Мяч

Вячеслав Бондаренко
МЯЧ               
                Хороший собеседник-тот, кто умеет слушать. (Карнеги)
                Для некоторых фраза «Как дела»-это не вопрос , а начало выступления               
                на тему «А у меня…..».
                У детей нет в обиходе фразы «Как дела?»
Когда я слышу фразу «друг детства».,у меня всегда возникает  какой-то интерес ,смешанный с любопытством. Никогда не услышать фразу-Друг зрелости, Друг старости, Друг отрочества.Ну, иногда, друг юности. Просто двое дружат. Ну, бывает. Бывает и любят.Или просто работают вместе. Да мало ли отношений между людьми во взрослой жизни?  Но друг детства-это отдельно. Это какой -то отдельный мир,который всегда в голове, где-то там, и  в котором всё взаправду., по-настоящему резко, и на сто процентов искренне.В детстве всё по-настоящему и искренне. Это все знают. Не все помнят .
Когда меня привезли от бабушки, где я жил около года после развода родителей,в военный городок, на новое место жительства,мама повела меня в гости к т.Лиде..И там я познакомился с Витькой.Он был на год младше меня, но нам, шеститилеткам, это было не важно.Мы стали друзьями.
Жили мы в соседних подъездах ,наши мамы работали вместе,а ещё у Витьки был отец. Высокий и строгий. Я его уважал и завидовал  Витьке. По-детски .Когда я приходил к ним домой  , дядь Саша заставлял нас  пить горячее молоко с сахаром из больших глиняных кружек( потому-что полезно), а потом мы с Витькой играли в шахматы, в которые тоже научил играть дядь Саша .Я часто выигрывал .Когда до мата оставалось пара ходов , он заставлял меня ничем не выдавать своей выгодной ситуации, а потом хвалил за выдержку. В отдельной комнате у него стоял стол . со множеством ящичков с инструментом. В свободное время дядь Саша что-то паял, изобретал, делал какие-то приборчики ,светильники  и т .п . Иногда, когда мы гуляли во дворе, дядя Саша  с балкона  громко звал Витьку домой смотреть  Клубкино  путешествие. Я не знал. кто такой Клубка и где он путешествует, но думал , что это интересно, раз дядя Саша всё время зовёт Витьку. Только позже я понял, что это клуб кинопутешествий.
За нашим 5-ти этажным домом  летом образовались большие заросли травы. В одном из сплетений  этих  джунгей  у нас был штаб .Мы там прятались, что-то наблюдали, чувствовали себя разведчиками и нам было здорово и  интересно.
За домами  была полуобсыпанная  траншея, для нас это был окоп. Там на костре и на консервной крышке жарилась самая вкусная  колбаса.
Чуть повзрослев,мы с помощью стола Витькиного отца вырезали из куска оцинковки  что-то вроде блёсен, приспособили крючки-и блёсны были готовы. Удилище было сделано  в виде метровой палки , заострённой в одну сторону. Катушка-за 90 копеек была примотана  изолентой.  Мы бегали на речку с домашним названием  Подстёпка  и ловили там щук. На удилище я ставил  трофейные зарубки .
Однажды, в самый разгар мошкариного сезона мы решили понырять за  раками и линьками. Как оказалось, мокрых мошка любит больше. Облепленные  роем мошкары , одеваясь на ходу, мы бежали от неё до самого города.
 А когда к нам приезжали кубинцы, что-то там по обмену опытом насчёт космоса, мы видели как солдатики из штаба  покупали для них целое ведро бочкового кваса. Продавец литровыми кружками минут 15 наливала ведро, а очередь терпеливо ждала  на жаре, когда в кружках осядет пена. Космос-обыденность, а вот ведро кваса для кубинцев-это да! Это же Куба, Фидель и всё такое! Иностранцы у нас в городке! Вот разговоров было!
А ещё мы делали из пустой катушки  для ниток и куска резинки  мини-лук катапульту, лепили из пластелина человечков и , лёжа на полу ,стреляли по ним из стрел, которыми служили пустые стержни от шариковых ручек.
Потом было увлечение аквариумными рыбками, для Витьки настолько серьёзное, что стало делом всей его жизни (поступление на ихтиологический факультет), выращивание  кактусов, какие-то секреты, увлечения.
Мы отличались друг от друга характерами, семьями, но  я считал его своим другом и  , наверное , испытывал по этому поводу  какие-то  чувства и ,читая книжки про Семёна Будённого, про пиратов , капитана Сорвиголова, про  индейцев ,Следопыта и их кодекс чести я думал о том, как здорово, что у меня есть друг Витька и как мы будем всё время дружить.
Однажды, когда я  ещё ходил в садик, мне подарили самодельный пистолет. Он был деревянный, но у него было натяжное устройство, спусковой крючок  и он мог стрелять камешками.Сокровище!  Когда мальчишка из группы  уронил его и сломал и я понял, что у меня больше нет пистолета, то  моё  сожаление по этому поводу длилось недолго. Через день я уже  был занят другими важными делами.
Весной, когда земля ещё липкая и можно катать из неё шарики, насаживать на прутики и кидать как пращой , мы упражнялись в меткости.Кто дальше и точнее кинет. Иногда попадали в окна соседних домов и разбегались , кто куда.
Лет в 10, когда я уже умел кататься на коньках, пытался делать клюшки   и вовсю играл в футбол с ребятами во дворе и даже обыгрывал Сашку  со второго этажа, хотя он был на 2 года старше( чем заслужил уважение старших ребят),я нашёл на чердаке нашего дома резиновый мяч. Наверное, кто-то освобождал балкон или шкафы в квартире , и закинул его туда за ненадобностью.Я как раз изучал карту звёздного неба( очередное увлечение), уже нашёл  Кассиопею, Цефея, Андромеду, Дракона,Ковши Медведиц, и  в очередную вылазку на чердак наткнулся на резиновый мяч. Он был не новый, сине-красный. с полосой посередине, уже еле заметной, но упругий и готовый для игры.
На следующий день я вышел во двор с мячом,попробовать его в деле. Я рассматривал мяч и думал, как мы будем играть в футбол мои мячом, как я ловко  обведу Сашку со второго этажа, поддев мяч ногой и забью гол.Я рассматривал его и думал, как удачно получилось, что вот у меня теперь свой мяч и можно показать его ребятам. В это время  вышел  Витька и присел рядом со мной. Я  подумал, как расскажу ему про мяч, хоть он и не играл с нами в футбол, про то как это классно  и как я его нашёл. Но я не успел. Витька вытащил  два заострённых стерженька около 10 см длинной  и аккуратно воткнул в мой мяч. Улыбнулся и спросил: «Классно,? Я сам сделал.»
 У него оказывается был свой повод для радости. Он нашёл два металлических стерженька и сам на отцовском точиле, первый раз в жизни заточил их. Они были очень острые, , наверное, как пиратские ножи и ими можно  было стрелять по пластилиновым человечкам и даже по арбузам на балконе  и они втыкались , как настоящие стрелы и так хотелось испытать их остроту и поделиться этим с кем нибудь. Похвастаться, проще говоря. Ему и в голову не пришло, что мяч-это не просто вещь.
Я смотрел на  обмякший кусок резины, уже с мелкими трещинками  и понимал , что в моей жизни только что произошло что-то такое , чего не было раньше. Я потерял друга.  Я помню, что не ругался, не дрался, не плакал, тем более.  Никому не говорил, что случилось и что я чувствую, даже Витьке. Я ничего не сказал. Я общался с ним редко, по необходимости, мамы не понимали в чём дело. Ну а что тут объяснять? Что кусок резины дороже друга? Разве взрослые это поймут?
А потом я прочитал рассказ Виктора  Драгунского  «Он живой и светится» .И ещё другие.
Сейчас, когда прошло столько лет, я думаю: столько было в жизни каких-то разочарований, больших и малых, может быть даже некоторые можно было бы называть предательствами , изменами и т.п.  А некоторые и не помнятся почти. Столькому  всё это научило, и быть проще и толерантней, и терпимей и не обращать внимания, и самому быть человеком. Чему-то так и не научился, наверное.Прощать или не прощать? Сейчас или потом? Очень важные вещи в жизни были. И не очень.Как поймёшь, может только для тебя важные? Но вот помню тот  двор ,солнце, лето. Был мяч и нет его. Был друг, а стал просто пацан с соседнего подъезда.   Интересное чувство. Многие ли готовы пересилить себя, где-то не мелочиться и не суетиться , а где-то , наоборот не упустить мгновенья , чтобы понять что-то важное для себя, хотя бы уже во взрослой жизни?  И ведь, наверняка у многих -свой мяч в жизни. А может и не один….   Сыграем?  : -)))))
 
Январь 2013.                Славян. %))