько несёт в себе Священный Коран-Книга Всемогущего Единого Господа Миров,Господа всех людей и всех творений .
Смысловая нагрузка Корана просто колоссальна.Этот момент подтвердит любой мусульманин,который,раз за разом перечитывая Священную Книгу,всякий раз находит всё новый и новый смысл в многократно уже прочитанных аятах.
Помимо вышесказанного,огромное значение имеет тот факт,что в момент проговаривания или прослушивания аятов Корана во время кыйраата , верующий находится в состоянии лёгкого транса. То есть в этот момент сознание молящегося «частично отключено»и верующий находится в отрешенном состоянии.Это,в свою очередь,открывает доступ к подсознанию человека.Другими словами , в это время информация «записывается прямо на подкорку».
Тут можно привести пример из области звукозаписи : при « включённом сознании » записи препятствует множество помех (например,как при записи интервью на шумной улице). А при «отключённом»(хоть и частично) сознании,помехи отсуствуют
(как то же самое интервью записывать в тишине специальной студии ).
Становится понятно , что восприятие смысла Свящённого Корана во время чтения намаза гораздо более эффективно , чем в других случаях .
Если же при этом верующий дополнительно концентрирует своё внимание на тафсире(переводе смысла) читаемого,эффект ещё более усиливается .
Пророк Мухаммад ( да благословит Его Аллах и приветствует ),сказал :
« Молящемуся в намазе достаётся только то,что он осознал ».
Исходя из вышесказанного и этого хадиса , совершенно логично будет утверждать , что только полное осознание и осмысление совершаемых во время намаза действий и читаемых при этом аятов Корана , приносит свой очищающий душу и оздоравливающий тело результат .

РУКУГ ( поясной поклон )

Вслеь за чтением Корана ( кыйраатом ) верующий , сказав такбир , совершает поясной поклон . Правила его таковы : ноги прямые , корпус наклонён вперёд параллельно полу , прямыми руками упирается в колени , обхватив коленные чашечки пальцами .
Лечебный эффект рукуга связан с благотворным действием так называемой « растяжкой» мышц . Упражнениям на « растяжку » отводится особая роль в йоге , восточных единоборствах , спортивной и художественной гимнастике - впрочем , как и во всех без исключения видах спорта .
Упираясь прямыми руками в колени и максимально выпрямляя таким образом ноги в коленных суставах , молящийся растягивает мышцы спины , задней поверхности бедра и голеней . При этом происходит активизация кровообращения в указанных областях . Помимо этого , мягкое растягивание мышц способствует повышению эластичности сухожилий , что приводит , в свою очередь , к увеличению обьёма движений в суставах , к которым они прикрепляются .
Таким образом , движения верующего становится более плавными и гармоничными .
Кроме того , растягивая мышцы спины , молящийся при этом растягивает и сам позвоночный столб , выпрямляя его. При этом слегка растягивается межпозвонковые связки , снижается нагрузка на межпозвонковые диски , устраняется их деформация . Таким образом , при условии регулярного совершения этих движений достигается профилактика остеохондроза и искривлений позвоночника . Но целебное действие поясного поклона на этом не завершается .
Известно,что коленный сустав – самый сложный по своему строению сустав организма . В его структуру входят , помимо самих суставных поверхностей ,
внутренний и наружный мениски , надколенник , внутренние крестообразные связки.
Помимо этого , эластичная капсула сустава образует несколько карманов и сумок ( бурс ) .К слову сказать , бурсит коленного сустава ( т.е. воспаление коленной сумки )–очень распространённое заболевание .
В дополнение к вышеизложенному , область коленного сустава изобилует биологическими активными точками , массаж и даже простое надавливание на которые оказывает разносторонний лечебный эффект .
Самой известной из этих точек является точка « Цзу – сань – ли » ( или
« Точка семи ли ») , воздействие на которую снимает усталость , напряжение в ногах , улучшает кровообращение нижних конечностей и оказывает общий стимулирующий защитные силы организма эффект .
Неудивительно поэтому , что воздействие на эту точку иглорефлексотерапией , методом ( точечный массаж ) и другими методами ( в том числе постановка пиявок в эту область ) рекомендовано при комплексном воздействии практически при всех восполительных заболеваниях и упадке сил .
Само название этой точки произошло от рекомендации древних китайских врачей : «любой путник , пройдя расстояние в семь ли(древнекитайская мера расстояния), должен помассировать точку Цзу - сань - ли ».
Любопытно само местонахождение этой точки:«Для того,чтобы найти точку Цзу - сань – ли , надо положить руку на колено так , чтобы середина ладони покрывала середину колена . В этом случае кончик безымянного пальца будет упираться в точку Цзу – сань – ли ».
Повторю : во время рукуга молящийся кладёт руки на коленки так , что середина его ладони попадает на середину « коленной чашечки » … Ну,а безымянный палец автоматически упирается в точку Цзу–сань–ли…
«За знаниями не ленитесь идти даже в далёкий Китай»-так говорил Благородный Посланник Аллаха(с.г.в.)
А вот описание упражнения « Уддияна Бандха » из индийской гимнастики
« Хатха – йога»:
« Стоя,ноги врозь , туловище наклонить вперёд , положить выпрямленные руки на согнутые колени .
Техника исполнения :
1.Полный вдох
2.Медленный выдох и втягивание брюшной стенки как можно больше .
Терапевтический эффект : « Хорошее средство против вялости толстого кишечника , против провисания желудка , кишечника , матки ».
Хадис от Айши(да будет доволен ей Аллах):
« Посол Аллаха , Мир Ему и благословение Аллаха , совершая поясной поклон,клал руки на колени.Мышцы его рук при этом напрягались».
Хадис от Абу Мас,уда :
«Непозволительна молитва , когда мужчина в ней не держит прямо свой торс в поясном и земном поклонах».
Таким образом,правильное выполнение Сунны Пророка Мухаммада(да благословит Его Аллах и приветствует),помимо обещанной за это награды Аллаха и заступничества Пророка( с.г.в. ) в Судный День,уже в этом мире способствует улучшению состояния молящегося.

САЖДА(земной поклон )

Земному поклону , который следует после того , как молящийся выпрямится после поясного поклона и восславит Аллаха , в Исламе уделено особое внимание :
-Одна из Сур Корана названа «Земной поклон ».
-В Священном Коране имеется 14 аятов , содержащих прямой приказ совер-
шить сажда , после прочтения которых верующий обязан совершить земной поклон .
- Отказ совершить земной поклон явился причиной грехопадения Иблиса(сатаны) и начала вражды его с Адамом и всем родом человеческим.Аллах говорит об этом так :
« Вот Мы сказали ангелам « Падите низ перед Адамом ! » Они пали низ ( сде-
лали сажда ) и только Иблис отказался , возгордился и стал одним из неверую -
щих ».
( Коран,сура «Аль – Бакара», 34)
- Помимо этого,Благородный Посланник Аллаха ( с.г.в.) рекомендовал мусульманам совершать сажда в случае радости или называл совершение сажда в числе причин , облегчающих принятия Аллахм просьбы правоверного мусульманина .
О пользе совершения сажда написано много.
Во время сажда происходит тренировка сосудов головного мозга , что способствует профилактике инсультов;в то же время улучшается циркуляция спинномозгового ликвора (так называется жидкость,омывающая и питающая головной и спинной мозг ; происходит мягкое смещение внутренних органов вперёд и вверх ( профилактика опущения и выпадения прямой кишки , матки , предупреждение геморроя ) . Говорилось также и о том,что в момент сажда происходит снятие лишнего статического электричества с тела человека .
Хочется остановиться на психотерапевтическом эффекте сажда .
Станислав Гроф,психотерапевт , основатель такого направления психотерапии , как « Холотропное дыхание » , утверждал , что каждый из нас подсознательно сохраняет в памяти переживания плода , который находился в чреве матери . Это воспоминание он называет « первой матрицей » ( остальные четыреПо его мнению,связаны непосредственно с родами ) . Так вот,с « первой матрицей » подсознательно каждый человек связывает ощущения тепла , покоя,уюта и умиротворения , которые связаны со «сверхкомфортным» положением зароды ша в чреве матери,когда создан максимум защитных условий для развития плода.Кстати , здесь С.Гроф в своих утверждениях полностью соответствует Исламу,согласно вероучения которого ,уже во чреве матери человек начинает чувствовать и осозновать происходящее.
Таким образом , воспоминание о внутриутробном периоде , согласно учению
С. Грофа ,является безукоризненно приятным и полезным для психического здоровья.
Тут следует вспомнить , что зародыш в утробе матери принимает позицию, максимально похожую на положение молящегося в земном поклоне .
Таким образом , когда верующий совершает земной поклон , само положение его тела подсознательно связывает его с воспоминаниями о внутриутробном периоде,который является для любого человека абсолютно приятными , а соответственно , полезными для его психического состояния .

КУГУД ( сидение в ташаххуде )

После совершения земного поклона молящийся садится в положение « кугуд » - колени вместе на земле , сидя на пятках и читает молитву« аттахият », содержащую приветствие Аллаху , Его Посланнику ( с.г.в.) и всем праведным рабам Аллаха , а также молитвы за Пророка ( с.г.в.)– «Салават» и просьбы самого верующего на арабском языке.
А вот описание из книги « Йога и психотренинг »:Ваджрасана - поза
« алмаза ». « Поза алмаза » - исходное положение для некоторых поз Хатха - йоги.
Используется для тренировки дыхания , концентрации внимания и созерцания . Активизирует пищеварительные процессы , развивает эластичность коленных суставов и голеностопных связок ».
Техника исполнения ( ваджрасаны ) :
« Встать на колени , затем сесть на пятки так , чтобы ноги от кончиков пальцев до колен касались коврика и на них приходилась вся тяжесть тела . Колени держать вместе , голова , шея , туловище образуют прямую линию . Ладони положить на колени . Находится в этой позе надо 1 минуту ».
Как мы видим , « поза ваджрасана » по своему описанию идентична положению молящегося в кугуде . Кроме того , интересно , что фарзом ( обязанностью)
молитвы является требование задержки в положении кугуда около 1 минуты .
Если опять же вспомнить , что на всём протяжении намаза , включая и сидение в кугуде , молящийся пребывает в состоянии лёгкого транса, что способствует наиболее полному осознанию и восприятию проговариваемых им свящённых текстов Корана , то пребывание в позе , которая используется йогами для концентрации внимания и созерцания ещё более усиливает психотерапевтическое воздействие намаза . Ведь знают же мусульмане , что Пророк Мухаммад , да благословит Его Аллах и приветствует , когда сталкивался с каким- либо затруднением , сначала совершал намаз , а лишь затем принимал решение .
Исходя из того , что как было описано выше , в ходе намаза происходит активизация репаративных ( восстановительных ) процессов как в центральной нервной системе , так и во всём организме ( таково лечебное воздействие состояния,в котором находится молящийся);происходит концентрация внимания ; создаются условия для самосозерцания,что в свою очередь даёт возможность
« структуризации проблем » ( то есть «всё расставляется по своим местам ») , чтение намаза перед принятием решения является оптимальным способом достижения наилучшего эффекта .
Заканчивается кугуд , а за ним и весь намаз ,выполнением заключительного приветствия- «Салям»: молящийся мусульманин поворачивает голову направо и говорит : «Ассалямаалейкум ва рахматуллАхи , ва баракатуhи ( Мир вам и благословение и милость Аллаха ).
И затем то же самое говорится пр повороте головы налево.
Рекомендовано при этом вспоминать,что справа и слева от каждого человека находятся ангелы , записывающие каждое деяние человека . А воспоминания лучше дополнить представлением ( по возможности ) этих ангелов .
Таким образом,салям , завершающий намаз , по своим характеристикам также , как и такбир , начинающий намаз , походит на « ресурсный якорь»,ведь в нём присутствуют такие его составляющие,как:
-ключевые слова («аудиальный якорь» )
-ключевые движения («моторный»)
-ключевые представления («визуальный»).
Таким образом,совершая салям,мусульманин « переводит » всё своё внутреннее состояние обратно,в «обычный режим».
Все необходимые условия для этого сложного процесса Аллахом , Свят Он и Велик , уже созданы .
Остаётся только выполнять их и благодарить Всевышнего за Его милость,ведь Аллах сказал:
« Вспоминайте Меня и Я вспомню вас ,благодарите Меня и не будьте неверными ».
( Коран,сура «Аль–Бакара»,аят 155 )

III. Заключение .

Рассмотрев с позиций современной психиатрии и психотерапии лишь два из пяти столпов Ислама ,причём первый столп-Иман(вера в Аллаха) лишь частично можно сделать следующие выводы :
1. Система вероубеждения Ислама наиболее полно отвечает на все стоящие перед человеком вопросы и,в первую очередь-на вопрос о смысле жизни человека .
2. Исламское обьяснение смысла жизни придаёт силы и уверенность верующему.Ведь обьяснение жизни человека как временного испытания облегчает ему преодоление проблем,встречающихся на его пути.А понимание того,что в случае успешного преодоления этого испытания человека обязательно ждёт великая награда от его Создателя вселяет в душу мусульманина оптимизм и спокойствие.
Ведь сказал Всемилостивый и Милосердный Аллах:
« Кроме тех , которые уверовали и совершали добрые дела - их ждёт прощение и великая награда ».
(Коран,сура «Ат-тин»,аят 6 )
В свою очередь,это предотвращает возникновение неврозов и депрессий(а депрессии зачастую заканчиваются самоубийством). Поэтому заболеваемость неврозами в исламских странах в 2 раза меньше,чем в неисламских.(Получается,что чем больше отклонения от исламского образа жизни в жизненном укладе той или иной страны - тем больше там возникает неврозов).
3.Регулярное и добросовестное выполнение намаза способствует моральному и физическому очищению и оздоровлению,что подверждается множеством современных исследований, а ,кроме того,и традиционными древнеиндийскими методиками Хатха-йоги и древнекитайскими методиками Цигун.
Исходя из всего сказанного,новый смысл находим мы в словах Аллаха Великого:
«Воистину,преуспели верующие , которые смиренны во время намазов »
( Коран,сура«Аль– Му,минум»,аяты 1-2 ).
« О нет! Кто покорит свой лик Аллаху,совершая добро, тот получит награ-
ду от своего Господа. Они не познают страха и не будут опечалены.»
( Коран,сура « Аль-Бакара »,112)
Воистину Аллах одарил мусульман великой милостью,которая не имеет цены!
Значение и смысл этой милости мы можем постичь лишь частично,благодаря знаниям современности.