Разговор с космонавтом

Татьяна Сидак
На юбилейном празднике в честь 80-летия Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХА» мне довелось  побеседовать с космонавтом Андреем Ивановичем БОРИСЕНКО. Он и другой наш выпускник - космонавт, Герой СССР и Герой России Сергей Константинович КРИКАЛЕВ приехали, чтобы поздравить  всех в альма матер   и принять участие в юбилейных торжествах, чем порадовали и повысили статус события.
В перерыве торжественной части юбилейного расширенного заседания Ученого Совета в фойе  нашего знаменитого актового зала (здесь бывали космонавты  Германн Титов, Владимир Комаров, Георгий Гречко, а также  Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алиса Фрейндлих, Александр Розенбаум и другие известные люди) со мною рядом оказался  Андрей Борисенко и  я решилась у него спросить  о том, кто преподавал ему теоретическую механику (подумала, что, может быть,  он учился у меня?)
Кстати, в конце 2011 года  после возвращения  из 164- дневного полета на космическом корабле «Юрий Гагарин» он был приглашен  на передачу ”Морозоустойчивость» на канале 100 TV с ведущим - артистом театра Михаилом Морозовым.
Включив случайно  поздно ночью телевизор, я увидела на экране  нашего космонавта (из Военмеха) Андрея Борисенко и решила посмотреть это интервью, передача шла в прямом эфире и сообщался телефон, по которому  зрители могут задавать вопросы  гостю программы. Меня очень впечатлил гость своими умными ответами, уровнем знаний и широтой кругозора, а еще — скромной, интеллигентной манерой  поведения в эфире. У ведущего  тоже манера и стиль ведения  передачи оказались необыкновенными: он постоянно  восторженно восклицал
-Господи,  ну откуда берутся  такие  гениальные люди? Где они научились?-
(В анонсе передачи диктор сказала, что Андрей окончил Военмех).
Меня распирала гордость за alma mater,  за причастность  к этому феномену.
И вот, я набрала номер указанного  ведущим телефона  и даже дозвонилась , задала свой вопрос о том,что хотела бы узнать, помнит ли космонавт, кто преподавал ему теоретическую механику на втором курсе в «ВОЕНМЕХЕ», (Мне очень хотелось, чтобы  все, кто смотрит  передачу, услышали еще раз, что  таких замечательных инженеров — космонавтов СОЗДАЕТ ВОЕНМЕХ !)
Увы, мой вопрос не прошел в эфир, время истекло... Сегодня при нашей встрече в разговоре с Андреем Борисенко я рассказала ему,   что меня очень порадовало его интервью,   узнала, кто были его Учителя. Он сразу вежливо сказал, что, к сожалению, у меня он не учился, лекции по теормеху и практические занятия вели другие преподаватели.
   - Они могут этим гордиться , -вырвалось у меня.
  В личной беседе Андрей оказался  очень приятным человеком, его приветливая,  доброжелательная улыбка вызывала желание продолжить разговор.  Увидев на его пиджаке Золотую Звезду Героя России, я вспомнила, некорректный, на мой взгляд, вопрос ведущего:
- Почему у Вас нет на груди Звезды, которой обычно награждают после космического полета?
- Прошло немного времени с окончания полёта, но тем не менее ?
     На что Андрей ответил очень скромно, открыто и дружелюбно улыбаясь: 
- Уже почти две сотни космонавтов, наверное, не всех награждать будут.
- Не знаю! 
     Поэтому я теперь поздравила Андрея с наградой, напомнив ему разговор во время интервью. Он вежливо принял поздравления, а я непроизвольно дотянулось рукой до звёздочки, так как она была на уровне моего лица (Андрей невысокого роста), “взвесила “ ее на ладони, при этом воскликнула :
- Почему она такая лёгкая ? Как будто из алюминия ?
А он засмеялся и сказал:
- Так, это же муляж! При награждении теперь в Кремле выдают две коробочки: в одной настоящая Золотая Звезда, а в другой — муляж для ношения на пиджаке.
     Удивившись этому, я рассказала ему, что в детстве в пятидесятые годы  мы жили в  Кронштадте в огромной коммуналке (в ней было девятнадцать комнат и длинный коридор, по которому дети катались на велосипеде). Кстати, двери в комнаты весь день не закрывались, в одной из комнат жила семья Героя Советского Союза подполковника Карицкого Константина Дионисьевича. Однажды мы с подружкой (нам было по семь лет) заглянули в открытую дверь: в комнате на диване отдыхал после обеда наш сосед, а его китель с наградами висел на стуле. Нас разбирало любопытство и мы на цыпочках прошли в комнату, чтобы дотронуться до золотой звёздочки ! До сих пор не забылось тактильное ощущение, когда я так же, как сегодня,“взвесила “ её на ладони — она была тяжёленькая !
     Космонавт вместе со мной посетовал, что в те годы сразу после войны, трудно было представить, что бы кто-то посягнул на геройскую награду, а теперь во избежание таких посягательств со стороны негодяев Герои носят на груди муляж! Увы! А уж оставлять китель с наградами возле открытой двери никому теперь в голову не придёт! Вот, как изменились времена и нравы!