О рыбалке

Вячеслав Бондаренко
О рыбалке.                Настоящие мужчины никогда не говорят о   
                том, что у них было с той или иной женщиной
                Они говорят    о  рыбалке.
    Рыба;лка — любительское и профессиональное (оплачиваемое) занятие рыбной ловлей. В отличие от рыболовства, рыбалка — увлечение, вид отдыха, туризма и спорта. Различают рыбалку
 по времени года: летняя, зимняя;
    по месту: морская, пресноводная (речная, озёрная);
    с лодки или с берега;
    по используемым снастям: поплавочная, донная удочка, спиннинг, нахлыст, жерлица, сбирулино, острога;
    по объекту лова: карась, карп, язь, сазан, судак, щука, ленок, сиговые, лещ, пескарь, уклейка, сибирский таймень, байкальский омуль, лососёвые, сом, хариус, то есть хищные, полухищные, травоядные (не хищные) виды и т.
       Когда я уже был пусть не очень известным, но достаточно популярным  писателем  в нашей семье и даже уже представлял себе , какой ручкой буду давать автографы, моя жена бегала за мной по квартире, не давала сосредоточиться и  умоляла написать про рыбалку.  Поначалу я не вдавался в причины ,почему ей этого так хотелось .Но ведь нет в жизни ничего случайного.  Ни людей, ни событий. Но очевидно было одно- ей это важно и она не отстанет. Я тянул, сколько мог, чтобы не осквернить печатным словом святые вещи, но обстоятельства  были таковы, что кто-то читает сейчас эти строки.  Тук-тук, Вы кто?
Как объяснить  неискушённому человеку, пусть даже порой и с двумя высшими образованиями, что такое рыбалка?. Есть святое в душе у каждого и всуе об этом никак. Ещё на втором курсе института мы поняли, что есть  бедные люди ,которые ну никогда не поймут, зачем брать рюкзак на спину и тащить его наверх в гору. Много Вы видели в городе людей с 15-ти кг .рюкзаками? Да у нас главбух. каждый день на работу пешком 10 кг с таким, да? А ещё есть баня, тренировки и т.п. Но, каждому своё. Хотя, если честно, я тоже не разделяю некоторых чужих увлечений. Например, я не прихожу на работу и не спрашиваю , как сыграла команда N c командой Z . Тем более, что все эти любители-знатоки  спорта , как правило, курят, пьют пиво , с животами и т.п.Но. я не доказываю ничего им уже давно, а они не трогают меня .Живём паралельно. Я в два ночи-сплю, они рвут волосы от досады за пропущенный гол в низшей лиге. Чемпионат мира я смотрю, правда. Но без фанатизьма .Или как реагировать, когда мне дочь говорит- ты , папа , предсказуемый-лето, горы, байдарки. Хотя в горах не была ни разу и не напрягается понять, зачем люди прутся в эти дали. Как передать на словах эти красоты и восхищение.? Вот я скажу- дух захватило.Ну , сказал.Захватило? Нет.Потому что-слова.  А вот дом- кафе 1-дом-кафе 2 -дом кафе3-- дом-кафе4-это интересно. Наверное, там свой интерес., движение, люди. И, наверняка куча всяких интересных процессов и проектов, о которых мы не догадываемся.  Или дачники- днями могут разговаривать про свои 6 соток. Хотя на базаре картошка круглый год. Тоже позиция. Но что-то меня в сторону качнуло.
    Короче ,дело было так. В степи было село. В селе дом. В доме стена. В стене-гвоздь. На гвозде –игольница. В игольнице—булавки и иголки. Была выдернута из игольницы у бабушки иголка, накалена на газу(чтобы стала мягкой а не хрупкой),согнута и так я получил в 6 лет свой первый крючок .Пруд в 5 км от нашего села в степи- и мы  с приятелем стали рыбаками. Первый улов- судачки по 10 см. и какая-то плотва. Когда я пришёл поздно вечером домой с бидончиком  молочного цвета, со сколом на крышке и деревянной ручкой( врезалось в память ) с этим уловом - бабушка отругала слегка за то, что  я –неизвестно где, потом почистила мою рыбу, пожарила и выложила на тарелку-ешь.  Кто бы стал возиться с мальками, пойманными 6-ти летним мальчишкой, которые и рыбой –то были , наверное, только для меня? Тем более уже под вечер? Моя бабушка сделала это без проблем. Она меня любила. Потому что.    В принципе, можно было бы дальше и не продолжать. Потому что, каких бы рыб я потом не ловил-а первая рыбалка и всё что с ней связано-как первая любовь. Но продолжение есть.
    Кстати о бидончиках. Раньше они были в каждой семье. как-то неожиданно вспоминаются некоторые вещи. И сейчас где-то лежат на балконах у многих, но не востребованны. А раньше каждый день в городок из близлежащего посёлка развозилось молоко в бидонах, часам к семи вечера .Были одни и  те же молочницы. Люди с пятиэтажных домов уже заранее ждали привоза молока , и когда бидоны выгружались, аккуратно выстраивались в очередь. С бидончиками, с банками. Иногда с кастрюльками. Женщины, мужчины ,дети. Молочница  повязывала  фартук, доставала черпак , цилиндрической формы, ровно на литр, открывала бидон, размешивала молоко- и процесс пошёл.Когда в бидоне оставалось мало молока,  черпак не мог черпануть-открывался другой бидон и остатки сливались туда. Опять перемешивание- и следующий. По выходным молоко привозилось с утра. Летом молоко брали хуже, народ отсыпался. , жарко,Больше квас шёл.Молочница оставляла бидоны, шла вдоль домов и протяжно кричала:«мо-ло-о-ко-о-о-о-о!» И так через 5-10 секунд. Покричав-возвращалась к бидонам, отпускала подтянувшихся за молоком людей и шла в другую сторону. Нет, в магазинах было молоко, в стеклянной таре по 0.5 и 1 литр., но сельское-оно  натуральное жеж. Сейчас в стекле молока нет,  и бидончики-редкость. 
       Так вот о рыбалке. Про самодельные спиннинги  деревянным удилищем и блесной из оцинковки  в виде ложки , я уже писал. Но вот правильно говорят –охота пуще неволи. Помню ,как просидел пацаном около реки часа 3, смотрел на поплавок, ждал, когда клюнёт.Был лёгкй ветерок и поплавок качало на волне. Когда через три часа , не дождавшись  поклёвки я вытащил крючок из воды, то увидел полусползшего червяка.  Помню свою досаду-если бы я догадался поправить червя, то может всё было бы иначе, думал я. Когда я пришёл домой и уснул- перед глазами качался поплавок  на волнах и меня всего качало. Насмотрелся.Но азарт нарастал.          Однажды на Ахтубе я нашёл кем-то забытую закидушку и насадив малька, метнул её в реку. Через какое-то время , вытаскивая груз я  увидел как огромный судак отцепился в полуметре от меня от крючка  и , вильнув хвостом, ушёл в глубину.  Всё.  Я стал рыбаком.
        Понятно одно- на рыбалку едут не за рыбой, то есть рыба –не главное. Хотя рыба иногда должна ловиться. Ну, не как на базаре-пришёл , закинул, вытащил. А чтобы помучиться.Ну и впоймать иногда. Конечно, многие ходят на базар за рыбой, но многие и в спортзал не ходят, и в горы, и в футбол не играют, и много чего не делают. Да что доказывать-то.? Каждому своё. Кого убеждать? Как говорят –у каждого из нас свои тараканы, или проще говоря-нормальных людей нет, а есть временная приспособляемость к окружающей  нас действительности и обстоятельствам.
Вот два примера .
            Была деревянная вёсельная лодка. Её хозяин ( не рыбак –любитель) смилостливился над моим  желанием и мы погребли на рыбалку. Утро, вёсла окунаются в воду, запах воды, весна, почки только распустились, река и с каждым гребком лодка продвигается вперёд. Привязались к кустам около острова. Я закинул удочки. Предвкушение. Лепота!!!! Хорошо.!!! Начал ловить.Окунёк, тарашка, ещё.  Класс.!И тут хозяин увидел, что в кустах плотик  прибило из хороших брёвен, штук 8. Рыбалка закончилась . Три часа гребли назад с плотиком  прибавили размышлений о смысле жизни и о том, что каждый по- своему любит рыбалку.Вывод-ездить надо на рыбалку с проверенными людьми. Или одному.
          Как-то , рано утром, возвращаясь с поезда, я ждал речного трамвайчика на пристани.  Сидят два рыбака, уже пенсионеры, ждут тоже трамвайчика, чтобы доехать подальше от города и на своих заветных местах ,что  бог даст., впоймать. Ну там пару килек или сомов. Естественно,  не молча сидят. И один другому рассказывает, что живёт в Астрахани лет  тридцать, рыбачит постоянно, но рыбу ел всего два раза. Первый раз -когда приехал в командировку, поселился в гостиннице, пошёл в ресторан и заказал на ужин красную рыбу. Поел, отравился, попал в реанимацию, вышел из реанимации, привёз семью, поселился, живёт. Рыбу зарёкся есть ещё под капельницей. Поехал с кем –то на рыбалку. Наловили воблы крупной. Уха, природа. Опять лепота!!!! И вот сидит его товарищ напротив и уплетает эту воблу за два приёма , только уши шевелятся. Не выдержала душа. Решил попробовать.Попробовал. Подавился костью. Зарёкся теперь точно рыбу не есть. Но рыбак-заядлый. Бывает.
      Помню, как я научился ловить лещей лет в 25. Лето, на реке лодок-тьма, штук тридцать. Под леща стоят. Выражение такое. Не «что ловишь», а под леща, под судака. Или на леща.
     Поехал. С утра, часов в пять  Впоймал двух мальков за полдня.   Мне сосед говорит-надо прикормку.  Нашёл сетку какую то, насовал туда хлеба.Поехал .Опять за полдня пару мальков.
Сосед говорит-поводки надо длинней.  (сам не рыбачит, но советы даёт). А то рыба грузила боится.Сделал поводки.насовал хлеба в кормушку. Выходные. Поехал. За полдня-пару мальков.
Другой сосед говорит-поводки короче надо.А то наживка болтается на течении , рыба не успевает. Обрезал поводки. Взял кормушку. В выходные поехал. Опять пару мальков. В общем , раз пять я пустой возвращался. Думаю-ну не везёт. Потом попался мне  настоящий рыбак-лещатник. Показал, научил.
Напаял я сам мормышек из лезвий, сделал поводки как надо, сварил кашу по суперсекретной технологии, взял сетку с определённой ячеёй(чтобы сразу не вымывалось)., спец грузила, верёвка сто метров, черви –пучком на крючок. Поехал. Приехал. Полванны лещей. Раз полванны, два полванны, три и понеслось . Только успевай кашу варить и червей копать.Рассказал друзьям. Оно ж не жалко- речка большая. Один приехал-леска японская, мормышки-фосфорные.Лодочка надувная своя. Полная автономность И всё такое.  Ну , где тут твои лещи? Поехали. Встали на якоря. Товарищ привязался к моей верёвке, метрах в трёх от меня. Рыбачим. Я ловлю лещей, он-нет.Приехали на берег, я понёс «полванны»  в дом, он на берегу лодку сушит.Ну, думаю, сейчас я ему все тайны сразу открою. Чтобы он не мучился, как я. Про поводки, кормушки, кашу,червей, какой стороной их насаживать, как плевать на червячка., какой рукой забрасывать и всё такое. Заварил чаёк.  Выхожу. Хрен там!!
Товарищ ущёл по –английски, не попрощавшись.Предполагаю, что оченно его заело, что я его обловил. Жаба задушила. Правда не поверилось по –началу, но следующие 20 лет жизни подтвердили эту мысль.А может так и честнее-ну не смог справится с жабой и не захотел притворятся , сидеть пить чай и слушать меня опытного, унижаться морально., взял и ушёл.Ну противно поступил, но вроде честно? Да нет, поступил дерьмово, что тут мусолить и давить человеколюбие из себя? Вывод- см. выше. Не ходите в горы с кем попало. И на рыбалку тоже.  Хотя…..              Если друг оказался вдруг-               
                и рыбак-не рыбак. А так..
                на рыбалку возьми с собой,
                там поймёшь-кто такой…
  Это была летняя рыбалка.
А первая моя зимняя -тоже с приключениями. Знаете , что такое  Первый ЛЁД?. Это как заклинание .Ведь по первому льду у рыбы дикий клёв. И рыбаков на первом льду-море. ,толпы. А тем более если клюёт. Я тоже послушал, загорелся, решил поехать. Волга ещё на встала. Ловили на закрайках, а на остров переходили по замёрзшему притоку.  На велосипеде я дал крюк, влился в толпу рыбаков., опустил мормышку.Есть, клёв.Лещи одни за одним из лунки. Азарт дикий.Вокруг все ловят, рыба на льду. И вдруг что-то как-то закачало нас. От прошедшего теплохода пошла волна подольдом. Народ повыскакивал на лёд ближе к берегу, бросив рыбалку. Через минуту  картина такая- стоит человек сорок вдоль льда и смотрит на крошево из отдельных льдин, на которых прыгает рыба, лежат удочки, пешни, рюкзаки. И тут один пешнёй льдину подтолкнул, прыг на неё , на другую. Я за ним.  Так  , помогая друг другу, добрались до своих вещей.Мне из толпы кричат-кинь мне пешню. Я кинул. Другой кричит-рюкзак. Я его кидаю, он рюкзак ловит, а термос-нет.Выпал в полёте. Я не виноват. В общем, классная рыбалка, но мало.  Но понравилось дико.
            Вот ещё про первый лёд. На автобусе из города приехал товарищ с другом в наши края на первый лёд. Я-дома, дела делаю. Заходят ко мне- одолжи пешню, а то у  нас одна на двоих. Берите, только тупая она. ,давай заточу по быстрому.  А их аж свербит, некогда. Время уже десятый час, народ поди наловился, на реке черно от рыбаков. Короче ,пошли с тупой пешнёй.  Минут через сорок приходит назад. Мокрый и без пешни. Оказалось, что лёд на реке крепкий, льдины смёрзлись, а около берега-молодой. Напарник прошёл первый, а он нет.Провалился, и нырнул с головой..Течения нет, шапка плавает сверху, пешня тянет вниз.Ну он пешню и отпустил., в шапку вынырнул и ко мне, греться-сушится. Хорошо хоть я пешню не точил, время не тратил. 
Пешня- — маленький лом для создания прорубей c (обычно) деревянной ручкой.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона описывает пешню так:     Пешня, служащая при зимнем рыболовстве для прорубания льда, — состоит из четырёхгранного куска железа в 3/4 арш. длины, от 5 до 10 фн. веса, оканчивающегося хорошо отточенным заострённым концом. Пешня насаживается на прочную дубовую палку (пеховье) длиною в 2 арш., к концу которой привязывается бечёвка, которая наматывается на руку, чтобы пешня, вырвавшись из рук, не могла утонуть в проруби. Рабочие, занимающиеся рубкой во льду прорубей для выкидывания невода, называются пехорями.
        Или такой случай. Даже в феврале есть незамёрзшие места-майны. И вод сидишь, рыбачишь, видишь –мужик на мопеде –тр-р-р-р-р-р.Хорошо ему, не пешком потеть. Едет , вдаль смотрит, где рыбаки кучней. Тр-р-р-р-р-р-р. А-а-а-а-аа..Буль. Поплыл. Февраль. Мороз. Лепота!!!!! Не вдаль, а вперёд надо было смотреть . На следующий день наблюдается картина такая. Опять февраль, опять мороз, опять майна. И двое надувают резиновую лодку на льду. Лепота?  Два часа бросания якорька – и мопед на поверхности. Были случаи и с мотоциклами. Некоторые из машин еле выпрыгивали.  А может, на базар?  Нет, приключения, азарт.
Вот так  постепенно  и увлекаешься.. Появляется амуниция, ватники, перчатки, ледобуры. Сазанья рыбалка, вобла, места новые.
Один раз, в феврале были дикие ветра, мороз, а рыбачить хотелось. Я взял три палки, связал их сверху, обил полиэтиленом- получился чум метра полтора высотой. На санки-и вперёд. На льду расправил, залез, подышал-тепло. Рыбалка, однако.
Женщина на рыбалке тоже имеет место быть. Бывают и рыбачки заядлые. Нормально, в принципе. Как говорит народная мудрость:
«Лучше  баба на рыбалке, чем в колготках мужичок.» Чок-чок.
 В общем , всё как везде. Разные виды ловли, разная рыба. В основном народ едет на реку для получения каких-то эмоций, если не хапуга. Правда ,некоторые и в получении эмоций увлекаются.
Как- то плыли на байдарках.Навстречу лодка под мотором, куча удочек сзади и блёсенки волочаться за лодкой. Троллинг называется. А мужик в уме путь по воде уже проложил. Предвкушает поклёвку.А тут мы, из-за острова на стрежень.  Он нам кричит-в сторону, в сторону. Я тут троллингую. Троллингуй, места хватает, река широкая, а байдарка- не катер. В общем, зациклился дядька. А может и по жизни троллингует.Т ипаж. Живот на метр, но бандана-как у рэмбо. Бывает. Удачной рыбалки.
А как-то раз наш товаришь шутил над нами , что пока мы ездим за какими –то окуньками, у него дома аквариум с элитными рыбками и он в любое время может ими полюбоваться. Ну, мы тоже пошутили. Через неделю в аквариуме плавали пара сытых окуньков. Окунь-он же рыба, не понимает красоты. Ему лишь бы покушать.
Речной окунь -относится к хищным рыбам: в рационе взрослого окуня значительную долю занимают другие пресноводные рыбы. Речной окунь предпочитает придерживаться равнинных водоёмов, его можно встретить в реках, озёрах, прудах, водохранилищах и даже в менее солоноватых участках морей. Нерест у речного окуня происходит ранней весной, самка окуня откладывает икринки в форме длинной (до 1 м) студенистой ленты. Окунь — популярный объект любительского рыболовства, в отдельных водоёмах имеет важное промысловое значение.
 Рыбалка разная нужна, рыбалка всякая важна. Как люди в горах живут без рыбалки- не понятно.  А вообще, рыбалка дело такое. Её надо попробовать.И ты или попал или это не твоё. Тогда можно кактусы выращивать., например. Тоже заразное дело.Поливать раз в месяц, весной на свет резко не выставлять, экранчики  светоотражающие делать, смесь разная земляная, зимой не поливать, ждать когда зацветёт.потом всем показывать- зацвёл, красиво!На самом деле красиво , кстати кактус цветёт.
Слово «кактус» происходит от греч. ;;;;;;, которое в классическом греческом языке использовалось для обозначения одного из видов чертополоха. Считается, что кактусы выделились эволюционно около 30—40 млн лет назад, когда Южная Америка и Африка были уже значительно разнесены друг от друга тектоническими процессами, но Северная Америка ещё не была соединена с Южной. Хотя ископаемых остатков кактусов на сегодняшний день не найдено, считается, что возникли они в Южной Америке и относительно недавно — 5—10 миллионов лет назад — распространились на северный континент. Кактусы, в силу необычности внешнего вида для европейцев, привлекли внимание ещё первых колонизаторов Америки и были завезены в Европу в качестве декоративных растений уже в XVI веке.
Но это не рыбалка. Это другое.
     Вот я как-то один раз студентом маялся от безделья в выходной, решил почитать. Попался Хэмингуэй, рассказ про рыбалку.И  так он это дело аппетитно описывал, что несмотря на то, что было время к обеду,я собрапся и рванул на речку. Сила таланта, однако.
   Так что, если заразился рыбалкой-это надолго. Можно сказать-навсегда. Хотя загадывать-не принято. Особенно в таком деле , как рыбалка.  Поэтому , на рыбалку рыбу не берут ( даже консервы)., и с женой не ругаются перед выездом. А то клёва не будет.  Примета такая.   

                Славян %))