Семнадцатый

Христина Либенсон
                1.ДЕТИ ИГРАЮТ ШЕКСПИРА

   Привожу здесь рассказ архимандрита Тихона Шевкунова, автора книги «Несвятые святые», о постановке Шекспира для детей:

   «И сделали на праздник какое-то театрализованное представление. Такое как, знаете: «Я — ангел, я прилетел в Вифлеем…», — скучно, занудливо. Я думаю: «Бедные дети, как же они это выдерживают». Но благочестиво. А на самом деле вообще не благочестиво, потому что благочестие — это действие, оказываемое на душу людей, а здесь просто тоска смертная под видом благочестия. Я все-таки закончил ВГИК когда-то, собрал родителей и говорю: «Хватит этого позора!», — «А как же?», — родители говорят. У нас их много было, где-то около пятидесяти или шестидесяти детишек, или даже сто. Отвечаю: «Если вы хотите, чтобы был театр, то режиссером буду я и будем ставить не это совсем», — «А что?», — «Сейчас объясню. Первое — разделим детей на три группы — младшая, средняя и старшая. В младшей группе мы будем ставить «Короля Лира», в средней группе «Ромео и Джульетту», в старшей «Гамлета», — они говорят: «Батюшка, как благословите, но мы не совсем поняли». Я говорю: «Объясняю. Младшие дети, а младшие это до 8 лет, «Короля Лира», они поймут очень хорошо — папу обидели. Они точно хорошо это прочувствуют. Я, конечно, над текстом Шекспира поработаю, сокращу его, потому что все пять действий — это, конечно, невозможно. Где-то в полчаса мы уложимся. «Ромео и Джульетта» — это дети с 8 до 12 лет. Они такие чистые, но уже романтичные. Вот, «Ромео и Джульетта» — чистая любовь. И старшие дети — с 13 до 16 лет — они уже рефлексируют, им «Гамлета» ». Я посидел вечерок над текстом, пригласил своего друга, режиссера Игоря Неупокоева — замечательный режиссер. Мы с ним поддерживаем  театр простодушных — это дауны, они ходят к нам тоже, это ангелы.
   Дауны, чтобы вы понимали — это те, у кого с хромосомой одной не в порядке, они зла вообще не знают. Понятия зла у них нет. Когда с братией собираемся, я говорю, что мы должны быть как дауны. Их если обидишь, то они никогда не ответят, они расстроятся немножко, но они никогда не ответят. Это целая цивилизация рядом с нами, удивительные совершенно существа, как ангелы.
   Доработанный вариант «Гамлета», «Короля Лира» и «Ромео и Джульетты» передали детям. Самый поразительный результат был у младших, они же были неграмотные еще, 5-7 лет, они еще читать не умели. Поэтому родители сказали:
«Батюшка, как они будут все это учить?», — «Вы сказки им читаете на ночь?», — «Да», — «Вот, читайте им на ночь!».
   Самый младший, Ваня Вигилянский, внук отца Владимира Вигилянского, играл Короля Лира. Мама ему читала за послушание на ночь «Короля Лира», а он все это быстро записывал себе на подкорку. Дети все это очень быстро воспринимают. Два месяца репетиций, я, честно говоря, мне было страшно, потому что авантюрное такое предприятие. Но когда мы это увидели, то мы были просто потрясены, это было нечто совершенно грандиозное. Дети играли так, особенно самые маленькие, что просто забыли обо всем. Мы поняли, что мы столкнулись с тем, что нам, например, совершенно недоступно. Когда тот пятилетний Ваня Вигилянский говорил монолог Короля Лира: «О, буря, громы, падите мне на голову, вы не дочки мне…», — зал огромный сидел и плакал, потому что это было так искренне, он жил и он сам рыдал, естественно. Все эти глостеры, шуты, все играли на этом совершенно фантастическом уровне. У нас рядом какой-то театр очень профессиональный, пригласили нас туда, мы там выступали.
   «Ромео и Джульетта», скажу честно, не очень удалась.
   Зато «Гамлет» был совершенно фантастический. Потом мы еще придумали, чтобы этих наших даунов совместить с детским театром в «Гамлете». Помните, когда актеры приезжают в Эльсинор и разыгрывают сцену убийства Гонзаго – ее у нас играли дауны — это было просто фантастически. В Англию, в «Глобус» пригласили детей (где играл Шекспир и где играют до сих пор), с просьбой, чтобы там сыграли! Настолько это было потрясающе!
   Отец Владимир Вигилянский мне потом рассказывал — какой-то праздник, собираются друзья с детьми и говорят: «Ну, детки, почитайте нам стихи», — выходит какая-нибудь девочка, становится на табуретку и говорит: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик…», — «Молодец, садись. А ты что прочтешь, Петенька?». «Я прочту стихотворение «Идет бычок качается, вздыхает на ходу», — все: «Ой, как здорово!». Потом Ванечке Вигилянскому: «Ванечка, а ты что нам прочтешь?», — Ванечка становится на табуретку и говорит: «Я прочту монолог короля Лира из третьего действия трагедии Шекспира на староанглийском языке», — и вдруг преображается, и начинает… Все не просто в шоке, они не могли прийти в себя где-то полчаса, они не могли понять, что происходит.
Ваня вытирает слезы, сходит, берет свою конфетку и идет ее грызть. Очень важно учить детей, не боясь, на самых высоких образцах классики и русской, и мировой. Вот эти наши старшие, когда их заставляли читать Шекспира, потом подходили ко мне и говорили: «Батюшка, спасибо, что вы нам сказали играть. Это же круче, чем Гарри Поттер!». То есть, их надо приобщать. Это то, что касается приходской жизни. Не бойтесь разумно, творчески подходить к этому.»

                2.АРМИНА

   -Хочешь на день рождения Чебурашку?
   -Какого?
   -Мягкого, коричневого, в костючике, песенки поет.
   -Нет, не хочу.
   -А чего ты хочешь?
   -Мягкого Пегаса.

                3.АНДРЕЙ МАКСИМОВ

   Сегодня сказал в интервью очень точные слова: люди в беседе не хотят получать новую информацию, они хотят получать только подтверждение своему мнению.
   Почему люди, вроде бы неглупые, не могут друг друга понять? Потому что категорически НЕ ХОТЯТ ничего слышать, если оно хоть на волос отличается от их собственного мнения. Это отличие приводит их в ярость.

                4.АРМИНЕ 5 ЛЕТ

   Не любит механического шума и громких звуков, любит лошадей. И не только маленьких пони, но и взрослых лошадей.
   Моется в ванне и требует еду, проголодалась. Совмещает мытье с поеданием шоколада.

                5.ЯЗЫК БОГОСЛУЖЕНИЯ

   Очень много говорят о переводе богослужения на русский язык. Активно говорят, громко и требовательно. Мечтают, как сразу все станет всем понятным и как толпы людей побегут в храмы.
   И при этом как-то не задумываются, что богослужебный текст – это не техническая статья, и даже не художественная проза, а поэзия, высочайшая поэзия.
   Если перевести стихи Пушкина на современный язык, то они станут понятнее, но есть ли у нас такие переводчики, которые смогут это сделать, не разрушив поэзии?

                6.О ПЕРЕВОДЕ

   Недавно обнаружила, что очень громко требуют перевода богослужения на русский язык высокообразованные люди, которые и славянский знают, и греческий, и богословское образование имеют, и собственные труды. Никаких вразумительных аргументов не приводят, при этом очень агрессивны. Почему? Не дает мне это покоя. Шум есть, а ни одного адекватного перевода нет. Если так уверены в необходимости, почему не переводят тексты, а шумят? Что-то я тут не понимаю.
   Все время об этом думаю, а сегодня вдруг вспомнилась давнишняя история. Подруга попросла купить на книжной толкучке только что вышедший перевод «Мастера и Маргариты» на латышский язык. Книгу я ей купила и открыла, чтобы посмотреть. Прочла несколько строк и прямо мороз по коже - Булгаков, настоящий Булгаков с его волшебным языком, но по-латышски. Звоню подруге и говорю, что это просто фантастика какая-то, что этого не может быть. А она мне: «Еще бы! Наш лучший поэт прочел роман и захотел его воссоздать на латышском языке. У него не было договора на перевод, он не знал, издадут ли его когда-нибудь. Не из-за денег переводил, а по вдохновению.» Опять открыла книгу, Да, перевод Ояра Вациетиса, Божьей милостью поэта.
   Перевод... Озарение Божие?.. Или гранты, договора, заказы?..

                7.АРМИНА

   Рисует шариковой ручкой. Раз-два – и рисунок готов, требует новый лист.
   -Что ты здесь нарисовала?
   -Это ты маленькая с хвостиками  сидишь на стуле и ждешь свою маму.

                8.ЛОТМАН

   Слушала запись лекции Лотмана о культуре. Поразительно умеет человек говорить о духовном, не упоминая Бога. И формулировки изумительные. Очень хорошо он говорит, что борьба за освобождение от предрассудков, которая является знаменем последних веков, - это уничтожение культуры, разрушение экологии человеческой души, а культура – это система ограничений и запретов.

                9.АРМИНА

   Вытаскивает из буфета сладости, посуду, игрушки и наделяет каждого подарками. Ставит большое красное яблоко на белый одноразовый стаканчик – мороженое.

   Над рисунками трудится долго. Большая лошадка и рядом две маленькие – сестрички, в блюдечке еда для лошадок. Тетя с ребенком переходит улицу, а другая тетя едет на машине, украшенной шариками.

   Подкрадывается сзади и громко кричит «ку-ку».

   -Открой холодильник! – Открываю.
   -А где у тебя в холодильнике сладости?
   -У меня в холодильнике сладостей нет, только в буфете.
   -Тогда открой морозильник!

   Разглядывать иконы, называет их картинами:
   -Где ты покупаешь эти картины? Там другие картины есть?
   Любит лампады и свечи. Говорю ей:
   -Я их зажигаю, когда с картинами разговариваю.
   -А как ты с ними разговариваешь? Они с тобой тоже говорят?

   Требует бумагу для рисования. Даю ей тетрадь.
   -Тут нельзя рисовать, это книга.
   Вырываю из тетради листочек – листочек принимает.

                10.МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

   Родилась во второй половине 5-го века в Александрии. В то время Александрия славилась необычайной свободой нравов. Блуд был нормой жизни, а любые призывы к нравственности воспринимались как безумие и мракобесие. Для Марии разврат стал смыслом жизни, она и в Иерусалим поплыла с паломниками только для того, чтобы на корабле «оторваться по полной».  В Иерусалиме при входе в храм Бог останавливает Марию, не дает ей войти. И она становится великой подвижницей, достигшей в конце жизни молитвы на воздУхе.
   Почему именно это житие читается каждый год в храмах, причем только оно одно? Разве мало в житийной литературе величайших примеров подвижничества и святости?
   Я думаю, что житие Марии Египетской подает нам величайшую надежду. Как бы низко ни пало общество, в какие глубины порока ни вдался бы человек, Бог и оттуда призывает и спасает избранных своих.  Там, где человеческий разум уже не видит никакой надежды на спасение...

                11.ВЕЛИКАЯ СУББОТА

   Впервые почувствовала великую силу от Плащаницы.
   Уже давно болею, еле хожу, все тело тяжелое и непослушное, на службе сижу, на колени могу опуститься, только опираясь обеими руками о скамейку. А сегодня подошла к Плащанице – все тело стало легким и устремилось вверх, земные поклоны без всякого труда сделала, и стоялось легко, и домой пешком пошла.И дома еще эта внутренняя пружина чувствуется.

                12.ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

   За ночь появились листочки на березах и каштанах.
   Во время крестного хода ни ветерка – ни одна свечка не погасла.
   И такая радость от ночной литургии и причастия – ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

                13.ИЗ РАЗГОВОРА РАБОЧИХ НА УЛИЦЕ

   Нецензурные слова пропускаю:
   -Родина – это земля, поля, леса, а страна – правительство, чиновники, налоги. Родину я люблю, а страну ненавижу.

                14.АРМИНА

   Насвинячила на свежевымытый пол. Мама велит убрать за собой. Арминка, мазнув пару раз тряпкой:
   -Ты не мама, ты – злая мачеха.

   Приходит к нам в гости (с мамой и дедом). Шастает все время по квартире, выискивает всякие чепушишки и выпрашивает их у меня. В какой-то момент мама и дед начинают ей говорить, что так нельзя. Арминка получает у меня разрешение на очередную чепушишку и величественно бросает:
   -Тогда идем домой!

   Расцарапала маму. Дед ее воспитывает, говорит, что ничего ей больше не купит за такое поведение. В этот момент появляется бабушка, которая ходила за газетой со сканвордом и прикупила Арминке подарочек:
   -Смотри, что я тебе купила...
   Тут и бабушке достается:
   -Будешь ей подарочки покупать, не дам тебе больше денег.
   Вечером рассказывает папе:
   -Дед сказал бабушке, что не даст ей больше денег, если она будет себе столько сканвордов покупать.

                15.СЕСТРА АННЫ КАРЕНИНОЙ

   Я уже говорила о счастливой судьбе Анны Карениной в современном кино – она не бросается под поезд, а выходит замуж за любимого. Оказалось, что Анна Каренина не одинока в своей «счастливой» судьбе. Посмотрела свеженький фильм «Любовь за любовь» по мотивам романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца». В этом фильме героиня тоже не кончает жизнь самоубийством, а счастливо выходит замуж.
   Эпидемия счастья...

                16. НАШ ДВОР

   Послевоенный ленинградский двор.
   Откуда я знала, что во дворе нельзя капризничать, плакать, обижаться, лукавить, требовать чего-то для себя? Откуда я знала, что во дворе себя надо вести по самому высокому коддексу чести?
   Никто мне этого не говорил, но я это знала, и все во дворе это знали.
   Наверно самое важное знание передается не поучениями и не словами.

                17.ДВА РАЗГОВОРА

   Я общаюсь с обычными людьми, скорее даже с маленькими людьми, потому что я сама человек маленький, но несколько раз мне приходилось разговаривать с большими людьми, с людьми не моего круга.
   1.Это было в советское время. Завод приобрел новую вычислительную технику и нам было приказано перевести на нее за месяц все данные и все рассчеты. Наши уверения в невозможности это сделать в короткий срок вызвали всеобщее возмущение. В соседнем отделе работал на небольшой должности отставной генерал, не имевший никакого отношения к этим проблемам. Как-то, проходя мимо, он спросил:
   -А новая техника совместима со старой? Можно перенести действующие программы или надо их создавать по новой?
   -Абсолютно несовместима, надо все делать по новой и совсем иначе.
   -Ну тогда это нельзя сделать быстро.
   2. А это было уже при капитализме. Влиятельный человек завел со мной разговор о религии (он стал свидетелем чуда от креста и захотел узнать, что это такое). Первым делом он спросил:
   -В религии обычная логика или другая?
   -Другая.
   -Тогда у меня нет на это времени.

   Что общего между этими людьми? Умение моментально увидеть самую суть  даже в абсолютно незнакомой проблеме. Наверно, они не зря были по жизни генералами.

                18.АРМИНА

   Разговор двух сестер:
   -Можно было бы подработать, но ребенок не отпускает меня ни на шаг, только если папа дома и занимается с ним:
   -Ты же говорила, что он всегда с ним занимается, когда дома.
   -Занимается, если удается оторвать от компьютера.
   Тут с глубоким вздохом вступает Арминка:
   -У нас дома такая же проблема.

   Просит отдать ей икону Бориса и Глеба – не соглашаюсь.
   Через некоторое Арминка повела маму в церковь, прямиком в свечную, высмотрела там икону Бориса и Глеба и велела купить, честно отстояв длинную очередь.
   Еще через несколько дней ей предлагают поговорить со мной по телефону. Она берет трубку и говорит:
   -Здрасьте.
   -Как у тебя дела?
   -Я купила лошадь-икону, теперь у меня тоже есть, - и отдает маме трубку.
   (На иконе Борис и Глеб на лошадях.)
   Рассказываю об этом разговоре ее деду. Он смеется:
   -Это чтобы ты не думала, что ты одна такая крутая.

                19.VITA NUOVA

   На день рождения подарили матрас DORMEO (теперь могу лежать!) и электронную книжку (теперь могу читать!).  И еще могу читать лежа! И читаю-читаю-читаю... Новая жизнь началась.
   Из духовного о.Александра Шмемана. Читаю и не могу начитаться. Из художественного постсоветские романы Бориса Васильева – не ожидала, что так хороши. И еще каждый день по капельке Пушкина, Тургенева и Чехова – кислород для души.
   Даже поздоровела. Не приходится больше все делать через силу, энергия появилась. С Преображения каждый день в храм хожу и опять службу чувствую.
   Не думала, что в моей жизни такое еще может быть. Даже в парикмахерской была.
   Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!            

                20.РАЙ

   Часто говорят о бедах, несчастьях и страданиях, которые человек не может вынести. И никогда не слыхала о счастье, о восторге, которых человек не может вынести (разве что у Пушкина «восхищенья не снесла, в тот же вечер умерла»). А ведь у каждого человека своя мера хорошего, которую он способен вынести. Людей зачастую мучает присутствие добродетельного человека, присутствие любящего, на любовь которого не можешь или не хочешь ответить. Не каждый выносит музыку Моцарта. Даже чувство собственного восторга может оказаться человеку не по силам.
   Подумала сегодня, что в Рай могут попасть только те души, которым по силам переносить Любовь и блаженство.

                21.МОЛИТВА

   Зачем мы о чем-то просим Бога? Ведь Он знает все наши нужды без нашего прошения. Наверно, можно ничего не просить, только славить и благодарить.
   Любящие родители дают ребенку не только то, что они сами считают нужным, но зачастую и то, чего хочет сам ребенок, о чем он просит. Так же и Отец наш Небесный.

                22.ПОВТОРЫ

   Почему недостаточно один раз попросить Бога, почему надо повторять прошения изо дня в день?
   У о`Генри есть рассказ о молодом мужчине, которого любимая жена попросила купить персик. Он объездил все магазины и рестораны, но персиков нигде не было, только апельсины. Наконец он узнал, что персики есть в баре, где собирается враждебная ему мафия. Там ему никак нельзя было показаться, но ради любимой жены он туда поехал, вступил в перестрелку и с величайшим риском для жизни буквально чудом добыл этот персик. Когда он вернулся домой, жена капризно спросила, почему его так долго не было. Он ответил, что искал для нее персик, и протянул ей драгоценную добычу. Жена недоуменно спросила:
   -Зачем мне персик? Я не хочу персик, я хочу апельсин.
   Все мы, по большому счету, подобны этой женщине. Вряд ли стоит менять историю из-за нашего минутного каприза, о котором мы через пару часов уже не помним.

                23.ПРОРОКИ

   Пророк Иона побоялся исполнить Божье повеление и попытался убежать и спрятаться. Илья-пророк думал, что он единственный право верующий человек на земле и спрашивал у Бога, зачем Он до сих пор держит землю.
   Зачем нам, обычным людям, знать об ошибках великих пророков?
   Ошибки у всех людей одинаковые. Каждый из нас иногда боится исполнить Божью волю, считая ее невозможной и невыполнимой. И только пройдя через свое заключение во чреве китовом, делает робкую попытку, крохотный шажок в указанном направлении и портясенный обнаруживает, что невозможное и невыполнимое свершилось.  А бывает, что человеку кажется, что он один на свете, что его никто не понимает, что у него нет единомышленников, а они есть, и даже рядом, просто человек о них не знает.

                24.ЧУДО

   Меня учили читать, даже кубики с буквами купили и учили складывать слова из букв. А мне было скучно, и меня ругали – сама попросила, а теперь не занимаюсь. Решила посмотреть, как выглядят буквы в настоящей книге. Взяла книгу, раскрыла – и прочла слово за словом целое предложение.
   Может быть, это самая удивительная минута в моей жизни.

                25.ИОАННА ХМЕЛЕВСКАЯ

   Сказала в интервью, что интеллигентность и ум – это совсем разные вещи. Себя она считает интеллигентной и глупой.
   Интересная мысль.               

               

               


Фотография Галины Карасевой.