Выживатор

Верховцев
- Есть у нас мнение, Серёга, что ты крутой!

Лендровер «дефендер» с четырьмя поисковиками неспеша тащился по просёлку; вертя головами по сторонам, одетые в неброский камуфляж следопыты высматривали в лесу найденные на финской карте тыловые позиции.

- Да полноте вам, ребята… - сдавленный на заднем сиденье между рюкзаком и коллегой виновник торжества  сделал вид, что смущён, но было видно, что лесть - она и кошке приятна.

- Крутой, Серёга, как есть крутой… В снаряге лучше тебя никто не разбирается, рюкзак вон у тебя шведский, ботинки, разгрузка… Спать ты можешь под плащ-палаткой, муравьи по тебе ползают и кусают – а тебе пофиг… Ты несомненно КРУТ! И в связи с этим мы решили снять про тебя небольшое видео, «Сергей Малахов: русский Беар Грилз» - про выживание в дикой природе - и разместить на «Ютубе».

- Вы это что, серьёзно? – озадачился Сергей, прикидывая – каково это, стать небольшой, пусть и интернет-масштаба, кинозвездой.

- Да куда уж серьёзнее… Но, как ты сам понимаешь, имидж «крутого выживатора» надо время от времени поддерживать, иначе рейтинг понизиться может! А посему сегодня мы решили оставить тебя ночевать в лесу, снабдив минимумом необходимых предметов, как то: перочинный нож и коробок с одной спичкой.
Как думаешь, этого достаточно для выживания?

- Ну вы, блин, даёте! – Сергей понял, что его разыгрывают. – Конечно недостаточно! Выживание - это палатка, спальник, котелок, консервов побольше…  макароны, чай, шоколад и - конечно же - ПИВО!...

Тут внимание копарей привлекли некие неровности грунта - при ближайшем рассмотрении оказавшиеся ячейками боевого охранения - и обсуждение проекта «Русский Беар Грилз» заглохло.

- Вот он, блиноград! Приехали!
Припарковав машину, вооруженные лопатами и приборами следопыты расползлись по позициям.

Серёге повезло сразу: на бруствере ячейки выпрыгнул немецкий штык-нож, изрядно ржавый и без щёчек, но всё ж вполне сохранивший форму.
Копарьский фарт, однако, на сём и закончился: остальное время прошло впустую. Назвать «находками» дырявую как решето «трёхклёпку», водочные пробки и авиационную гильзу можно было едва лишь условно.

Пора было закругляться… Но день закончился совсем не так, как предполагал Сергей.
По возвращении в лагерь обладателя «фошыстского» штык-ножа ожидал сюрприз.
 
Выйдя на опушку, копарь обнаружил, что «лендровер» исчез, оставив после себя рубчатый след протекторов на дороге и висящий на ветке куста небольшой полиэтиленовый пакетик.
Заглянув в пакет, Серёга нашёл внутри крошечный перочинный ножичек и коробок с одной спичкой.

СУКИ!!! – негодованию копаря не было предела. – Беаргриллзы хреновы, выживаторы в дикой природе, б*! Вот вернётесь, самки собаки - я вам устрою выживание!

Поорав ещё немного для порядка и сбегав за поворот посмотреть, не затаилась ли там сбежавшая машина, Сергей вернулся на стоянку.
Первый всплеск злости утих, пришло время оценить реалии.
До ближайшего населённого пункта - двести кэмэ, дорога старая финская - не всякая машина пройдёт, да и ходят редко, охотники проедут пару раз в неделю – и всё. Телефон остался в машине. Осень, ночью заморозки, тёплых вещей нет (свитер Серёга на всякий случай взял, но одевать не стал, оставил на сиденье). Еды тоже нет - заначенный в кармане «сникерс» не в счёт - и нет котелка, чтобы её приготовить…
 
Вопрос с котелком, впрочем, решился быстро – в кустах возле стоянки обнаружилась пустая банка из-под «туборга»; сколько раз Сергей напрягал рас*дяев-коллег не разбрасывать мусор в лесу, как вдруг их небрежность оказала ему услугу.
Немного "доработав" банку ножом и приделав к ней дужку из куска найденной возле блиндажа проволоки, Серёга наполнил получившуюся ёмкость водой из ручья и занялся костром: к вечеру похолодало, в такую погоду ночёвка без костра не есть гут.
Собрав хворост и сложив его на проверенном – на всякий случай - металлодетектором месте, копарь подложил под дрова кусок бересты, открыл «щедро» оставленный коллегами коробок и достал спичку…

Новый поток феерического мата огласил окрестности.
 
Со спички кто-то старательно счистил серу!

Вдоволь наматерившись, Сергей достал одну из трёх распиханных по карманам зажигалок и, похвалив себя за предусмотрительность – такой запас карман не тянет - поджёг бересту. Дождавшись, пока получше разгорится, повесил банку на вбитую под углом рогульку и в ожидании, пока вода закипит, сжевал заначенный батончик.

Стемнело.
Спать Сергей решил сидя у костра, прислонившись спиной к сосне. От идеи напихать под одежду мха пришлось отказаться, по причине высокой влажности последнего.
Подложив в костёр пару брёвен потолще, а под задницу – побольше лапника, под уютное потрескивание дров копарь задремал.
Ночью пришлось неоднократно вставать и двигать прогоревшие дрова, но сколько-то поспать удалось.

Утреннее пробуждение оказалось бодрым, наверное потому, что причиной его послужил по какой-то причине не впавший в спячку и забравшийся под одежду муравей.
За ночь трава по обочинам дороги покрылась инеем.
«Лендровер» так и не появился.
 
Пора было подумать о завтраке… Поставив импровизированный котелок кипятиться, Сергей попытался собрать грибов. Ставить силки и т.п. он не умел, растительной «ботвой» на холоде особо не наешься, а вот грибы по калорийности гораздо ближе к мясу…

При мысли о куске горячего сочного жареного мяса рот копаря наполнился слюной!

С грибами в лесу оказалось не густо - то ли по причине поздней осени, то ли место такое попалось.
С трудом набрав горстку остекленевших от заморозка маслят, Сергей попил кипяточку «по-ленински» - то есть без сахара и заварки - закусил горстью перезревшей, но на удивление вкусной брусники и, сполоснув грибы в ручейке, поставил вариться.
«Суп» - если конечно жидкое варево можно было так назвать – то и дело пытался убежать, исходя пеной, но в конце концов бдительность восторжествовала. Выуживая грибы из банки китайским способом – при помощи двух вырезанных из ветки палочек, Серёга немного утолил голод.

Надо было собираться и идти по дороге на юг, по направлению к шоссе, либо оставаться  здесь в ожидании попутки, с просьбой подвезти или хотя бы дать позвонить по мобильному.
Мобильная связь, к слову, в этих краях была далеко не везде…

Сложив скудные - состоящие, собственно, только из банки-котелка  - пожитки в пакет, Сергей привязал свёрток к поясу, заткнул туда же немецкий штык; отлив напоследок в костёр, взял прибор, лопату, двинулся по просёлку на юг... и, пройдя километров пять, наткнулся на стоянку охотников, которые видимо были здесь совсем недавно!
Следы протекторов от чего-то типа «уазика», воткнутая над костром под углом, «по-охотничьи», рогулька, в костровище – обгорелые банки… и – вот удача!! – пакет сухого собачьего корма, забытый при отъезде.

- О-о-о!! – радостно взвыл Сергей. В животе столь же радостно заурчало.

Быстро разведя на уже готовом месте костёр, копарь наполнил котелок кормом, залил водой и сварил питательный, хоть и не очень вкусный – без соли и специй - суп.
От горячей пищи сил сразу прибавилось. Тщательно проверив стоянку на предмет того, не забыли ли охотники ещё чего полезного, Сергей привязал пакет с собачьей жратвой к поясу и потопал дальше.
- Главное не злоупотреблять, а то и ведь и залаять можно!...

Следующие километров двадцать дались довольно легко, но всё ж во второй половине дня Серёга устал и решил устроить капитальный, с костром, привал: темнеет рано, к ночлегу лучше заранее подготовиться.
В лесу для этого времени года было хорошо, главное – без дождя. Пребывание на природе настраивало на медитационный лад. Паёк - пусть невкусный, зато калорийный - есть, нож и зажигалка – тоже, расстояние до шоссе, где реально поймать машину - сокращается…
И всё вроде бы ничего, если б не одно «но»: вот уже некоторое время Сергею казалось, что в лесу он не один, и кто-то за ним наблюдает. Странное дело, вроде бы нет никого: поздней осенью в лесу звуков мало, человека он бы услышал. Зверь?
Охотничьего опыта у Серёги не было, повадок животных он особо не знал.
Волки осенью вроде сытые, не нападают, медведи тоже: уходят в бурелом подальше, в спячку собираются… Вот собаки одичавшие – это да, кто знает, что у них на уме…

Сзади громко хрустнул сучок. Вздрогнув, Сергей обернулся.

Всё-таки это был медведь.
 
Здоровенная зверюга стояла метрах в пятнадцати и смотрела на него. Сергей сглотнул. В ответ зверь издал странный низкий звук, словно заработал на холостых оборотах дизель.
- Ворчит… - понял Серёга. – Недоволен… Чем??
Охотники! – понял копарь. – Забрался в берлогу мишка, а они его подняли… Если ранен, то вообще злющий, сейчас кинется…

Запустив руку в мешок с пёсьим кормом, Серёга щедро зачерпнул, на вытянутой руке протянул зверю, приговаривая тихо и как можно добрее:
- Миша, кушай, хороший… хочешь?
Ветер нёс запах в сторону зверя. Ворчание стихло.
Высыпав пригоршню на пенёк, Серёга медленно попятился назад. Бежать бесполезно - по пересечённой местности медведь развивает скорость до восьмидесяти километров в час, на дереве от него не спрятаться…

Медведь так же медленно двинулся к пню, ноздри зверя шевелились.

- Жрёт… Стало быть, хороший корм, не стал бы химию хавать мишка…

Сожрав всё с пня и, казалось, даже облизав его, зверь медленно повернулся, шумно, как корова, вздохнул и степенно удалился в чащу.

- Уфф… Пронесло! – Серёга даже пощупал штаны – не мокрые ли… – Бывает же такое!

Копарь не был уверен, что дикое животное может вести себя так. Из зоопарка он сбежал, что ли?? Тогда наверное ещё хуже: страха перед человеком нет, а звериные инстинкты в лесу дают о себе знать…

Искать новое место было поздно: темнело. С ужасом думая о том, что произойдёт, если ночью он заснёт и потеряет бдительность, и безуспешно пытаясь справиться с мандражем, Сергей торопливо занялся костром.

Ночью он практически не спал.
Рассвет выдался холодным, сырым и пасмурным. Лучше уж лёгкий морозец, чем такая влажность…

Утром медведь пришёл опять.
И, получив новую «порцайку», убрался.

Странно всё это было, и - прямо уж скажем - страшновато и неуютно…

В природе животное либо нападает, либо убегает, на что-либо третье у него не хватает «интеллектуального ресурса», за редким исключением: ну разве что собаки там, обезьяны, крысы…
В любом случае надо как можно скорее выходить к людям!

Без аппетита поев «собачьего супа», Серёга собрал пожитки и, то и дело озираясь по сторонам на предмет присутствия косолапого, пошагал на юг.

Но далеко уйти копарю не удалось.

- Братишка, погодь! Который час?

На обочине дороги сидели двое небритых мужиков в грязных чёрных робах, один на пне, другой просто на корточках, смолили «беломор».
Гастарбайтеры? Не похоже…

- Часов нет… Вы не на машине, случаем? До шоссе подбросите?
- А много вас? А то у нас места в машине мало.
- Я один, от своих отстал, так получилось…
- Кладоискатель что ли? – тот, что постарше - с сединой в волосах - ухмыльнулся, во рту блеснула стальная фикса. Молодой молча сидел на корточках с папироской меж пальцев, смотрел исподлобья, изучая Сергея. – Много золотишка нарыл?
- Нету тут золотишка… По войне копаю. – разговор Серёге начинал не нравиться, незнакомцы – тоже. Подозрительные какие-то… уж не урки ли?

 
Предположение было верным.
Двое суток назад из ИТУ-129 совершили побег четверо заключённых. Он был хорошо подготовлен и планировался заранее.
В 17.30 бульдозер, использовавшийся на ремонте теплотрассы внутри периметра, неожиданно пошёл на таран КПП. Охрана открыла огонь, но это не остановило машину, кабина которой была предусмотрительно защищена листами котельного железа. Когда трактор наконец врезался в стену и заглох, обнаружилось, что рычаги управления зафиксированы и внутри никого нет. Воспользовавшись суматохой, двое зеков ушли через подкоп в противоположной части зоны, взяв с собой запас продуктов, гражданскую одежду и фальшивые паспорта. Ещё двое с «тяжёлыми» статьями рванули через тот же лаз спонтанно, в чём были.
Подкоп обнаружили не сразу, стемнело, план перехвата не дал результатов…

Незнакомцы тем временем переглянулись.
- Ну, вот что, друже… Тут такое дело: убивать тебя мы не будем, чай не упыри какие, но придётся с нами одёжей поделиться… Скидавай штаны и куртку. А то в нашем клифте на людях объявляться несподручно... Мобила и деньжата тож не помешают, коли есть. Ну и этот свой… детектор… давай, авось за археологов проканаем! – пожилой снова ухмыльнулся, сверкнув фиксой. - Лопату тебе оставим, не боись, будешь ею дрова рубить, костёр жечь, греться, пока попутка не объявится. Без портков ведь не побежишь за нами, ментам закладывать? То-то… 

М-да… Во попал! – подумал Сергей. – Что делать-то? Отдать одежду?? Нельзя: без неё вообще вилы, замёрзнешь нафиг, и костёр не поможет. Даже если отдать – не факт, что не почикают: слово урки только промеж собой держат, да и то не всегда…
На прямой конфликт, однако, учитывая численный перевес противника, идти не хотелось.

 - Шмотьё самому надо, не май месяц… Детектор могу дать… в долгосрочную аренду. – предложил компромисс Сергей (купленный по случаю бэушный «кащей» - невелика потеря). – А мобилы у меня нету, а то б такси давно вызвал…

Эх, – крякнул седой. – Мы с тобой, археолог, по-хорошему разрулить хотели, но ты не внял. Придётся, видно, по-плохому…
Пожилой уголовник со вздохом поднялся с пня, молодой пружинисто вскочил следом, щелчком отправив в лужу докуренную папироску, в руках у обоих появились ножи – маленькие и совсем не такие грозные как те, что продаются в охотничьих магазинах - но в умелых руках не менее опасные.

Ловко поигрывая ножичком и как-то особенно пританцовывая, седой двинулся на Серёгу, молодой стал сноровисто обходить сбоку.
Отбросив прибор, чтобы не мешал, Сергей покрепче перехватил лопату, занёс для удара, отступая к лесу. Скверно…

Вдруг уголовники переменились в лице.

- Атас!! МИШКА!!!

Серёга ломанулся в одну сторону, зеки – в другую.
Сразу свернув с дороги – на пересечёнке догнать сложнее - копарь долго мчался по лесу, огибая ямы с водой и перепрыгивая через стволы поваленных деревьев. Вроде бы за ним никто не гнался. Наконец, следопыт споткнулся о корягу и растянулся на сыром мху.

Сердце бешено колотилось. В лесу было тихо, только где-то тоненько попискивала мелкая птичка. Хорошо лежать вот так и просто смотреть на небо, если б не сочащаяся снизу холодная вода…
Опираясь на лопату, копарь поднялся.
Стресс понемногу уходил.
Хотелось забить на всё, забраться куда-нибудь в бурелом, оборудовать землянку и спать, спать долго, пока не надоест… А перед этим пожрать чего-нибудь. Мяса!
Вспомнив о еде, Серёга хлопнул себя по поясу. Мешок с кормом куда-то делся, видимо потерялся при драпе, та же участь постигла котелок и немецкий штык.

Втягивая ноздрями лесной воздух, копарь огляделся. Нет никого, только редкие птицы, но их не поймаешь…
Вдруг откуда-то еле слышно потянуло запахами стоянки: соляркой и синтетикой от автомобиля, дымом костра, жареным хлебом, тушёнкой… 
Серёга глухо заворчал.
Чутьё подсказывало: это были ОНИ - его сбежавшие коллеги-беаргриллзы!

Мягко ступая по лесной подстилке, Сергей начал обходной манёвр, заходя к стоянке с подветренной стороны.

- Слышь, только что по радио передали: где-то неподалёку двух беглых зеков медведь ухайдакал! Ментов, типа, полон лес, надо валить от греха подальше… - донёсся издали знакомый голос Сани-Большевичка.

Бывшие Серёгины камрады сидели возле разбитых на поляне палаток у костра, на котором в большом закопчёном котелке ароматно булькало варево из тушёнки и макарон, жарили на прутиках хлеб и пили кошерное импортное пиво, в то время как Серёга выживал в дикой природе, замерзая холодными ночами, отбиваясь от зеков и питаясь голимой собачьей жратвой!

Р-р-р-рррр!!!
Пришёл час расплаты.
Заросли с треском расступились; ломая ветки и попирая всеми четырьмя лапами валежник, Серёга вырвался на оперативный простор.
Через минуту, после короткой неравной схватки, он уже совал липкий от крови ключ в замок зажигания «дефендера» (всегда мечтал о такой машине!). Завести получилось не сразу: наверное потому, что пальцы Серёгины стали толстыми, грубыми, покрытыми густой бурой шерстью, и заканчивались мощными кривыми когтями…
 
- Э, дружище, ты что там, заснул что ли? – тычок в бок вывел Сергея из состояния торжествующего блаженства.

Забрызганный грязью по самую крышу «уазик» с четырьмя поисковиками не спеша тащился по просёлку; одетые в неброский камуфляж следопыты высматривали в лесу найденные на старой карте финские позиции.
Саня-Большевичок, прозванный так за то, что любил ездить копать в будёновке, радостно размахивая открытой поллитрой и обильно поливая водкой всё вокруг, включая Сергея, бодро пихал задремавшего копаря кулаком в бок:

- Есть у нас мнение, Серёга, что ты крутой!!


КОНЕЦ