Сергей Сухарев. Из моей хроники. Тётя Муза

Сергей Сухарев
               В городе Таштаголе Кемеровской области, где прожила почти всю долгую жизнь, скончалась на 93-м году жизни двоюродная тётка – Муза Исааковна Суворова. Я недавно писал о ней в день её рождения – последний, как оказалось): http://drontophile.livejournal.com/56178.html#comments. Странным и даже претенциозным кажется этот тройной ряд, но на самом деле вполне естественен. Фамилию она сохранила девичью, будучи внучкой (одной из множества) моего прадеда – Дмитрия Фёдоровича Суворова, владевшего мельницей на Алтае. Да, в 1930-м «раскулаченного» - и вскоре погибшего при неясных обстоятельствах (по слухам, утонул).
                Священник села Макарьевского называл младенцев строго по святцам, поэтому 12 (12, не 11!) детей прадеда носили не только привычные слуху имена (Иван, Сергей, Михаил, Владимир, Савелий, Клавдия, Александра – моя бабушка), но и достаточно редкие (Аполлинария, Марфа, Клеопатра, Кронид, Исаак). Выжившие сыновья во время Гражданской войны оказались в разных лагерях. Сергей – как колчаковский офицер – бежал через Харбин в Австралию, и связь с ним, конечно, довольно скоро потерялась. Про остальных (в отличие от четырёх сестёр, доживших до глубокой старости) знаю мало: эх, мог бы чего только не выспросить!. Кто оказался на чьей стороне?! Сохранился деревянный портсигар, искусно выточенный Иваном с выжженной надписью «Бийская тюрьма». Но дата, дата – вот что важнее всего уточнить! По-видимому, он всё-таки был «белым», а тогда выходит, что Исаак – «красным».
                Бабушка (баба Лёфа – см.: http://www.youtube.com/watch?v=IrL-MXL8Q-8) племянников и племянниц неизменно привечала и опекала: в бийском доме Сухаревых постоянно бывал и живал кто-то из этой родни). Тётя Муза родилась 22 сентября 1920 года - по-видимому, уже не в Макарьевском: хотя окрещена Музой и по святцам, но именины Музы празднуются только 29 мая… В памяти о ней - крохи: немногословная – в гостях у нас, кажется, даже робевшая, или это было следствием природной сдержанности и, возможно, какой-то затаённой  невысказанной обиды. Во всяком случае, позднее никакие отношения с мамой не поддерживались.
                Царствие тебе небесное, тётя Муза! Спасибо, что была мне родственницей.