Записки огородника. Томатные страдания!

Елена Зарядова
    
     1 часть.          "ОТ ПОСЕВА ДО СБОРА УРОЖАЯ - ОТКРЫТЫЙ ГРУНТ"


     В 2008 году я потерпела полное фиаско,все мои томаты "сгорели" от фитофторы,буквально за два дня.
     Анализируя причину такого падения,пришла к выводу,что сама виновата в этом. Высадила изнеженную,домашнюю рассаду в теплицу,в конце мая,на тёплые гряды,снизу их подогревало биотопливо с компостной кучи,которое загрузила поздней осенью.
     Рассада была из стаканчиков,сразу ринулась в рост и через месяц она уже сомкнула ряды так,что и руку не всунешь. Надо было ещё реже сажать,нельзя заглушать посадки. Дважды за лето опрыскивала Фитоспорином-М и третий,когда увидела первые признаки фитофторы,опрыскала от души,но было уже поздно. А на третий день,видя,что бесполезно бороться с болезнью и что урожай мой погиб,я повыдергала все томаты,сложила всю ботву в большой,чёрный мешок и бросила к забору,а через две недели закопала его в землю. За эти недели ботва в мешке убавилась в трое и яму выкапывала небольшую,чтобы "похоронить" в ней все мои многомесячные труды.
     В тот год я осталась без урожая,как ни грустно вспоминать,но это так.
     Минул ещё один год,пришла пора снова сеять любимые плоды. Помня прошлогоднюю неудачу,я мучилась сомнениями,а стоит ли вообще сеять томаты? Да и муж всё время говорил,
     -Брось ты это занятие! Возишься-возишься с ними,как с малыми детьми,а потом одним махом - в помойку. Куплю я тебе на базе ящик томатов,делай с ними что хочешь,соли-маринуй.-
     Я поначалу согласилась и поуспокоилась,но мысленно всё время возвращалась к этому вопросу. Думала - какие там,на этой базе,томаты,может "голые" нитраты внутри? Ведь и детям хочется дать,именно своих "доморощенных".
     Не послушала я мужа и решила всё же посеять томаты,но не на подоконнике,где бы они были на виду,а прямо в гряду. Муж,в те годы,в моих огородных делах не принимал участия,мне всё приходилось делать самой:и копать,и сажать,и строить,и даже гвозди забивать. В тайне от мужа,выбрала местечко за сараем,тёплое и безветренное.В прошлом году там росли гладиолусы,а под них вносила полуразложившийся компост. В середине апреля,прорыхлила лопатой верхний слой почвы,в двух грядах,разбороновала граблями,совочком сделала неглубокие бороздки в 1,5см. и с расстоянием в 10-12 см.,между ними,посеяла сухие семена томатов,без протравливания,разных сроков созревания и годности(некоторые были до 2002года реализации).
     Детерминантные(невысокие)-ранние и индетерминантные(высокие)- средне-ранние со сроками годности с 06 по 09гг. - в одну гряду,начиная посев с высокорослых и заканчивая самими низкими - к Югу. Во вторую гряду,в таком же порядке,только годность семян давно прошла с 02 по 05гг. Эти сеяла погуще раза в три,чем более свежие семена.
     В обе гряды,вместе с посевом семян,в рядки,сыпала очень много свежей,сухой золы,чтобы они протравливались сразу на месте от заболевания "чёрной ножки". Заканчивая сеять каждый последующий сорт,втыкала в землю бирку,чтобы знать что-где посеяла,т.е. сорта. Бирочки самопальные - нарезала ножницами прямоугольные полоски из алюминиевых баночек из-под пива,колы и коктейлей,средней величины,надписывала на них ручкой,с нажимом пальцев,чтобы слова оттискивались на тонком металле - название,высота,сроки созревания и годность семян. Для удобства,эти подписанные прямоугольники прибивала двумя маленькими гвоздиками к тонким реечкам,длиной не выше карандаша.
     Земля в огороде,на тот момент,была ещё не готова к массовому посеву огородных культур,она очень холодная и вязкая,прилипала к совку постоянно,затрудняя мою работу,так как её нужно было удалять с лезвия моего орудия.
     Мне,во время высева томатов в гряды,приходилось стоять в воде проходов по середину голенищ сапог,от этого очень мёрзли ноги,да и руки тоже,от соприкосновения с холодной землёй. И чтобы не застынуть в конец,через каждые пол часа,бегала домой греться возле печки. Провозившись так целый день,я всё же посеяла все намеченные семена томатов в гряды. Посмотрев на свою проделанную работу,даже страшно стало за семена и я представила себя на их месте,как им,бедненьким холодно в этой ледяной почве,но и обратно не соберёшь,что сделано,то сделано.
     Принесла из дома два ведра тёплой,почти горячей воды,перелила их,по очереди,в лейку и полила гряды,которые и без того были мокрые. Достала из сарая два больших,старых полотнища толстой плёнки и в два слоя,прямо по земле,накрыла обе гряды,прижав досками по краям,чтобы не унесло их ветром.
     В течении следующих двух недель ходила и подсматривала под плёнку. Есть ли сдвиги?
Какие там сдвиги,если температура низкая: с 16.04 по 19.04. ночью ниже нуля,а днём до +6; с 20-22 число,ночью -3,днём +6,5; 23-его ночью +1,днём +9,5; 24-ого ночью +4,5,днём +16,5; 25-ого ночью +5,5,днём +18. И только с 25-ого апреля погода стала повышаться и мне уже было не так "зябко" за свои посеянные в землю томаты.
    
     Откуда скажете такая точность? Скажу - я веду с 2005 года дневники погоды и посадок - очень удобно.
    
     К 6-тому мая,под плёнкой взошла щёткой рассада томатов и в той,и в другой гряде. В этот же день поставила дуги и натянула на них эту же плёнку,только одним слоем. Далее,ни поливов,ни подкормок им не делала,только в солнечную погоду откидывала плёнку с торцов гряд,проветривая,закрывая на ночь.
     Ровно через месяц,моя рассада имела высоту от 25-ти и выше см.,в зависимости от сортового типа и я полностью сняла плёнку с гряд. Через четыре дня приступила к её выкопке и высадке на постоянное место и в теплицу,и на улицу.
     Сравнила обе гряды по всхожести и густоты посева - в принципе не было никакой разницы,какой свежести посеяны томаты,т.е. года реализации. Только сорт "Бедуин" до 12.2002года,взошёл пореже остальных сортов.
     Выкопав первое растение томата и полностью отряхнув корень от земли,пригляделась к нему,в каком он состоянии - основной стержень короткий,не более 8-ми см.,но с мощными,скелетного типа,боковыми ответвлениями. У основания корневой шейки,в высоту  одного см.,тёмная фиолетовая окраска - признак закалённости растения и перенесённого холода.
     Растений томатов было столько много,что я не знала,куда их девать? Много посадила себе,отдала двум подругам,часть продала на рынке за бесценок от 5 до 1рубля за штуку,даже так отдавала,"на поход" и всё равно ещё осталось,пришлось сплавить их в компостную кучу.
    
     В этот сезон,у меня столько было плодов,что ими перекрывалась прошлогодняя не урожайность томатов.
    
    
     2 часть.          "ЛЕКАРЬ - ГОРЯЧИЙ ДУШ"


     Помня прошлогоднюю неудачу с урожаем,решила бороться с Фитофторой жёстким методом. Можно сказать,варварским способом,от которого погибли все вредители,которые нет-нет,да и наведывались на посадки томатов. Этот метод можно использовать только на взрослых растениях,причём любых. Так я избавилась от гусениц,долгоносика,тли и других вредителей - на землянике,малине,сливах,не забыв попотчевать и свои цветы.
     Для этого средства понадобится "ну" очень горячая вода,жидкое мыло или шампунь,всё,что жидко-мыльное и обычная зубная паста(по одной стол.ложке на каждое ведро кипятка,кипячу эл.чайником в 1,7литра).
     Поливать нужно по верху растений через лейку,быстро и однократно,т.е. одной полосой,желательно вечером и в хорошую погоду. Зубная паста,в этой "дьявольской"смеси действует,как охладитель от горячего душа.
     По началу растения стоят,как "ошарашенные",замерев от ужаса - Что это было?!
     Но чуть погодя,когда у них проходит "шок",снова расправляются листики и они растут дальше. Такую экзекуцию своим любимцам я проводила с интервалом в две недели,даже по завязавшимся плодам.
     Не каждый огородник решится на горячий полив,с температурой воды 70-80 градусов.
     Главное - этот полив действенный и не надо использовать ядохимикаты,которые "даром" для нас и растений,не проходят.

     Может здесь и не это средство помогло,может то,что растения были с младенчества,закалёнными,кто знает,что на них повлияло,но урожай я собрала весь.
     И ещё - собрав последние плоды томатов в сентябре,дома им провела горячую обработку,при той же температуре,бланширование в течении 10 секунд в горячей воде. Остужала на расстеленных по полу газетах,а когда подсохли,убрала в ящички,прослаивая каждый слой газетами. Три ящичка достояли у меня до февраля следующего года,томаты красные,слегка морщинистые,но не порченные.
    
    
                "ЗАКЛЮЧЕНИЕ"


     Встретив как-то поздней осенью на улице одну из своих покупательниц,она сама ко мне призналась,я услышала в свой адрес благодарственный отзыв о моих,проданных ей в июне растений томатов. Женщина рассказала,что она посадила томаты так,как я ей посоветовала,перед посадкой она окунула корни в глиняную болтушку с добавлением жидкого удобрения. После посадки замульчировала землю вокруг томатов опилками и на первые три дня притенила от солнца - всё прекрасно прижилось. Росли в открытом грунте,стоят и сейчас зелёными,нет ни одного жёлтого листочка,хотя на календаре уже октябрь. Ничем не болеют,сняла отличный урожай,в несколько приёмов,
     -Спасибо вам за вашу прекрасную рассаду. Такого "чуда" у меня ещё не было. А вы на следующий год будете продавать её?-
     И видя моё замешательство,продолжила,
     -Ну пожалуйста! Я всем своим соседям и знакомым буду рекомендовать покупать только у вас,ваши томаты.-
     Вот такие дела! А я хотела было бросить выращивание томатов,а тут такие слова благодарности,даже просят высаживать ещё.
     А как приятно для моих ушей эти слова. Ради этих высказываний,я готова "горы свернуть". Что это я так высоко "взлетела"! "И спускаясь с небес на землю",заканчиваю своё повествование словами: - "Выводы делать вам!"
 

     13.02.2010. Фотография из интернета.