Изгнание зимних духов. Гл. 8

Ирене Крекер
Заметки о Германии.

Конец января, а на юге Германии в земле Ваден-Вюртемберг всё ещё  нет настоящей зимы. Как-то однажды выпал снег, это было ещё до рождественских праздников, но сразу растаял. В середине января мы только неделю любовались сосульками в память о сибирской зиме. Температура воздуха в последние дни плюс-минус три градуса. Синоптики обещают  неожиданное потепление до пятнадцати. Многие деревья до сих пор не сбросили свой зелёный наряд. Метамарфозы природы... Скажу сразу, на подобного рода явления уже никто здесь не обращает внимание.

Тогда чем же живёт  Германия сегодня? Что занимает умы местных жителей?

Не ошибусь, если скажу: подготовкой к традиционному празднику под названием Fastnacht (  Fast,fasten - означает - пост, поститься) , чем-то напоминающим мне проводы зимы. Можно ещё  по-другому сказать, что это историческая традиция, заключающаяся в  изгнании зимних духов.
 
Праздник этот католический, корнями восходит к двенадцатому столетию. Существует мнение, что между двумя великими постами, сорокодневным рождественским и пасхальным, наши прородители пытались наверстать недозволенное во время постов и в это время по-настоящему наслаждались пищей, различного рода напитками, звучали громкие приветствия на улице, танцы, флирт. В конечном итоге изгонялись, сжигались зимние духи, ведьмы, всякая нечисть, и начиналась обыденная жизнь с её воздержанием и новым постом.

Это действительно традиционное праздненство. В народе его называют ещё праздником дураков. В этот день с трибун разрешается критиковать себя и вышестоящие органы, их руководителей до умопомрачения. В эти праздничные дни всё воспринимается  шуткой без негативных последствий.  Юмор, громкий смех, ирония, доходящая до сарказма, приводящая в смех большую часть населения города, сопровождает всех в эти дни.
 
Мы переехали в Германию зимой и попали почти сразу в сказку с ведьмами и колдунами, резгуливающими по улицам масками и тёмного происхождения костюмированными фигурами. Трёхлетний сын проявил тогда страх, видя старух на мётлах и сказочных героев. С ними ему в жизни до сих пор не приходилось встречаться.

Меня прежде всего поразило серьёзное отношение местных  к этому  событию. Как я потом узнала, тщательная подготовка к нему  ведётся в течение  года. В каждом городе  работают добровольные  общества по организации праздника. Я бы назвала его участников  фанатами, людьми, посвящающими необычному для нас времяпровождению большую часть своего свободного времени. Это и поразило меня прежде всего. Да и в сказку не каждый день попадаешь.

В этом году с шестого января, исторического праздника Трёх королей ( Drei K;nigi),  активная фаза  работы сообществ в этом направлении.

Так неделю назад в городе состоялся традиционный Бал Масок. Мотто  вечера,  обнародованное заранее в местной газете: « Можешь забыть телевизионные передачи: известных артистов и звёзд эстрады встретишь у нас на балу».  Всё население было приглашено в здание, в котором по традиции проводятся  городские праздники. Входные  билеты  на Бал-Маскарад можно было приобрести заранее, в день проведения мероприятия проникнуть в зал невозможно по причине отсутствия свободных мест.  Костюмы на участниках  бала сшиты профессионалами и стоят  немалых материальных затрат. Праздник семейный: народ не скупится на вложение средств в его проведение. В этот же день были определены  призовые места. Награды недолго ждали своих победителей.

Сегодня последнее воскресенье января. Мой наблюдательный пункт по-прежнему  у компьютера. Окна  рабочей комнаты выходят на улицу, прилегающую к центральной площади. Туда с утра тянутся  участники очередного мероприятия.

На улице стоит звон от колокольчиков, которыми изобилуют костюмы жителей. Только и слышатся приветствия и ответные возгласы участников шествий и мероприятий. "Narrii"! "Narrooo!" Все прекрасно понимают друг друга. Смех, крик, шутки... Все довольны всем. На лицах нет выражения недовольства или усталости. Если они не закрыты масками, то излучают в высшей степени приятное возбуждение и удовольствие.
 
Мы в данном случае -  сторонние наблюдатели. Нужно  здесь родиться, чтобы с молоком матери впитать  в себя, проникнуться духом праздненства, влиться  в ряды его фанатов.

Я не знаю, какова программа сегодняшнего дня. Знаю только, что  площадь у «Дома Советов», то есть у Городской управы давно ждёт гостей и жителей города.
Очередная группа участников, оглашая воздух перезвоном бубенцов, прошла в сторону площади. Все в костюмах с соответствующими аттрибутами в руках. Даже малышки одеты в семейные костюмы. Все одухотворены в преддверии  продолжения сказки, которая разворачивается на моих глазах.

Я вспомнила, сегодня  проводится детское шествие. Организованный парад детей в масках и без масок, с родтелями и без. Шествие порой растягивается на полкилометра. Дети подходят к магазином и словами, которые скандирует толпа: " Жадные, Жадные", заставляют работников магазинов, учреждений, аптек, простых жителей... одаривать их подарками. Предприятия заранее готовят коробки с сувенирами и сладостями.

Когда я проходила курс учёбы, наш преподаватель, пытаясь объяснить значение этого праздника  для него лично, поразил меня своим энтузиазмом. Из его слов я поняла одно: в эти дни истинные фанаты, войдя в массу таких же, как они, плывут,  отключив сознание в будоражащем с детства ритме музыки, сливающимся с биением сердца и зовом души. Как в реку ныряют  они с головой  в атмосферу праздника и выныривают не раньше чем через неделю, с разочарованием понимая, что мир сказки кончается, начинаются обычные будни. « Сердце сжимается от щемящего чувства тоски по потерянному раю», - примерно такими словами выразил свои чувства наш пятидесятилетний преподаватель, с упоением отдаваясь воспоминаниям о празднике души.

Сказочным духом вдохновения  пропитан в эти дни весь город:  все учреждения, начиная с детских садов и заканчивая домами престарелых.

Своеобразным итогом  праздненства является историческое костюмированное шествие, Narrenumzug, чем-то напоминающее первомайские  демонстрации в Советском Союзе, за отсутствием плакатов и   высокопоставленных чиновников, приветствующих народ с трибуны. Нечисть во время этой своеобразной демонстрации будет выхватывать людей, детей из толпы, забрасывать на телеги, машины, засовывать горстями конфетти за шиворот, в штаны, под куртки. Как наблюдатель только и успевай увёртываться от очередного неожиданного нападения. Жители прошлых веков, облачённые в своеобразные костюмы, соответствующие им маски, будут швырять в толпу серпантином, конфетами, шоколадом. Маленькие дети боятся этих страшных масок, а школьники, заливаясь громким смехом, только и успевают с удовольствием собирать трофеи в виде сладостей, сыплющихся им на голову.

В этом году с девятого до тринадцатого февраля все правительственные учреждения города будут закрыты. Чиновники берут себе  отпуска. Жители города   живут  законами, далёкими от реальности.

В последний день праздника нечисть жалуется на сожжение, но не пугайтесь, вечером во вторник сжигается  только соломенное чучело Ведьмы  и опять же у центрального дома правления на глазах у всего города.  В этом году  в среду  второй недели февраля, в присутствии всех жителей, состоится заключительный акт праздненства. После этого дня под названием Aschenmittwoch ( Asche - пепел )жизнь в городах и посёлках медленно войдёт в свою коллею. Бюргермайстеры займут свои посты-места в учреждениях. Жители снимут праздничные маски и отправятся на работу, после которой ещё долго за кружкой пива будут вестись разговоры о бурных ночах, проведённых как будто в другой прошлой жизни. Если кому-то и этого будет недостаточно для разрядки, то в последующие выходные в сельской местности можно на празднике местного значения  в кругу друзей  приятно провести время. 
 
Этим  необычным событием  живёт сегодня Германия.  Коренному местному населению  в эти дни совершенно безразлично, абсолютно всё равно, чем живёт мир за пределами их сказочного видения действительности  и того, что с ними в этот день происходит.
 
Население города от мала до велика, и что бросается в глаза, семьями, союзами, объединениями,  не отвлекаясь на сообщения радио и телевидения, газет и журналов,  плывёт  в эти дни по течению, подчиняясь внутренней музыке души и сердца, отдаваясь  волне вдохновения, расслабления, радости и благодарности организаторам праздника за доставленное  наслаждение.
 
Сегодня пик  праздненства, последние две недели, в которые фанаты получают отпуска, меняются сменами, не выходят на работу, попадают в больницы по причине перехода грани допустимого. Многие нарушения  прощаются  в эти дни в рамках дозволенного. Полиция как всегда начеку, стоит на страже закона, но её представителей не увидишь без причины на дорогах или  улицах города. Костюмированные группы после шествий и  организованных мероприятий переходят из одного локала в другой. Шествия с музыкальным сопровождением длятся до ночи. Гремят барабаны, звучат фанфары, наполненные до отказа рестораны, закусочные, гостиницы и кнайпы  принимают гостей  до утра.

Почти в каждом населенном пункте своя программа проведения вечеров, свои маски и костюмы. Все мероприятия  координируется на  городских или краевых уровнях. Всё под контролем.
 
Люди же наслаждаются сегодняшним днём, проводя его в Мире сказки, неожиданных страстей и ритуалов старины. Мир удовлетворения прихотей и желаний, внутренней свободы, радостного движения и единения душ чувствуется во всём,  что происходит   сегодня на улицах.

Заканчиваю репортаж из закрытого помещения, иду на улицу, чтобы  влиться в поток счастливчиков, умеющих отключаться от повседневных хлопот и забот, хотя бы в душе, хотя бы на короткое время.

Думать над негативными явлениями будем  завтра, а сегодня -  мир радости, вдохновения и внутренней свободы влечёт и ведёт нас на улицы города в ожидании  радости, вдохновения и любви. Встреча со сказкой приятна в любом возрасте, пробуждает в нас ожидание чуда и праздника. Только бы не растерять прежде времени способность  восхищаться происходящим вокруг, только бы не состариться раньше времени душой, только бы суметь продлить прекрасные мгновения, которые дарит нам жизнь...