Случай на дороге

Марианна Либерте
                Случай на дороге


Это был зимний морозный вечер. Зима в этом году выдалась не по-московски суровой, с настоящими сибирскими морозами – пару раз мне приходилось бывать в командировках в сибирских городах, и я помню тамошнюю стужу, сбивающую с ног. А ведь еще даже не январь – традиционное время Крещенских морозов. До Нового года осталось почти две недели. Воздух был  уже до такой степени прохладен, что  сковывал  своей невиданной силой. Для меня, южного человека, весьма ощутимы такие погодные аномалии.

Находясь в Москве более одиннадцати лет, я так и не привык к подобным холодам. В Москву я приехал в 2000-м году, после окончания Дагестанского медицинского института и интернатуры. Я родился в Грозном, но лет с пятнадцати жил в Махачкале, у своего дяди Муслима, уважаемого в городе доктора, который очень желал, чтобы я продолжил его дело. Так получилось, что своих детей у него не было, и я для него был как сын, он возлагал на меня надежды, и я не имел права разочаровать его.

Мои родители порой ревностно относились к проявлениям дядиной любви, но как-то находили компромисс и ладили между собой.

Будучи еще подростком, я не помышлял более ни о чем, только о профессии врача. Успешно закончив обучение в институте, я вернулся домой в Грозный, чтобы проходить интернатуру по кардиологии. Потом друзья позвали меня в Москву: подвернулся случай – предложили место в одном московском кардиоинституте. Предложение показалось мне интересным и заманчивым, и я согласился.

Должность врача-анестезиолога делала меня счастливым от того, что я мог помочь кому-то и быть полезным. Так потекла моя жизнь в Москве: тихая и размеренная. Работа отнимала все время и силы, поэтому в свои тридцать пять я еще не был женат.




В тот вечер я ехал в аэропорт встречать моего хорошего друга и коллегу, врача-кардиолога, которого все с нетерпением ждали. Чтобы не стоять в пробках на шоссе, я решил свернуть на более тихую улицу – как мне показал навигатор, эта дорога была наиболее свободной и могла сократить время в пути. Я свернул, не задумываясь. Помимо того, что я очень торопился и мечтал поскорее попасть в аэропорт, мне также хотелось поразмышлять о предстоящей встрече с человеком, которого я давно не видел. Более спокойная  дорога  могла тому способствовать.

Проехав совсем немного, я заметил, что навигатор стал барахлить, а потом совсем отключился. В довершение ко всему, мой автомобиль изрядно тряхнуло - это было знакомое ощущение, оно происходило каждый раз, когда лопалось колесо. Раздосадованный и выбитый из колеи, я готов был ругаться, но сдержал себя.

Время поджимало. Иногда оно летит слишком быстро, но на данный момент это было рискованно. Я рисковал не только временем, но и человеческой жизнью, жизнью маленького ребенка. Время обмануть невозможно: каждая минута – это биение сердца…

Это грустная история двухлетней малышки по имени Алина, которой была необходима операция на сердце. Собрав консилиум, мы с коллегами  единогласно приняли решение не  перевозить девочку  из Москвы в Мюнхен, поэтому в срочном порядке из Германии был вызван профессор-кардиолог Генрих Ванштейн, который имел опыт в подобных случаях и был блестящим  специалистом в области кардиологии.

Именно его я и ехал встречать. Я и мои коллеги делали все возможное и невозможное, чтобы помочь этому ребенку. Ведь дети – это наше будущее, и только благодаря им мы способны оставить след в истории.




Выйдя из машины, я глубоко вдохнул морозной свежести и огляделся. Интересное место, раньше я никогда не бывал здесь: с одной стороны тянется цепь домов, по другую сторону дороги – овраги, заснеженные поля, вдалеке темнеет лес. Небо непроглядное, и снег все сыплет и сыплет. И отчего-то становится еще холоднее, чем на самом деле.

Куда меня занесло? И спросить не у кого, в такую погоду, видимо, все сидят по домам. Я потер руки, которые даже в теплых перчатках моментально замерзли.

Помимо лютого мороза меня ждало новое испытание. Я начал открывать багажник, чтобы достать запаску. Но он упорно не поддавался, его заклинило от холода. Как я ни старался открыть, все усилия были напрасны.

И что дальше? Вокруг ни души, на улице минус двадцать, опаздывать я не имею права – меня командировали, доверив данную миссию, а я повел себя так неосмотрительно. Я со злостью двинул ногой по спущенному колесу и с негодованием закурил. Морозный воздух и добрая порция никотина взбодрили меня. Я стал думать, куда лучше позвонить.

Достав мобильник и покрутив его в руках пару секунд, я решил набрать номер одного знакомого, который жил поблизости от аэропорта. Но и здесь меня ждало разочарование: телефон оказался разряженным.

Как же это возможно? Происходящее не укладывалось у меня в голове. Всего час назад заряд был почти полным! Что же это получается? Любопытно... Мои мысли и волнения все больше захлестывали меня. Что делать дальше? Начиналась метель, непогода только разыгрывалась. Но тут мои размышления нарушили мужские голоса, доносившиеся неизвестно откуда. Бросив телефон в карман, я быстро пошел на звук голосов.




У обочины стояло несколько запорошенных снегом, припаркованных автомобилей. Обойдя их, я увидел небольшую группу людей в спецодеждах, они убирали снег с дороги. В такой холод, да и на часах уже около десяти вечера! Я остановился и прислушался к их разговору, но не разобрал ни одного слова. Их речь показалась мне совсем незнакомой, чужой и резкой. Подойдя ближе, я собрался поздороваться, но большинство мужчин даже не подняли голову, а продолжали убирать снег с обочины и о чем-то оживленно беседовать. Кроме одного. Молодой человек выпрямился и подошел ко мне.

- Здравствуйте!

Я снял перчатку и в знак уважения подал руку, поприветствовав юношу. Молодой человек был невысокого роста и худощавого телосложения. Он незамедлительно протянул руку в ответ на мое приветствие.

- Вы работаете? – спросил я.

- Да, – негромко ответил незнакомец. Он был очень уставшим. Его губы замерзли, и все лицо сковывал сильный мороз. Не желая его задерживать и, тем более, просить о помощи, я хотел было уйти. Но он внимательно посмотрел на меня и поинтересовался:

- Что у вас случилось?

- Да у меня лопнуло колесо и багажник заклинило... Мне нужно как можно скорее попасть в аэропорт. Мобильник заглох. В общем, все проблемы разом навалились.

- Да уж... Бывает. И погода выдалась не самая подходящая. Пойдемте, посмотрим вашу машину.

- А как же ваша работа? – удивленно спросил я.

Юноша промолчал. Идя за мной, он на ходу бросил несколько фраз на непонятном мне языке в сторону работающих.

- Интересный у вас язык. Кто вы по национальности? – не удержавшись, спросил я.

- Я из Узбекистана приехал. Знаете, есть такой город Бухара? – ответил он.

- Конечно, знаю! Там жил и работал великий ученый и врач Авиценна*.  Я сам по профессии врач. У вас почти не заметен акцент. Вы давно в Москве?

- Да вот, на днях три года будет, как приехал.

- Наверное, хорошо знали русский язык до приезда?

Юноша сдержанно усмехнулся. Его глаза заблестели при свете фонарей.

- Совсем нет. Я знал несколько слов, самых простых: спасибо, здравствуйте, и все. Жизнь такая, всему приходиться учиться.

Он снова замолчал. Мы подошли к моей машине. Я передал ему ключи, но он отрицательно покачал головой:

- Не надо. Бог поможет.

Я удивленно смотрел на него. Меня поразила его манера общения. Спокойный, выдержанный, сразу заметно: уважающий старших, серьезный, целеустремленный. Необычный парень. Его понимание беды другого человека поразительно. При его тяжелой работе и занятости он способен еще думать о проблемах окружающих его людей!

Молодой человек достал из кармана куртки какую-то отмычку и приставил к замку багажника. С первого раза не получилось, но через  мгновение под натиском рук незнакомца багажник с грохотом открылся.

- Как вам это удалось? – обрадовался я.

- Нужно просто от души захотеть что-то сделать и тогда все получится, – юноша достал из багажника домкрат и запасное  колесо. Я подошел и стал помогать ему.

- Я  вам и так очень признателен… Не нужно, надеюсь, я сам справлюсь.

Но молодой человек проворно установил домкрат и подкатил колесо к ступице. Я не стал спорить, видя, как искренне он старается мне помочь. Заглянув в салон автомобиля, я достал монтировку и протянул ее парню. Спустя несколько минут  запасное колесо было водружено на место пробитого.




Я не знал, что и сказать. Поблагодарил парня несколько раз, но этого явно было мало. Конечно, я очень торопился, но интуитивно понимал, что наверняка самолет задержится из-за метели, поэтому мне хотелось немного поговорить с моим помощником. Хотя бы несколько минут в знак признательности и уважения.

 - Вы сейчас не только мне помогли. Я еду в аэропорт за одним человеком… он врач и должен провести сложную операцию на сердце маленькой девочки. Мне страшно повезло, что я встретил вас.

- Думаю, все будет хорошо, я всегда это чувствую, – его теплые карие глаза согрели мне душу. Глаза цвета персидской ночи вселяли надежду.

- Хочется верить.

- Я всегда верю, даже когда уже ни во что не хочется верить от усталости.

- У тебя очень тяжелая работа? -  спросил я напоследок, не заметив, как перешел на ты. Видимо, сыграло роль то обстоятельство, что парень был моложе меня.

- Терпимо. Бог все знает, а мы люди, у нас есть только вера, - проговорил он.

- Ты такой молодой и настолько умный... Сколько тебе лет?

- Двадцать два, -  смущенно ответил мой новый знакомый.

- Рассуждаешь ты как мудрый старец. Ты совсем юным уехал из дома?

- Я не думал о возрасте, когда понадобилось помогать родителям. Сила человека в умении преодолеть страхи. У каждого свой путь, -  юноша замолчал и посмотрел в сторону работающих

Я взглянул на часы. Время до прилета еще оставалось.

- Ты  еще  не женат?

- Нет, -  юноша погрустнел, нахмурился и тяжело вздохнул. Он явно стеснялся подобного вопроса.

- Но у такого чудесного парня наверняка есть та, которая  ценит и любит?

- Есть. Она хорошая девушка, но из-за моей работы и усталости мы редко видимся. Она ждет меня, как она говорит, каждую минуту. Часто смотрит в окно, чтобы увидеть меня, когда я работаю на улице.

- Она очень любит тебя, это чувствуется. Тот, кто умеет ждать, любит сердцем, а не на словах. Важно беречь тех, кто нас любит и ждет. Мир наполнен ненавистью и холодными людьми, которым нет ни до чего дела. И когда есть то сердце, которое бьется для тебя, не разбивай его. В самую сильную стужу ты согрет горячим сердцем твоей возлюбленной. Каждая встреча не случайна, вот и наша с тобой -  дар свыше.

- Конечно, я ее берегу, очень! Вы правы, но… извините, мне уже нужно идти работать, - с грустью в голосе сказал он.

- Спасибо тебе, большое человеческое спасибо! И дай Бог тебе всего самого наилучшего! Как твое имя?

- Алишер.

- Теперь понятно, почему ты такой умный. Насколько я помню, твое имя означает «мудрый лев». К тому же, мы тезки: я Аслан, тоже «лев».

Алишер улыбнулся и, похоже, даже приободрился.

- Ну, что ж, тезка, удачи тебе! - на прощание я дружески похлопал юношу по плечу. Он улыбнулся, попрощался и направился в ту сторону, где работали мужчины.




Проводив его взглядом, я сел за руль и выехал на шоссе в сторону пригорода, по дороге размышляя о молодом человеке с добрым и уставшим взглядом. Где-то в глубине души мне стало нестерпимо больно и тяжело от мысли о том, каково сейчас Алишеру, как нелегко ему работать. Я даже поежился от холода, но вскоре успокоился. Его добро к нему рано или поздно вернется. Такие люди, как он, редкость. Они, как алмазы, бесценны, благодаря своей профессии я  неплохо понимал людей.

Этот паренек хорошо воспитан, тактичен, тяжелая работа не сделала его жестоким и опасным для общества человеком, как часто бывает с теми, кто, приехав в Москву, сталкивается с трудностями. У него есть свой мир. Любая трудность делает его сильнее. У таких, как он, нужно учиться.




В аэропорт я успел вовремя, и все благодаря моему спасителю. На следующий день мы с доктором Ванштейном успешно провели операцию, и вскоре Алина пошла на поправку. Когда-нибудь я ей расскажу о парне с красивым именем Алишер, и о том, как он помог мне в самый ответственный момент. Бог будет милостив к нему, я в этом уверен. Ведь он помог не только мне — благодаря своему доброму сердцу, он, сам того не зная, спас человеческое сердце…







*Авиценна-Абу Али Ибн Сина - средневековый ученый, медик, философ. В 16 лет был приглашен лечить эмира Бухары, где и работал некоторое время. Оставил  в наследие более 450 трудов. («Книга указаний и наставлений», «Книга знания» («Даниш-намэ»).




Марианна Либерте (
журнал RUMORS  ,январь,рубрика история в стиле)http://www.rumors95.com/